Власти Турции хотят заселить подконтрольные Азербайджану районы Карабаха боевиками из Сирии. С таким неожиданным заявлением выступил работающий в настоящий момент в регионе российский военкор Семен Пегов. Якобы появились сигналы из Сирии о том, что в эти районы хотят привезти семьи туркоманов. Для некоторых из них, по его словам, карабахская земля после девяти лет войны в Сирии может показаться раем.
«В Сирии турки уже обращаются к людям с таким призывом, предлагают помощь, если они захотят переселиться в Арцах. Силовой костяк будут обеспечивать все те же боевики, которые никуда из Карабаха не уехали», – заявил Пегов. Он также добавил, что ВКС России в последние дни активно наносят удары по базам протурецких боевиков в Идлибе и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган понимает, что Россия и Сирия будут «дожимать» Идлиб. «В самой Турции такой радикализм не нужен, но они могут пригодиться в Закавказье», – считает Пегов.
О том, что в Карабахе активно используются сирийские наемники, которых туда перебрасывает Турция, стало известно с первых дней войны. Эти сведения неоднократно подтверждались не только армянской стороной, но и международными СМИ, представителями властей Сирии, России и даже Франции и США, которые также были обеспокоены не столько фактом использования наемников, сколько очередным усилением Эрдогана. И если Москва об этом говорила достаточно сдержанно, несмотря на наличие очевидных доказательств, то Париж в выражениях не стеснялся.
3 декабря сопредседатели Минской группы ОБСЕ Россия, Франция и США потребовали немедленного вывода иностранных наемников из Нагорного Карабаха. Очевидно, что спустя почти месяц после остановки войны этого еще не сделано – они еще там. По данным армянской стороны, речь идет о четырех тысячах боевиков.
Действительно, надо же их куда-то девать, оплачивать их перевозку в обратном направлении. Не проще ли оставить их там?
Но если говорить без иронии, то в этой акции заинтересованы многие. В первую очередь сами сирийские боевики. Жизнь в Идлибе под постоянными бомбежками российских ВКС – не сахар, а тут – тишь, гладь, да божья благодать. Конечно, переселение в Карабах не означает возврат к мирной жизни, тем более что многие из этих людей ничего, кроме войны, и не знают, и Анкара будет и дальше использовать их в боевых операциях. А, по слухам, в Карабахе сирийским наемникам и платят в разы больше, чем в Сирии.
Большую выгоду ощущает и сам Эрдоган, который таким образом убивает двух зайцев. Во-первых, он избавляет собственную страну от «проблемного» контингента, который в случае выдавливания из Сирии выдавливаться будет прямиком в Турцию – больше некуда. Во-вторых, он получает на территории Азербайджана нечто вроде заградотрядов, которые будут угрожать одновременно Москве, Тегерану и самому Баку.
В общем, боевики там уже больше двух месяцев и ожидают, по сути, постоянную прописку. Эта тактика использовалась еще османскими султанами, которые переселяли в Европу тех же черкесов, выдавленных из Российской империи.
Кстати, Эрдоган уже пользовался этой схемой в Ливии, перебрасывая туда боевиков из Сирии на помощь Сараджу. А если можно в Ливии, то почему нельзя в Карабахе?
Итак, по пунктам. Для чего, вернее, против кого там нужны боевики? Во-первых, как это ни парадоксально, против самого Алиева, которому, хотя он после войны и сидит плотно на турецком крючке, нужно постоянно напоминать, что у Анкары есть рычаг управления Азербайджаном и его президентом.
О том, что Баку никогда не выиграл бы войну без Анкары и что теперь, после победы, попадает в серьезную зависимость от нее, за последние недели не писал в России только ленивый. А вот, что пишет, к примеру, американский National Interest: «Азербайджанцы отмечают 10 ноября как день победы над Арменией в карабахской войне. Но когда хмельное чувство победы уйдет в прошлое, они поймут, что это начало конца истинной азербайджанской независимости».
