Конституционная реформа в РБ: от парламентской модели до ценностей семьи - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Конституционная реформа в РБ: от парламентской модели до ценностей семьи

В Белоруссии на протяжении последних месяцев наблюдается серьезный общественно-политический кризис. Победивший на прошедших 9 августа президентских выборах Александр Лукашенко сумел не допустить в стране государственного переворота, однако его противники не отказались от продолжения борьбы. В попытках найти выход из сложившейся ситуации белорусские власти были вынуждены объявить о проведении в стране конституционной реформы. При этом белорусам было предложено представить свои собственные предложения по изменениям в Конституцию, которые должны быть впоследствии обработаны и одобрены на предстоящем Всебелорусском народном собрании (ВНС). Дальнейшая их судьба будет либо решаться на общереспубликанском референдуме, который власти обещали провести в ближайшие год-два, либо в парламенте, если будет решено принять новую Конституцию страны.

Стоит заметить, что о необходимости изменения Основного закона власти республики говорят не первый год. А. Лукашенко еще в 2019 году называл сроки проведения конституционной реформы – будущая пятилетка. При этом он даже поручил Конституционному суду начать работу над новым вариантом Конституции, обозначив перед ним главную задачу – ничего кардинально не ломать, но внести поправки, в соответствии с современной обстановкой внутри страны и вокруг нее. Таким образом, обсуждение реформы Конституции началось еще до последних президентских выборов, что во многом и предопределило суть нынешней реформы.

Объявленная в начале октября кампания по сбору предложений и обсуждения поправок в Конституцию должна была закончиться к 25 октября. Предполагалось, что созданные властями «диалоговые площадки» сумеют собрать все пожелания белорусов и представить их в палату представителей (нижняя плата парламента) Национального собрания республики. Однако позже этот срок был продлен, так как оказалось, что граждане страны активно включились в процесс обсуждения, присылая парламентариям, как заявила Светлана Любецкая – председатель постоянной комиссии по законодательству палаты представителей, «предложения с правовым обоснованием, пожелания, идеи, концептуальные соображения».

В итоге к концу ноября стало известно, что рабочая группа республиканского оргкомитета по подготовке ВНС начала работу над обобщением предложений, которых скопилось к этому времени более 8 тыс. При этом отмечалось, что «сбор и выработка предложений продолжается на региональных диалоговых площадках, в общественных приемных, во время депутатских встреч, прямых линий и приемов граждан в местных органах власти». Последнее является особенностью белорусской конституционной реформы.

Оказалось, что к объявленному общенациональному диалогу, который должен был посадить за стол переговоров сторонников и противников политического режима Лукашенко, последние практически не были привлечены. «Диалоговые площадки» собирались на базе структур вертикали власти с участием провластных экспертов, чиновников, представителей государственных профсоюзов и пропрезидентских общественных организаций и партий. Оппозиция, если и попадала на такие мероприятия, не получала возможности донести свое видении реформы, а диалога между сторонами не получалось. В итоге противники Лукашенко либо отказались от внесения предложений по поправкам, считая необходимым возврат к Конституции 1994 года, либо оформили их самостоятельно, без участия государственных органов. При этом все они свелись к одному – превращение Белоруссии из президентской республики в парламентскую, с одним государственным языком (белорусским) и символикой 1991-1995 годов (бело-красно-белый флаг и герб «Погоня»). Проще говоря, все то, о чем местная оппозиция говорит уже более двадцати лет, несмотря ни на какие изменения в мире и внутри белорусского общества.

В то же время собранные белорусскими властями соображения чиновников и представителей провластных организаций также в ряде случаев выглядят довольно неоднозначно. По сути они носят характер косметических поправок, которые практически не меняют сути нынешнего политического режима в Белоруссии. Предложения же, которые направляют простые граждане, и вовсе в массе своей не касаются политической сферы, а связаны с региональными проблемами, вопросами семьи, социального обеспечения и даже личной жизни.

Если проанализировать имеющуюся на сегодня информацию, то условно все предложения по конституционной реформе можно разбить на два основных блока. При этом стоит заметить, что поступающие предложения практически не зависят от региона Белоруссии и в ряде случае копируют друг друга, повторяя все то, о чем ранее говорил А. Лукашенко. Единственным исключением в данном случае является предложение об отмене смертной казни, против чего белорусский лидер всегда довольно жестко выступал и не поменял своего отношения и сегодня.

