Укрепление режима прекращения огня и обмен пленными – два из семи шагов к урегулированию в Донбассе, согласованных год назад на саммите в нормандском формате, которые были хотя бы частично реализованы. Режим тишины вооруженными формированиями Украины по-прежнему нарушается, хоть и реже, чем до вступления в силу дополнительных мер контроля за соблюдением, что влечет новые повреждения инфраструктуры, жертвы среди защитников Л/ДНР и гражданского населения. А вот проведение время от времени обменов удерживаемыми лицами осталось для Киева единственным средством правдоподобно демонстрировать выполнение мирных договоренностей – в условиях саботажа переговорного процесса и даже после многочисленных заявлений официальных лиц об отказе от Минских соглашений.
В сентябре с. г. украинская сторона конфликта снова заговорила о якобы намечающемся обмене, давая понять, что готова провести его по формуле «100 на 100». В Донецке и Луганске заявили, что не считают это возможным из-за принятия Верховной радой Украины пресловутого постановления об отмене выборов в регионе, перечеркнувшего минские договоренности. Но требование республик было проигнорировано, а заявления относительно обмена пленными продолжают звучать до сих пор, причем с обеих сторон.
Что мешает очередному этапу освобождения и передачи сторонами друг другу удерживаемых лиц, ранее обменивавшимися дважды за год? Кого собирается передавать республикам Украина, кем и как там пополняли «обменный фонд»? Будет обмен в этот раз сорван по вине Киева или все же состоится?
Бессмысленное сотрясение воздуха или откровенная провокация?
На неподконтрольные Киеву территории Донбасса отправится миссия Красного Креста, и именно это будет первым шагом к обмену удерживаемыми лицами, заявил руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак 13 сентября в эфире телеканала «Украина». «Безусловно, мы постоянно работаем, потому что у нас есть четкое задание от президента и возвращение пленных – наш приоритет. Мы ожидаем, что уже на ближайших заседаниях, которые пройдут в ближайшую неделю, будет обсуждаться вопрос и конкретные даты следующего обмена пленными. На сегодняшний день в списках с каждой стороны примерно по 100 человек», – сказал человек В. Зеленского.
В ответ министр иностранных дел и полпред ДНР в Трехсторонней контактной группе по Донбассу (ТКГ) Наталья Никонорова заявила, что прогресс в переговорах, в том числе по новому обмену пленными, невозможен, пока Киев не пересмотрит постановление Рады о местных выборах, «пункт четвертый которого идет вразрез с Минскими соглашениями». Дипломат назвала высказывания представителей Украины о подготовке обмена пленными «бессмысленным сотрясением воздуха», тем более что такие заявления к тому моменту даже не звучали на переговорной площадке.
Между тем упомянутое выше постановление украинского парламента и цитированное заявление А. Ермака – более взаимосвязанные вещи, чем может показаться на первый взгляд. Именно в связи с приближением выборов на Украине политик из команды Зеленского стал обещать электорату возвращение пленных по заданию шефа. Подготовка к обмену должна была дать политические дивиденды президентской партии «Слуга народа», причем для пиара было не столь важно – на деле возвращают людей или на словах.
Недаром после прошедших 15-16 сентября заседаний ТКГ, о которых говорил Ермак, представители республик констатировали отсутствие прогресса в переговорах о проведении обмена. «Даже спустя 9 месяцев после первого обмена Киев провести процессуальную очистку ранее переданных лиц не в состоянии. Только в ДНР из 51 переданного на 50 человек на Украине все еще открыты уголовные дела или они находятся в розыске», – в частности, написал в своем телеграм-канале представитель ЛНР на минских переговорах Родион Мирошник.
А омбудсмен ДНР, представитель республики в гуманитарной подгруппе ТКГ Дарья Морозова заявила, что в ситуации, когда вместо решения данного вопроса от представителей Киева звучат лишь обещания, «публичные заявления украинской стороны о готовности к проведению очередной фазы обмена – откровенная провокация».
