Годы идут… Сохранил ли актуальность «нормандский формат»? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

Годы идут… Сохранил ли актуальность «нормандский формат»?

Проведение новой встречи в нормандском формате возможно только после выполнения Украиной договоренностей, достигнутых на саммите в Париже 9 декабря прошлого года, заявил 4 декабря посол России в США Анатолий Антонов. Как написал он на странице дипмиссии в Facebook, вместо того, чтобы пытаться организовать новую встречу, Киеву стоит сосредоточиться на других вещах. В первую очередь следует прекратить критиковать Минские соглашения, а также избегать попыток переиначивать порядок выполнения их положений. 

Дипломат напомнил, что ровно год назад в Париже было согласовано семь конкретных шагов. Однако на данный момент реализованы только два из них, и те частично. Успехи, по его словам, были достигнуты только в обмене пленными и в укреплении режима прекращения огня. При этом, отметил А. Антонов, Киев избегает обсуждения правовых аспектов особого статуса Донбасса и саботирует дискуссию о новых участках разведения сил. Словом, на данный момент становится понятно, что украинские власти во главе с президентом Владимиром Зеленским не способны создать условия для урегулирования конфликта.

Заявление А. Антонова является прямой реакцией на попытки пана Зеленского и его окружения периодически вбросить в информационное пространство сообщения о том, что подготовка к новому саммиту «нормандской четвёрки» идет. Париж, Берлин и Москва будто бы уже подтвердили своё согласие провести новый раунд переговоров.

Ранее о том, что говорить о проведении нового саммита «нормандской четверки» еще рано, поскольку прежде нужно реализовать достигнутые в Париже договоренности, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. «Сама по себе встреча на высшем уровне ради встречи, конечно, не нужна ни одному из глав государств и правительств, она нужна ради результата», – считает он.

Гораздо более резко, чем Антонов и Песков высказался постпред России в ООН Василий Небензя. Он заявил, что игнорирование Германией и Францией состоявшейся на прошлой неделе неформальной встрече Совбеза с участием представителей Донецкой и Луганской народных республик и вовсе ставит под сомнение целесообразность новых саммитов в «нормандском формате». «Это поднимает вопросы о целесообразности новых саммитов в «нормандском формате». Без исполнения их положений и Минских соглашений всеми сторонами не похоже, что у них есть какая-либо добавленная стоимость», – сказал В. Небензя, выступая на встрече. «То, что произошло сегодня, компрометирует роль Берлина и Парижа в качестве посредников в разрешении украинского кризиса. Их больше заботит, как покрывать киевские власти».

Первый заместитель Небензи Дмитрий Полянский также считает, что Франция и Германия продемонстрировали в ООН свою несостоятельность в качестве переговорщиков по урегулированию ситуации на Украине. «Вот такие у нас «посредники». Свое правдивое лицо в этой ситуации они продемонстрировали как нельзя более красноречиво. Никакого дела им нет ни до минского процесса, ни до дончан, ни до русскоязычных жителей Украины в целом. Никакие они не посредники, и ждать от них нечего, сейчас это стало абсолютно очевидно. Маски сброшены, господа!» – заявил он. 

Напомним, что указанная встреча, посвященная исполнению Минских соглашений, была проведена 2 декабря по инициативе Москвы и имела неформальный характер (по «формуле Арриа»). На нее были приглашены полпреды ДНР и ЛНР в контактной группе по Донбассу Владислав Дейнего и Наталья Никонорова. Украина сразу же заявила о бойкоте встречи. К ней присоединились США, Великобритания, Франция, Германия, Эстония. Они также выступили против трансляции встречи на сайте ООН.

О том, что Германия и Франция скомпрометировали роль европейских стран в урегулировании ситуации на Украине, заявила также официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она пояснила, что российские дипломаты заблаговременно рассказали немецким и французским коллегам о целях встречи, однако Берлин и Париж с самого начала попытались сорвать переговоры. Подобными действиями они, считает М. Захарова, пытаются прикрыть действия киевских властей в Донбассе.

Представитель ЛНР Родион Мирошник считает, что попытка со стороны представителей Германии и Франции сорвать выступление представителей республик дискредитировала статус посредников в «нормандском формате». По его словам, усилия представителей Украины, Германии и Франции сорвать заседание были безуспешны. Выступление состоялось, и его услышали представители 17 стран мира с населением в сумме до 3 млрд человек, из которых Россия и Китай являются постоянными членами Совета Безопасности ООН.

Представители трех сран, бойкотировавших встречу, – США, Великобритания и Эстония – впоследствии приняли совместное заявление, в котором мероприятие было объявлено попыткой исказить реалии украинского конфликта. «Эта встреча была явной попыткой представить ложный и вводящий в заблуждение сюжет, касающийся конфликта на востоке Украины», – отмечалось в заявлении.

Мне одному кажется, что, если бы под ним не значились подписи представителей США, Великобритании и Эстонии, можно было бы с уверенностью сказать, что заявление писалось в Киеве? Ведь это традиционная украинская тема – обвинять Москву в невыполнении соглашений, а любую попытку донести до международного сообщества правду о происходящем в Донбассе назвать «искажением» и «антиукраинской пропагандой»?