Автор, правда, считает, что Баку лишился независимости, попав не только под турецкое, но и российское «владычество» из-за возможного появления в Карабахе нашей военной базы. Но основная часть статьи посвящена именно Турции. По мнению автора, чтобы укрепить свою личную власть и гарантировать ее передачу жене и сыну, Ильхам Алиев продал азербайджанский суверенитет. Турки, по его словам, теперь вряд ли покинут Азербайджан, поскольку у них свои виды на эту территорию. Автор считает, что Эрдоган давно вынашивает пантюркистские замыслы, стремясь к культурному, экономическому и политическому сближению с Азербайджаном, тюркскими государствами Центральной Азии. Но Армения мешает грандиозным амбициям турецкого лидера, потому что она территориально отделяет Турцию от тюркских республик.
Кроме того, автор напоминает о том, что соглашение по прекращению огня в Карабахе предусматривает предоставление Турции коридора через армянскую территорию, хотя механизм его действия пока неясен. Кроме того, Турция направит своих военных в совместный турецко-российский центр мониторинга. Наконец, в Баку находится турецкий спецназ, а на азербайджанских авиабазах остаются турецкие самолеты F-16.
Может, Алиев и видит в Эрдогане своего друга, однако сам Эрдоган считает Алиева всего лишь средством для достижения собственных целей, уверен автор.
Он также обращает особое внимание на присутствие в регионе сирийских наемников. У Алиева, по его словам, вряд ли есть возможность заставить их покинуть страну, даже если он захочет это сделать. Турция сумела направить огонь этих наемников на армян. Точно так же она сможет использовать их против тех азербайджанцев, которые воспротивятся турецким замыслам.
Несмотря на расхождение во многих оценках с американским автором, здесь он говорит совершенно правильные вещи.
А будут ли азербайджанцы противиться? Во-первых, в азербайджанском обществе и без того полно недовольных не только тем, что Алиев остановился в шаге от полной победы, но и степенью вовлеченности Турции, которая управляла азербайджанской армией, расставив на ключевые посты своих людей. Последние сменили генералов еще советской школы, даже министра обороны фактически отстранили от дел за «контакты с Россией». Это самое откровенное посягательство на суверенитет, и это многим, разумеется, не нравится.
Во-вторых, еще меньше местным может понравиться сама идея заселения карабахских земель сирийскими туркоманами. Во-первых, на эти земли претендуют сами азербайджанцы, которых в свое время оттуда изгнали. Во-вторых, туркоманы – контингент далеко не близкий ни по культуре, ни по религии.
Начнем с того, что они сунниты, а азербайджанцы в большинстве своем шииты. Отношения между двумя основными ветвями ислама примерно, как между католиками и гугенотами в средневековой Европе, – прямо скажем, не братские. Несмотря на увещевания пропаганды по поводу концепции «одна нация – два государства», Азербайджану все же духовно ближе Иран, в котором живет много азербайджанцев и в составе которого азербайджанские ханства долгое время находились.
Иными словами, сирийские головорезы – не лучшие соседи для азербайджанцев, и, если их действительно поселить там в большом количестве, конфликты рано или поздно неизбежны.
Понимает ли это Ильхам Алиев? Для сплочения общества и преодоления негативных последствий кризиса ему остро необходима была победоносная война. Он ее получил. Вопрос в том, какой ценой. Присутствие сирийских боевиков призвано постоянно напоминать ему об этом.
Кроме того, сирийцы нужны там Эрдогану для того, чтобы заставлять нервничать Иран. Напомню, до того, как в Сирию пришла Россия, противников Асада утюжили в основном иранцы, так что многим из них рано или поздно захочется поквитаться. Ирану такое соседство на своей границе точно не нужно, и Эрдоган может использовать этот аргумент на переговорах с Тегераном.
И, разумеется, присутствие этой публики не нужно России. Во-первых, также во избежание конфликтных ситуаций, которые могут быть неизбежны, учитывая, что ближайшие пять лет озлобленные на Россию моджахеды будут рассматривать в прицел наших миротворцев. Во-вторых, перемещая боевиков по территории Азербайджана, Эрдоган не только дает понять Москве, что эта территория его, но и намекает, что эти люди завтра могут появиться уже на границе с российским Дагестаном, и в случае волнений на Северном Кавказе на помощь «братьям-суннитам» могут прийти те, кого мы усиленно «выдалбливали» в Сирии.