Первый и самый важный блок можно условно назвать «политическое реформирование». Именно здесь концентрируются наиболее важные предложения по изменению политической системы РБ. В частности, речь идет о перераспределении конституционных полномочий президента, правительства, парламента и местных органов управления, а также реорганизации ряда государственных органов и изменении сроков их полномочий. Так, предлагается дать право парламенту, а не президенту назначать выборы, членов Центральной избирательной комиссии, судей и генерального прокурора, а также уполномоченного по правам человека, если такая должность в Белоруссии появится.

При этом всякий раз чиновники подчеркивают, что такие поправки приведут страну к президентско-парламентской республике, где роль главы государства по-прежнему останется значительной. Необходимость последнего объясняется тем, что для политической культуры белорусского общества «характерно стремление к персонификации государственной власти». В итоге президент должен будет возглавлять исполнительную власть, заключать международные договоры, формировать правительство, но с учетом мнения парламента, принимать указы и другие акты, которые, правда, не будут приравниваться, как сегодня, к законам или быть выше них.

Кроме того, есть в данном блоке и ряд предложений по расширению местного самоуправления. Главным из них является избираемость руководителей региональных исполнительных и распорядительных органов. Дополнительно предлагается упразднить сельские, поселковые и городские районные Советы депутатов, о чем в Белоруссии говорят уже не первый год. Также рассматривается вопрос о расширении финансовой самостоятельности регионов, в том числе через перераспределение налогов в пользу местных бюджетов.

Особый интерес представляют предложения по изменению избирательной и партийной систем. При этом признается, что расширение партийного представительства в органах управления пока «нецелесообразно», так как в Белоруссии на сегодня нет авторитетных партий. Поэтому предлагается сначала заняться партийным строительством (например, снизить минимальное число, необходимое для организации партии до 500 человек), а лишь затем рассмотреть вопрос о кардинальной смене избирательной системы. Пока же предлагается лишь рассмотреть возможность перехода от мажоритарной к смешанной схеме выборов.

Второй блок – «социокультурное и идеологическое строительство». Это, пожалуй, наиболее обсуждаемые простыми белорусами вопросы, в том числе и потому, что многие из них близки и понятны обывателю, в отличие от сферы политики и ее тонкостей. Поэтому неслучайно именно здесь вносится немало предложений, которые напрямую не связаны с Конституцией. При этом многие из них выглядят лишь как косметические поправки, призванные закрепить устоявшуюся к настоящему моменту в Белоруссии идеологическую модель общественного развития.

Например, предлагается вписать в Конституцию недопущение переписывания истории страны и увековечить память о Великой Отечественной войне, закрепить понятия брака как исключительно союза мужчины и женщины, а также отдельно прописать гарантию обучения и воспитания на одном из государственных языков и прочее. Отдельно стоит тема отмены смертной казни, которая долгие годы является яблоком раздора между Белоруссией и международным сообществом. Предлагается как минимум исключить ст. 24 Конституции, где прописана возможность лишения жизни человека и оставить высшую меру наказания за особо тяжкие преступления только в уголовном законодательстве.  

Кроме того, есть целый пласт предложений, связанных с религией. В частности, предлагается закрепить статус Белоруссии как светского государства, где каждый вправе самостоятельно определять свое отношение к религии или вести «безрелигиозный» образ жизни. Примечательно, что к обсуждению данного вопроса присоединились и конфессии. Так, Белорусская православная церковь заявила, что готовит свои предложения, связанные с семьей, сохранением семейных ценностей и сферы образования, которое должно «сочетать в себе воспитание в подрастающем поколении и патриотических чувств, и доброй нравственности».

В целом же объявленная белорусскими властями конституционная реформа, которая должна сгладить возникшие разногласия между обществом и государством, пока остаётся довольно туманной. Исходя из доступной на сегодня информации, большинство белорусов остаются к ней равнодушны, что подтверждается относительно небольшим количеством предложений, а также их содержанием. Простых граждан в большей мере интересует сохранение стабильности и повышение уровня жизни в стране, что властям пока не удаётся увязать с будущими изменениями в Конституции. При этом нельзя отрицать, что сама по себе конституционная реформа в любом случае станет определяющим этапом в развитии белорусского государства.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2595
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика