Страны Евразийского экономического союза в текущем году столкнулись с необходимостью противостоять не только фактической эпидемии коронавируса, но и экономическим последствиям после её первой и второй волн. Хорошее представление о том, как страны-участницы отреагировали на опасность, дает «Мониторинг принятых государствами-членами ЕАЭС мер, направленных на преодоление негативных последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019)», проведённый специалистами Евразийской экономической комиссии.
Россия
В Российской Федерации проблема коронавируса и коронакризиса стоит так же остро, как во всём остальном ЕАЭС и мире. Борьбу с пандемией начали практически со времени объявления её главой ВОЗ. 14 марта премьер-министр Михаил Мишустин определил четыре основных направления экономических мер поддержки: содействие сфере торговли для формирования надёжного запаса товаров первой необходимости; минимизация потерь уязвимых сфер туризма и авиаперевозок; поддержка малых и средних предприятий; «настройка» регулирования и всей работы органов власти, включая контрольнонадзорные органы.
Позже Кабинет министров вместе с Банком России предложил выстраивать экономическую тактику на трёх принципах: 1) снижать волатильность финансовых рынков; 2) обеспечивать поддержку населения товарами первой необходимости, лекарствами и медизделиями; 3) быстро и эффективно поддерживать отрасли и компании, находящиеся в зоне повышенного риска. Владимир Путин подписал указ № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», позднее его действие продлевалось один раз и уже после 11 мая текущего года на власти регионов переложили ответственность и возможность устанавливать и снимать карантинные ограничения в соответствии с эпидобстановкой.
Президент и правительство учредили выплаты медикам, волонтёрам и добровольцам, кто работал всё самое сложное время эпидемии с больными и оказывал соцуслуги в зоне риска. Предприятиям и компаниям правительство РФ выделяло суммы в поддержку для компенсации потерь, связанных с карантинными мерами. В частности, постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 года № 46 утвердило временные правила регистрации граждан для поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также порядок получения социальных выплат в случае признания их безработными.
Экономические аналитики представили итоги исследований, согласно которым в среднем по России инфляция осталась на уровне 4%. Что касается динамики цен на продукты и услуги, то она заметно варьируется по регионам.
Армения
С середины марта власти Армении начали искать возможность минимизировать сложности, связанные с первой волной пандемии. Центробанк РА 16 марта обратился к коммерческим банкам в сложившейся ситуации с призывом использовать индивидуальный подход к заемщикам (например, в гостиничной, ресторанной, транспортной, развлекательной сферах), чтобы поддержать самые уязвимые секторы и избежать их резкого падения. Также ЦБ принял решение о снижении ставки рефинансирования на 0,25%, т. е. до 5,25% годовых. Правительство внесло изменения в госбюджет на текущий год и меры развития экономики.
К 10 сентября было проведено почти 80,5 тыс. проверок соблюдения санитарно-гигиенических норм, установленных комендантом республики. По всем случаям нарушения были выставлены рекомендации и инструкции по их устранению. 24 сентября стало известно, что Еврокомиссия выделила Армении $60 млн для смягчения экономических последствий пандемии и проведение судебной реформы. А 9 ноября Евросоюз принял решение выделить Еревану 35,6 млн евро для нейтрализации коронакризиса.
Белоруссия
Власти Белоруссии в условиях пандемии коронавируса приняли решение идти своим путём в преодолении самой болезни и экономического воздействия на республику её последствий. С начала марта нынешнего года был предпринят ряд мер по минимизации последствий коронакризиса. Комитет по операциям на финансовых рынках Нацбанка РБ с 17 марта изменил процентные ставки за пользование денежными средствами в иностранной валюте по сделкам СВОП. Национальный банк принял также решение «О применении контрциклических мер, направленных на повышение возможностей банков по сохранению финансовой поддержки реальному сектору экономики».
Приняты многие другие меры по поддержке экономического сектора и общества в непростой период. Евразийская экономическая комиссия 7 октября согласовала государственное регулирование цен на социально значимые товары в Белоруссии до 31 декабря текущего года. Через пять дней, 12 октября, Евразийский фонд стабилизации и развития одобрил выделение Белоруссии кредита в $500 млн. На заседании Совета министров 21 октября глава Минэкономики РБ Александр Червяков заявил, что в 2021 году доходы населения вырастут более чем на 7% в номинальном выражении.