Ведь это, напомню, было одним из главных поводов нашего там появления – чтобы не допустить расползания терроризма. А теперь он будет фактически у наших границ. Для чего тогда гибли в Сирии наши ребята?
Кстати, упомянутый выше коридор, соединяющий Нахичевань с основной территорией Азербайджана, – очень интересная и опасная вещь. Действительно, не очень понятно, как он будет работать. Судя по всему, охранять его снаружи будут российские пограничники. При этом внутри он будет подконтролен Азербайджану, вернее, как мы все понимаем, Турции. Анкара получает наконец то, о чем давно мечтала, – сухопутную дорогу в Азербайджан, которую никто, никто кроме нее, не будет контролировать и по которой можно без всякого досмотра проводить любые грузы.
Причем, подчеркну, происходить это будет по суверенной территории Армении. Чем не дамоклов меч, с помощью которого можно будет грозить Еревану. Грозить можно и России, держа в заложниках ее пограничников. Тут открывается, простите за каламбур, настоящий коридор возможностей – возможностей провокаций.
Таким же опасным местом становится Лачинский коридор. Тот же National Interest пишет, что Турция может развязать новую войну, устроив провокацию в Лачинском коридоре: для этого Эрдогану достаточно заявить о том, что турецкий транспорт подвергся обстрелу со стороны Армении. Он потребует установить контроль на этом участке турецких или азербайджанских вооруженных сил. Если это удастся осуществить, то в скором времени здесь разгорится новый очаг вооруженного сопротивления. NI также напоминает, что похожую тактику Турция уже успешно применяла в Сирии, захватив под свой контроль значительные территории.
Конечно, все это гипотетически. Но раньше это было просто невозможно, а теперь – вполне.
В начале года, в разгар очередных разногласий вокруг Идлиба, когда чуть не дошло до прямых столкновений Москвы и Анкары, я обращал внимание на то, что Турция никогда не уйдет с севера Сирии. Во-первых, потому что это территория, которую она считает «своей» (Эрдоган давно не скрывает неоосманских амбиций), а во-вторых, потому, что ему жизненно необходим буфер на границе с Сирией, который контролировали бы подконтрольные ему комбатанты.
Турция еще с 1990-х годов взяла курс на развитие идеологии пантюркизма. А большинство тюркских народов живет на постсоветском пространстве – это, помимо крымских татар, киргизов, казахов, узбеков и азербайджанцев, еще и кумыки, татары, чуваши, башкиры, хакасы, тувинцы и даже якуты. Кстати, кроме шуток, рассказывают, что турецкие эмиссары активно работали по всему бывшему Союзу, даже до Якутии доезжали. Правда, везде безуспешно. Но попыток своих они не оставляют. Разве не турки содержат подле Крыма всякую шушеру типа «меджлиса*» и прочих экстремистских элементов, постоянно братаются с украинскими политиками и обещают помощь в «деоккупации» российского полуострова?
Крымские татары с переходом Крыма в состав России в большинстве своем перестали быть потенциальным ятаганом в спину от «брата-Эрдогана». А вот в Азербайджане у него получилось по полной. Теперь турки вновь стоят у наших границ, грозя в любой момент вонзить что-нибудь в наше мягкое «подбрюшье». Кроме того, они начинают претендовать на то, чтобы вовсе вытеснить Россию из Южного Кавказа, а в будущем – и из Северного, отомстив за то, что когда-то Россия лишила Османскую империю этих земель.
Ну а про такие «мелкие детали», как то, что Эрдоган получает полный контроль над Южным газовым коридором и выход к Каспийскому морю, а в перспективе – к туркменскому газу, становясь главным газовым монополистом юга, я даже молчу.
И это новая и крайне серьезная проблема, с которой в обозримом будущем России придется жить. И не только нам, но и Ирану, и даже Китаю, с интересами которого амбиции нового султана рано или поздно столкнутся…