В Белоруссии на протяжении последних месяцев наблюдается серьезный общественно-политический кризис. Победивший на прошедших 9 августа президентских выборах Александр Лукашенко сумел не допустить в стране государственного переворота, однако его противники не отказались от продолжения борьбы. В попытках найти выход из сложившейся ситуации белорусские власти были вынуждены объявить о проведении в стране конституционной реформы. При этом белорусам было предложено представить свои собственные предложения по изменениям в Конституцию, которые должны быть впоследствии обработаны и одобрены на предстоящем Всебелорусском народном собрании (ВНС). Дальнейшая их судьба будет либо решаться на общереспубликанском референдуме, который власти обещали провести в ближайшие год-два, либо в парламенте, если будет решено принять новую Конституцию страны.
Стоит заметить, что о необходимости изменения Основного закона власти республики говорят не первый год. А. Лукашенко еще в 2019 году называл сроки проведения конституционной реформы – будущая пятилетка. При этом он даже поручил Конституционному суду начать работу над новым вариантом Конституции, обозначив перед ним главную задачу – ничего кардинально не ломать, но внести поправки, в соответствии с современной обстановкой внутри страны и вокруг нее. Таким образом, обсуждение реформы Конституции началось еще до последних президентских выборов, что во многом и предопределило суть нынешней реформы.
Объявленная в начале октября кампания по сбору предложений и обсуждения поправок в Конституцию должна была закончиться к 25 октября. Предполагалось, что созданные властями «диалоговые площадки» сумеют собрать все пожелания белорусов и представить их в палату представителей (нижняя плата парламента) Национального собрания республики. Однако позже этот срок был продлен, так как оказалось, что граждане страны активно включились в процесс обсуждения, присылая парламентариям, как заявила Светлана Любецкая – председатель постоянной комиссии по законодательству палаты представителей, «предложения с правовым обоснованием, пожелания, идеи, концептуальные соображения».
В итоге к концу ноября стало известно, что рабочая группа республиканского оргкомитета по подготовке ВНС начала работу над обобщением предложений, которых скопилось к этому времени более 8 тыс. При этом отмечалось, что «сбор и выработка предложений продолжается на региональных диалоговых площадках, в общественных приемных, во время депутатских встреч, прямых линий и приемов граждан в местных органах власти». Последнее является особенностью белорусской конституционной реформы.
Оказалось, что к объявленному общенациональному диалогу, который должен был посадить за стол переговоров сторонников и противников политического режима Лукашенко, последние практически не были привлечены. «Диалоговые площадки» собирались на базе структур вертикали власти с участием провластных экспертов, чиновников, представителей государственных профсоюзов и пропрезидентских общественных организаций и партий. Оппозиция, если и попадала на такие мероприятия, не получала возможности донести свое видении реформы, а диалога между сторонами не получалось. В итоге противники Лукашенко либо отказались от внесения предложений по поправкам, считая необходимым возврат к Конституции 1994 года, либо оформили их самостоятельно, без участия государственных органов. При этом все они свелись к одному – превращение Белоруссии из президентской республики в парламентскую, с одним государственным языком (белорусским) и символикой 1991-1995 годов (бело-красно-белый флаг и герб «Погоня»). Проще говоря, все то, о чем местная оппозиция говорит уже более двадцати лет, несмотря ни на какие изменения в мире и внутри белорусского общества.
В то же время собранные белорусскими властями соображения чиновников и представителей провластных организаций также в ряде случаев выглядят довольно неоднозначно. По сути они носят характер косметических поправок, которые практически не меняют сути нынешнего политического режима в Белоруссии. Предложения же, которые направляют простые граждане, и вовсе в массе своей не касаются политической сферы, а связаны с региональными проблемами, вопросами семьи, социального обеспечения и даже личной жизни.
Если проанализировать имеющуюся на сегодня информацию, то условно все предложения по конституционной реформе можно разбить на два основных блока. При этом стоит заметить, что поступающие предложения практически не зависят от региона Белоруссии и в ряде случае копируют друг друга, повторяя все то, о чем ранее говорил А. Лукашенко. Единственным исключением в данном случае является предложение об отмене смертной казни, против чего белорусский лидер всегда довольно жестко выступал и не поменял своего отношения и сегодня.