«...И вот опять»: Киев игнорирует ОБСЕ
Как пояснил луганский военный и политический эксперт Андрей Марочко, непроведение украинской стороной процессуальной очистки – не что иное, как грубое нарушение достигнутых в Минске договоренностей вместе с правами и свободами граждан. «Соответственно, по мнению наших представителей, осуществлять новый обмен без полного завершения всех необходимых формальностей по уже прошедшим обменам не представляется возможным и целесообразным», – отметил бывший спикер Народной милиции ЛНР.
Но Киев не отреагировал на требование предоставить информацию о юридической очистке переданных республикам лиц даже после того, как 29 сентября в ходе видеоконференции подгруппы ТКГ по гуманитарным вопросам его выдвинул представитель ОБСЕ.
«Украина, игнорируя призывы координатора (гуманитарной подгруппы ТКГ от ОБСЕ Тони Фриша. – А.Н.) и многочисленные официальные запросы с нашей стороны, вновь не предоставила никакой информации о процессуальной очистке лиц, перемещенных на территорию ДНР в ходе обменов 2019-2020 годов. А именно эта тема является ключевой для гуманитарной подгруппы», – отметила по итогам раунда переговоров Д. Морозова.
Она добавила, что Киев «вопреки всем договоренностям фактически продолжает уголовное преследование этих граждан, более того – не предпринимает должных шагов в сторону решения данного вопроса». Примечательно, что подтверждение этих слов вскоре пришло из Святошинского райсуда Киева, объявившего в розыск трех бывших сотрудников «Беркута», обвиняемых в расстрелах на майдане во время событий 2014 года, – Олега Янишевского, Павла Аброськина и Сергея Зинченко, которые после предновогоднего обмена остались на неподконтрольной Киеву территории. Двух других беркутовцев, Сергея Тамтуру и Александра Маринченко, вернувшихся на Украину, суд отказался отправить под домашний арест, хотя об этом ходатайствовала прокуратура.
«В своем выступлении обвинение перечислило риски, возникающие в случае, если оба обвиняемых якобы могут остаться на свободе: прежде всего, они могут… скрыться от правосудия. Притом что они сами вернулись после обмена, понимаете? Ну а Янишевский, Аброськин и Зинченко теперь в розыске. После того как их отправили на обмен. Вот такой трэш. Вот и все, друзья, что вам нужно знать о процедуре обмена пленными. Юридической очистки нет», – отметил в Facebook 22 октября Р. Мирошник.
Утром дорожная карта – днем обмен?
В четверг, 19 ноября, как сообщал «Ритм Евразии», омбудсмен ДНР Д. Морозова заявила, что новый обмен пленными возможен только в случае согласования в Контактной группе дорожной карты по урегулированию конфликта и ее одобрения украинским парламентом, а также после прекращения уголовного преследования ранее освобожденных удерживаемых лиц.
В свою очередь представитель другой республики Донбасса в гумподгруппе ТКГ Ольга Кобцева опровергла заявление спикера украинской делегации Алексея Арестовича, будто обмен пленными может состояться 24 декабря 2020 года. «Говорить о проведении обмена 24 декабря это полный абсурд. (...) На сегодняшний день со стороны Украины не было сделано ни одного шага для того, чтобы мы хотя бы могли приступить к обсуждению списков людей, которых возможно освободить в рамках достигнутых договоренностей», – сказала представитель ЛНР.
По словам О. Кобцевой и Д. Морозовой, помимо процессуальной очистки ранее переданных лиц Киев также блокировал предоставление информации о людях, разыскиваемых республиками на территории Украины. Остается добавить, что в этой связи обращение В. Зеленского к главе Международного комитета Красного Креста (МККК) Петеру Мауреру, направлявшемуся на неподконтрольные Киеву территории Донбасса, с просьбой о содействии в получении списков удерживаемых лиц от другой стороны выглядит как низкопробная имитация попытки выполнения обязательств в надежде переложить вину в непроведении обмена на Л/ДНР.