Также 10 ноября на очередном заседании Госсовета премьер Роман Головченко сообщил, что Минск готов поделиться с Шанхайской организацией сотрудничества опытом успешной борьбы с коронавирусной инфекцией. Белоруссия постепенно справляется не только с политическим кризисом, навязанным извне, но и с коронакризисом.
Казахстан
Власти Казахстана встретили атаку пандемии оперативно: 15 марта текущего года президент Касым-Жомарт Токаев издал указ «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан». 17 марта Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Нацбанком Казахстана разработали комплекс мер по обеспечению стабильности финансовой системы и защиты прав потребителей финансовых услуг. Минсельхоз РК ввел запрет на вывоз ряда товаров с территории республики в третьи страны, принято решение о дополнительных мерах поддержки населения и бизнеса, введены предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары, необходимые для бесперебойного жизнеобеспечения населения и экономики страны.
С 11 мая был отменён режим ЧП, а Госкомиссию по чрезвычайному положению преобразовали в Комиссию по восстановлению экономического роста. В начале осени был разработан и внедрён ряд антикризисных мер по возобновлению роста экономики. В отчёте Госкомиссии значится, что без малого 2,4 млн. казахстанцев получили единовременную выплату по потере дохода в период карантина.
В первых числах ноября на заседании правительства под руководством премьера А. Мамина рассмотрены итоги социально-экономического развития страны и исполнения республиканского бюджета за январь-октябрь 2020 года. Карантинные меры, вводимые за этот период, сказались на сфере услуг (-6,1%). Одновременно идёт постепенный рост реального сектора экономики.
Киргизстан
Киргизстан стал самой проблемной из стран ЕАЭС в плане коронавируса и экономических последствий пандемии. Экономически он пострадал наиболее всего, поскольку дополнительных ресурсов, так называемой «подушки безопасности» в виде резервов, Бишкек не имеет. Хотя реагировать на вспышку коронавируса в Китае активно начал именно Киргизстан. 23 января было полностью перекрыто воздушное, автомобильное и железнодорожное сообщение с КНР. Образован оперативный штаб правительства по отслеживанию ситуации с коронавирусом. Однако пришлось ограничиться объявлением ЧП лишь в самых проблемных областях страны.
Для сглаживания негативных экономических последствий от коронавирусной пандемии и поддержки реального сектора экономики с 25 июня Нацбанк Киргизстана провёл кредитный аукцион для коммерческих банков по программе правительства «Финансирование субъектов предпринимательства» с общим объемом предложения кредитных ресурсов на сумму 1,0 млрд сомов. Позже приграничное транспортное сообщение с Китаем и другими государствами было возобновлено с соблюдением всех санитарных предостережений.
В качестве поддержки своих граждан правительство Киргизстана вместе с бизнесом приняло решение помочь нуждающимся семьям в виде продуктовых наборов. Власти страны, предприятия и гражданское общество продолжают оказывать гуманитарную помощь уязвимым слоям населения в регионах, где объявляли режим ЧС. 11 мая Китай доставил в Киргизстан гуманитарный груз – 100 тыс. ПЦР-тестов, 30 тыс. медицинских очков, 30 тыс. масок № 95, 150 тыс. медицинских масок, 1 тыс. термометров. Международный валютный фонд 8 мая одобрил второй транш помощи Киргизской Республике в размере $121,1 млн.
Однако неэффективное распределение полученных денег и помощи привели к общественным волнениям, которые были спровоцированы официальным Бишкеком. Начались общественные протестные акции после прошедших в республике выборов, в результате которых сменилось правительство. То есть на коронакризис пришлось ещё и политическое неблагополучие в стране.
* * *
Евразийское пространство по-разному отреагировало на вызовы. Однако совершенно очевидно, что если государства-соседи тесно взаимодействуют, а не облагают друг друга ограничениями, то ни пандемия, ни её экономические последствия не становятся причинами затяжного кризиса.