Выборы в нижнюю палату казахстанского парламента – мажилис, назначенные на 10 января 2021 года, рассматриваются администрацией президента и канцелярией Елбасы как механизм укрепления позиций власти в новой политической конфигурации. Это, а также политические кризисы в Белоруссии и Кыргызстане обуславливают повышенное внимание к электоральной кампании как внутри Казахстана, так и у стран-партнеров.
И посмотреть есть на что – информационные поводы, связанные с выборами, возникают регулярно.
Выборы с заранее известным результатом
Ответ на вопрос, кто станет победителем предстоящих выборов, не вызывает сомнений. Однозначно им останется Народно-демократическая партия «Нур отан». Вопрос лишь в том, сколько парламентских кресел «забронировано» для её депутатов. Именно от этого зависит, сколько других партий пройдут в мажилис. Учитывая, что «Нур отан» никогда не набирала меньше 80% голосов, а также то, что в последнее время популярность самой партии и её лидера существенно снизилась, этот вопрос представляется достаточно интересным. Можно уверенно предположить, что сейчас Акорда (администрация действующего президента К. Токаева) и Библиотека (офис Елбасы Н. Назарбаева) ведут переговоры о том, какой процент будет наиболее приемлемым.
И хотя победитель известен заранее, то, что выборы в мажилис пройдут значительно интереснее и динамичнее, чем недавние выборы в верхнюю палату – сенат, сомнений также не вызывает.
Оживление партийного пространства и активизация политической жизни наблюдаются уже сейчас. Так, например, Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) провела ребрендинг и отказалась от слова «коммунистическая». Теперь она называется просто Народной партией Казахстана (НПК). По тому же пути пошла партия «Бірлік», в ноябре текущего года переименованная в «Адал» (каз. адал – честный). НДП «Нур отан» провела праймериз, пытаясь привлечь в партийные ряды «свежую кровь».
Демарш депутата
Не обошлось и без скандалов. Депутат от «Нур отана», правда, теперь уже бывший, Нуржан Альтаев выступил с демаршем, обвинив партию, депутатом от которой он стал, чуть ли не в узурпации власти, а власть в целом – в неэффективности. «Политического плюрализма в Казахстане нет, у нас есть только партия «Нур отан»... У нас, говорят, есть ряд политических партий, но это всё псевдопартии. Условно говоря, какие-то макеты, а не партии», – заявил Н. Альтаев.
В этом заявлении представляет интерес не столько «диагноз», поставленный партийной системе страны (на наш взгляд, он ошибочен, поскольку будущее «Нур отана» также представляется довольно туманным), но и личность самого диагноста. Н. Альтаев в разное время возглавлял молодежное крыло «Нур отана» – «Жас отан», был функционером национальной палаты предпринимателей «Атамекен», дважды вице-министром, занимаясь развитием сельского хозяйства, а затем вопросами труда и социальной защиты, пока в 2018 году не прошел в мажилис, заняв освободившееся место. Но поскольку в новый партийный список он не проходил, то, скорее всего, это и обусловило критику власти и заявления о намерении создать свою партию.
Ряд экспертов посчитал, что за заявлением Альтаева стоят интересы действующей власти, желающей повторить «вариант Косанова», т. е. искусственно создать управляемую альтернативу партии власти. На наш взгляд, это предположение не выдерживает критики по двум причинам. Во-первых, у партии власти уже есть альтернатива: согласно новому законодательству, любые партии, занявшие места после первого и прошедшие в парламент автоматически, считаются оппозицией. Во-вторых, и это гораздо важнее, создать партию за такой короткий срок просто нереально. В текущих казахстанских реалиях между заявлением о создании партии и её реальным возникновением лежит дистанция огромного размера, наполненная массой препятствий и барьеров. Поэтому всерьез воспринимать такое намерение по меньшей мере наивно.
Исчерпывающий комментарий этому событию дал главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев: «Я думаю, что здесь речь идет об обиженном самомнении молодого человека с амбициями... Маневр Альтаева – это попытка обставить свой уход не тем, что его не взяли, а тем, что он "сам не захотел"».