Первый и самый важный блок можно условно назвать «политическое реформирование». Именно здесь концентрируются наиболее важные предложения по изменению политической системы РБ. В частности, речь идет о перераспределении конституционных полномочий президента, правительства, парламента и местных органов управления, а также реорганизации ряда государственных органов и изменении сроков их полномочий. Так, предлагается дать право парламенту, а не президенту назначать выборы, членов Центральной избирательной комиссии, судей и генерального прокурора, а также уполномоченного по правам человека, если такая должность в Белоруссии появится.
При этом всякий раз чиновники подчеркивают, что такие поправки приведут страну к президентско-парламентской республике, где роль главы государства по-прежнему останется значительной. Необходимость последнего объясняется тем, что для политической культуры белорусского общества «характерно стремление к персонификации государственной власти». В итоге президент должен будет возглавлять исполнительную власть, заключать международные договоры, формировать правительство, но с учетом мнения парламента, принимать указы и другие акты, которые, правда, не будут приравниваться, как сегодня, к законам или быть выше них.
Кроме того, есть в данном блоке и ряд предложений по расширению местного самоуправления. Главным из них является избираемость руководителей региональных исполнительных и распорядительных органов. Дополнительно предлагается упразднить сельские, поселковые и городские районные Советы депутатов, о чем в Белоруссии говорят уже не первый год. Также рассматривается вопрос о расширении финансовой самостоятельности регионов, в том числе через перераспределение налогов в пользу местных бюджетов.
Особый интерес представляют предложения по изменению избирательной и партийной систем. При этом признается, что расширение партийного представительства в органах управления пока «нецелесообразно», так как в Белоруссии на сегодня нет авторитетных партий. Поэтому предлагается сначала заняться партийным строительством (например, снизить минимальное число, необходимое для организации партии до 500 человек), а лишь затем рассмотреть вопрос о кардинальной смене избирательной системы. Пока же предлагается лишь рассмотреть возможность перехода от мажоритарной к смешанной схеме выборов.
Второй блок – «социокультурное и идеологическое строительство». Это, пожалуй, наиболее обсуждаемые простыми белорусами вопросы, в том числе и потому, что многие из них близки и понятны обывателю, в отличие от сферы политики и ее тонкостей. Поэтому неслучайно именно здесь вносится немало предложений, которые напрямую не связаны с Конституцией. При этом многие из них выглядят лишь как косметические поправки, призванные закрепить устоявшуюся к настоящему моменту в Белоруссии идеологическую модель общественного развития.
Например, предлагается вписать в Конституцию недопущение переписывания истории страны и увековечить память о Великой Отечественной войне, закрепить понятия брака как исключительно союза мужчины и женщины, а также отдельно прописать гарантию обучения и воспитания на одном из государственных языков и прочее. Отдельно стоит тема отмены смертной казни, которая долгие годы является яблоком раздора между Белоруссией и международным сообществом. Предлагается как минимум исключить ст. 24 Конституции, где прописана возможность лишения жизни человека и оставить высшую меру наказания за особо тяжкие преступления только в уголовном законодательстве.
Кроме того, есть целый пласт предложений, связанных с религией. В частности, предлагается закрепить статус Белоруссии как светского государства, где каждый вправе самостоятельно определять свое отношение к религии или вести «безрелигиозный» образ жизни. Примечательно, что к обсуждению данного вопроса присоединились и конфессии. Так, Белорусская православная церковь заявила, что готовит свои предложения, связанные с семьей, сохранением семейных ценностей и сферы образования, которое должно «сочетать в себе воспитание в подрастающем поколении и патриотических чувств, и доброй нравственности».
В целом же объявленная белорусскими властями конституционная реформа, которая должна сгладить возникшие разногласия между обществом и государством, пока остаётся довольно туманной. Исходя из доступной на сегодня информации, большинство белорусов остаются к ней равнодушны, что подтверждается относительно небольшим количеством предложений, а также их содержанием. Простых граждан в большей мере интересует сохранение стабильности и повышение уровня жизни в стране, что властям пока не удаётся увязать с будущими изменениями в Конституции. При этом нельзя отрицать, что сама по себе конституционная реформа в любом случае станет определяющим этапом в развитии белорусского государства.