Согласование на заседании ТКГ дорожной карты по урегулированию до 24 декабря с. г. еще менее вероятно, чем предоставление украинской стороной указанной информации. Судите сами: глава украинской делегации Леонид Кравчук заявляет в интервью «РБК-Украина», что Киев исчерпал все возможности для реализации минских договоренностей, и предлагает сосредоточиться на выполнении условий, достигнутых в нормандском формате, в противном случае считает необходимым задействовать некий тайный «план Б». Глава МИД и полпред ДНР в Контактной группе Н. Никонорова заявляет, что в Донецке такие заявления воспринимают «исключительно как лицемерие и демагогию», ибо мирный процесс «находится в стагнации исключительно по вине украинской стороны». А пресс-секретарь президента Украины Юлия Мендель на голубом глазу делает заявление, что «Украина выполнила все условия, предусмотренные встречей в нормандском формате». После чего получает из ДНР такой же, как для Кравчука, честный ответ: «Вопиющая лживость этих высказываний является очевидной для каждого, кто хотя бы поверхностно ознакомился с положением дел в Донбассе и в Минском процессе».
Легко ли представить себе согласование обмена пленными после такого обмена любезностями?
Свободу политзаключенным!
И тем не менее время, оставшееся до Нового года, еще способно преподнести сюрприз. Нельзя не вспомнить, по какому «алгоритму» готовились оба предыдущих обмена удерживаемыми лицами – путем срочного согласования не в ходе плановых заседаний ТКГ, а на дополнительных внеочередных видеоконференциях. И каждый раз передача освобождаемых граждан сторонами конфликта друг другу происходила аккурат перед праздниками (новогодними или пасхальными).
Не предоставив республикам запрашиваемых сведений о разыскиваемых людях, Киев может дать список «пленных» политзаключенных, которые задержаны сотрудниками СБУ с последующим помещением в СИЗО или даже заключением по приговору суда именно для пополнения «обменного фонда». Так, в конце августа с. г. «сбустаповцы» отрапортовали о разоблачении ни много ни мало «агентурной сети ФСБ РФ, действовавшей на территории Херсонской области под руководством бывшей сотрудницы облгосадминистрации». Среди задержанных и затем арестованных – кандидат педагогических наук руководительница Херсонской городской общественной организации «Русская национальная община "Русичъ"» Татьяна Кузьмич. В спецслужбе якобы располагают данными, что 52-летняя подозреваемая была завербована ФСБ во время пребывания в Крыму в 2015 году.
«После официальных заявлений МИД РФ и Россотрудничества о незаконности ареста Татьяны правоохранители Херсона пошли на циничный беспредел, – написала в Facebook директор Института правовой политики и социальной защиты Елена Бережная. – Кузьмич вывезли из СИЗО якобы на допрос, однако следователя в помещении СБУ не было, а присутствующий прокурор Бондарь – процессуальный руководитель по этому уголовному производству – потребовал от Татьяны написать официальное заявление следователю об отказе от адвоката Новицкой Светланы, которая является юристом института, и настоял на сотрудничестве с адвокатом Анатолием Попович. Мотивация – вам не нужна шумиха по вашему делу, здесь не нужны представители ООН, ОБСЕ, подпишите угоду с прокурором и пойдете на обмен. Такого беззакония история еще не знала!»
И вовсе не исключено, что республики снова закроют глаза на невыполнение Киевом обязательств, в т. ч. по процессуальной очистке, лишь бы освободить жертв беззакония. Заодно избежав обвинений из уст деятелей киевского режима, чьим последним прибежищем стали обмены удерживаемыми лицами, будто именно Л/ДНР мешают вернуть людей домой перед Новым годом.