Перестраховка власти и её последствия
Еще одним событием, вызвавшим глухое раздражение экспертов и комментаторов, стало постановление о вопросах реализации полномочий отдельных категорий участников избирательного процесса по выборам депутатов мажилиса парламента и маслихатов Республики Казахстан, принятое ЦИКом 4 декабря.
Суть этого многостраничного документа заключается в ограничении прав наблюдателей. Согласно законодательству Казахстана, функции наблюдения за ходом выборов инициативным гражданам имеют право делегировать лишь организации. При этом ЦИК, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса и законов «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», постановил, что выставлять наблюдателей могут лишь те юридические лица, которые официально зарегистрированы в этом статусе и чьи учредительные документы в части уставных целей и задач содержат пункт о «направлении лиц для наблюдения за выборами». В постановлении ЦИКа подчеркивается, что «указание в уставах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, иной деятельности, не запрещенной законодательством, не означает возможность заниматься любым видом деятельности». Таким образом, подавляющее большинство объединений и организаций лишилось легитимной возможности выставить наблюдателей за выборами.
Между тем на последних выборах президента активность наблюдателей была очень высокой. Не исключено, что именно благодаря этому Касым-Жомарт Токаев набрал 70,96% голосов избирателей, что гораздо скромнее результатов его предшественника, получавшего на протяжении двух десятилетий не менее 90% голосов. Кстати, 16,23% голосов, отданных за кандидата от оппозиции Амиржана Косанова, тоже заслуга наблюдателей.
Разумеется, решение ЦИКа «закрутить гайки» вызвало соответствующую реакцию критиков власти. Так, группа граждан на днях анонсировала инициативу «Гражданская альтернатива». В их заявлении говорится, что предстоящие выборы будут, по сути, безальтернативными, поскольку все партии, участвующие в предстоящих выборах, – это проекты режима, что политическая конкуренция была задавлена властями, что цель предстоящих выборов – обеспечить сохранение действующей власти. «Нас полностью лишили нашего права выбирать и права управлять государством», – говорится в заявлении.
Инициаторы «Гражданской альтернативы» призвали граждан забыть о разногласиях и идеологических противоречиях и, придя в день выборов на участки, вычеркнуть из избирательного бюллетеня все партии. По мнению инициаторов, в условиях отсутствия варианта «голосую против всех» это единственная оставшаяся у граждан возможность продемонстрировать своё несогласие с электоральной процедурой в целом. Один из идеологов инициативы политолог Дастан Кадыржанов говорит: «Призывая голосовать «против всех» мы не говорим о составе парламента. Очевидно, что этот состав, который баллотируется и который планируется собрать, – абсолютно искусственная конструкция, и она отражает интересы только «левого берега». Интересы народа она не отражает никак. Поэтому наша главная задача – это аккумулировать интересы народа».
Также стоит отметить внешнеполитический фон, на котором проходит подготовка к выборам. Его нельзя назвать благоприятным. Так, британская Financial Times опубликовала материал, посвященный финансовой стороне строительства газопровода Туркменистан–Узбекистан–Казахстан–Китай. В частности, издание пишет, что благодаря хитрой схеме по закупке труб зять Елбасы Тимур Кулибаев получил примерно 53 млн долларов личной прибыли.
Следующая новость из Британии была связана с именем миллиардера Булата Утемуратова, занимающего третье место в списке 50 богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes, и члена политсовета НДП «Нур отан». Она заключается в том, что английский суд заморозил активы Б. Утемуратова на сумму около $5 млрд, поводом для чего стали подозрения в отмывании денег. Существует мнение, что время для обнародования такой информации было выбрано не случайно. Близость обоих фигурантов новостей к председателю «Нур отана» Н. Назарбаеву бросает тень на и без этого далеко не лучший имидж партии власти. При этом не исключено, что подобные «разоблачения» представителей высшего казахстанского истеблишмента будут повторяться.
Как бы то ни было, несмотря на предсказуемый результат, текущая электоральная кампания заметно оживляет политическую ситуацию в стране.