В Киеве тут же заявили, что Россия пытается «изменить процедуру переговоров». Она, мол, стремится «узаконить» самопровозглашенные республики, возможно, в результате проведения очередного референдума о независимости этих территорий, а также привлекая их на международные площадки, включая Совбез ООН. С таким заявлением украинской делегации в Трехсторонней контактной группе можно ознакомиться на ее странице в Facebook. По утверждению украинской стороны, результатом этого «замысла» может стать одностороннее признание Россией ЛНР и ДНР. В Киеве также обвинили Москву в том, что она перешла «к откровенному шантажу международного сообщества», дискредитируя Францию и ФРГ как участников «нормандского формата».

Вообще-то они сами себя дискредитировали. А что касается изменения процедуры, то в Минских соглашениях сказано, что решение политических вопросов должно проходить по согласованию с представителями республик. Однако Украина и не думает следовать этому положению, пользуясь лазейкой: Минские соглашения, хоть и подписаны тогдашними главами ДНР и ЛНР Александром Захарченко и Игорем Плотницким, но без указания их должности. Что касается ТКГ, то она действительно трехсторонняя – в ней представлены Украина, Россия и ОБСЕ. Республик там формально нет, хотя именно с их представителями решаются такие «технические» вопросы, как прекращение огня, разведение сил и обмен пленными. Но это и есть тот самый максимум, на который готова идти Украина (те самые два пункта из семи).

Как только начинаются разговоры о политических вопросах (к примеру, закон «Об особом статусе» должен был быть согласован с представителями Донбасса, но был написан и принят единолично Украиной), то Киев тут же «включает дурака» и начинает утверждать, что Москва – сторона конфликта и он все переговоры ведет с ней.

Так, недавно один из участников украинской делегации в ТКГ Сергей Гармаш расхвастался: «Никто Украине не ставил ультиматум, скорее Украина начала говорить жестким языком с Россией. Скорее это мы принципиально поставили вопрос…» Далее он пояснил, что представители республик (ОРДиЛО в их терминологии) предложили план, предусматривающий получение ими ряда полномочий до 2050 года, однако Украина всегда игнорировала их как сторону переговоров и продолжит игнорировать. «Мы не берем на обсуждение документы, поданные нелегитимным участником процесса, они не являются стороной в ТКГ. Мы потребовали, чтобы Россия взяла на себя ответственность и подала этот план как план России», – заявил Гармаш.

По-хорошему, да, процедуру и впрямь надо изменить, официально сделав республики сторонами переговоров. Как в том же Приднестровье, где работает формат «5+2», в котором основными переговорщиками являются как раз стороны конфликта, и они решают весь спектр вопросов взаимодействия, кроме, пожалуй, главного – статуса региона. Зато там не только не стреляют, но и сохраняется свобода передвижений, голосования на выборах и экономического сотрудничества.

Очевидно, что ситуации в Донбассе даже до этого далеко из-за позиции Киева, который не хочет вообще никаких вопросов решать. Там думают, что чуть-чуть ослабили интенсивность обстрелов (но не прекратили – факт), отвели перед камерой войска в трех местах (где-то впоследствии вернув их, а где-то заменив правосеками*), и «мы все выполнили», теперь – очередь России.

       

На днях глава украинской делегации в ТКГ призвал Россию определиться со своей позицией относительно комплекса договоренностей, достигнутых в рамках «нормандского формата». «Леонид Кравчук принципиально требует от российской стороны как участника ТКГ взять на себя политическую ответственность и официально определить свою позицию о необходимости выполнить договоренности, достигнутые на высшем уровне в Париже в 2019 году, до конца этого года», – значилось в заявлении.

О чем речь? Позиция России давно определена: Украина должна выполнить обязательства, взятые на себя в Минске еще в 2015 году и подтвержденные год назад в Париже. В частности, не только продлить действие закона «об особом статусе Донбасса» (это хоть и с большими вопросами к тексту самого закона сделано), но и внести соответствующие изменения в Конституцию Украины, чтобы придать этой норме постоянный характер, имплементировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство, вернуться к вопросу о местных выборах в Донбассе и контролю над российско-украинской границей на следующих переговорах.

А в итоге что? Местные выборы Украина провела без Донбасса, «формулу Штайнмайера» в закон «об особом статусе» не включила. Более того, в очередной раз просто поиздевалась над оппонентами. 

«Мы можем внести «формулу Штайнмайера» в закон, но в таком формате: с границей, выводом вооруженных формирований и иностранных войск и только потом выборами. Все правильно, но это уже будет не формула Штайнмайера», – заявил советник украинской делегации в ТКГ Алексей Арестович, назвав формулу «набором пожеланий» и «разновидностью московского видения».

А уже упомянутый пан Кравчук, окончательно утратив чувство реальности, на днях и вовсе потребовал ужесточить санкции против России, в частности отключить ее от SWIFT, если в переговорном процессе по урегулированию в Донбассе не будет прогресса до конца текущего года.

Вот в принципе все, что следует знать о том, как Украина выполняет обязательства и нужен ли новый саммит. Прошлый саммит, наверное, все же был нужен уже хотя бы для того, чтобы дать новому президенту Украины демонстративно «облажаться» и показать, что он никакой не «голубь мира» и ничем не отличается от своего предшественника.

Очевидно, что следующий саммит, если и состоится, то уже со следующим украинским президентом. Хотя не только Зеленский, но и нынешние переговорщики от Франции и Германии доказали свою непригодность в этом качестве.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2307
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика