В Киргизии 15 декабря стартовала агитационная кампания кандидатов на пост главы государства, которая завершится в «день тишины» 9 января будущего года. Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов зарегистрировала 18 кандидатов на высшую должность. Изначально документы для участия в выборах подали более 60 человек, были среди них и учителя, и деятели искусств, и даже безработные. Но до финиша добрались лишь те, кто смог собрать 30 тыс. подписей избирателей и внести избирательный залог в 1 млн сомов.
За президентское кресло будут бороться в основном крупные бизнесмены и политики со стажем. Кандидаты на главный пост страны все еще не представили свои программы, и говорить о том, с чем они вступают в гонку, пока сложно. Редакция «Ритм Евразии» решила напомнить общественно-политическую биографию самых ярких кандидатов на должность главы Киргизии.
Политические тяжеловесы
К политическим тяжеловесам президентской гонки можно отнести Адахана Мадумарова, Каната Исаева, Абдиля Сегизбаева и Садыра Жапарова.
Лидер политической партии «Бутун Кыргызстан» А. Мадумаров идет на выборы главы государства уже в третий раз. Первый раз он баллотировался в 2011 году, но проиграл. В 2017 году также потерпел поражение, его опередили Сооронбай Жээнбеков и Омурбек Бабанов. Мадумаров был депутатом четырех созывов парламента и даже спикером до мая 2008 года. Покинул этот пост после «капового» скандала: он решил сделать ремонт в зале заседаний парламента и отделать его ореховым капом. Идея торага вызвала бурю негодования в обществе, а также среди его коллег. А. Мадумаров занимал также должность секретаря Совета безопасности, неоднократно заявлял, что «Киргизия является членом ряда международных организаций, в которых состоит Россия, поэтому внешнюю политику нужно вести, согласовывая с ней. В России проживают сотни тысяч киргизстанцев, и внешняя политика Киргизстана повлияет на них».
Еще один известный политик К. Исаев является лидером партии «Кыргызстан». В разные годы был мэром города Токмака, губернатором Чуйской области, а также два раза избирался депутатом Жогорку Кенеша. Выдвигал свою кандидатуру на выборах президента в 2017 году, но ЦИК ему отказал в регистрации. Тогда К. Исаев поддержал О. Бабанова, за что и был обвинен в подготовке захвата власти. После 10 месяцев заключения летом 2018 года его отпустили под домашний арест, а весной 2019-го уголовное дело против него было прекращено. Партия, возглавляемая Исаевым, на прошедших в октябре выборах выступала в своей программе за партнерство в рамках ЕАЭС и ШОС. Важность этого сотрудничества подчеркивал и сам Исаев.
А. Сегизбаев начал свою карьеру еще во времена президентства Аскара Акаева, он был его пресс-секретарем. При Алмазбеке Атамбаеве Сегизбаев был его помощником, затем стал главой Государственного комитета национальной безопасности. Бывший глава чекистов в августе 2019 года в момент штурма президентской резиденции в Кой-Таше был рядом с Атамбаевым, тогда же получил ранение резиновой пулей.
Наконец, главный ньюсмейкер последних месяцев политической жизни республики – С. Жапаров. Он пришел в политику после мартовской революции 2005 года, несколько лет был советником президента Курманбека Бакиева. Затем дважды был депутатом. Обвинялся по нескольким статьям Уголовного кодекса за то, что в 2012 году вместе с Камчыбеком Ташиевым (ныне глава ГКНБ) и Талантом Мамытовым (нынешний и. о. президента КР) организовал на центральной площади Бишкека митинг за национализацию крупнейшего в стране золоторудного месторождения Кумтор. Акция протеста быстро переросла в беспорядки. Сами парламентарии вместе с протестующими пытались перебраться через забор Белого дома, но охрана стратегического объекта отбила попытку захвата здания.
В 2013 году все трое депутатов были признаны Верховным судом виновными, получили по году тюремного заключения, но были выпущены в зале суда в связи с истекшим сроком наказания. В том же году Жапаров и его сторонники во время митинга в городе Караколе захватили в заложники губернатора Иссык-Кульской области Эмиля Каптагаева. После возбуждения очередного уголовного дела политик вынужден был бежать из страны. Вернулся С. Жапаров на родину в марте 2017 года. Политик планировал участвовать в президентских выборах, но был задержан сразу же, как только пересек государственную границу. В августе того же года был осужден и приговорен к лишению свободы на 11,5 года.
Во время массовых беспорядков в октябре этого года Жапарова освободил его друг и соратник К. Ташиев. За считаные дни Жапаров сделал головокружительную карьеру – от заключенного до премьер-министра и и. о. президента Киргизии.
В своих многочисленных выступлениях он подчеркивает, что Киргизия и дальше будет придерживаться ранее утвержденных международных обязательств. А стратегическим партнером для республики остается Россия.
Нестандартные кандидаты
Есть в списке и кандидаты, которые сейчас находятся под следствием. Один из них Равшан Жээнбеков. В 2000 году он работал помощником президента А. Акаева. В 2005-м стал председателем Государственного комитета по управлению госимуществом. В 2010-м попал в парламент по списку партии «Ата Мекен», но позже со скандалом вышел из фракции. Был активным противником и критиком А. Атамбаева, но в 2019 году начал его поддерживать. Задержан в рамках дела по койташским событиям, так как в момент штурма дома экс-президента находился среди сторонников Атамбаева. С октября этого года Жээнбеков находится под домашним арестом.
Еще один кандидат в президенты, который находится под следствием – Курсан Асанов. Экс-замминистра внутренних дел известен тем, что руководил силами милиции в основном на юге республики, был комендантом города Оша во время трагических событий 2010 года. Именно он уговорил А. Атамбаева сдаться властям в августе 2019 года. Тогда же против него возбудили несколько уголовных дел и лишили должности с формулировкой «за предательство интересов киргизской милиции и утерю доверия после событий 7-8 августа в Кой-Таше». В этом году Асанов баллотировался в депутаты ЖК от партии А. Мадумарова «Бутун Кыргызстан». После событий в ночь с 5 на 6 октября был назначен комендантом столицы, а 7 октября стал и. о. министра внутренних дел. Через три дня был задержан в рамках уголовного дела по факту организации массовых беспорядков 9 октября, когда на центральной площади Бишкека произошли стычки сторонников Атамбаева и Бабанова со сторонниками Жапарова. 4 ноября экс-заместителя главы МВД отпустили под домашний арест. Он не может выезжать за пределы столицы, а также ему запрещено покидать собственный дом после 23.00. Политик обратился в МВД с просьбой разрешить ему провести агитационную кампанию в регионах, но в ведомстве своему бывшему начальнику отказали. Кандидат будет оспаривать это решение в суде.
Есть в списке и единственная женщина-кандидат. Экс-судья Конституционной палаты Клара Сооронкулова, которая покинула должность в знак протеста против принятия закона об обязательной биометрической регистрации. Активистка возглавила либеральную партию «Реформа», некоторые члены которой выступают против нахождения Киргизии в ЕАЭС. Политорганизация учувствовала в последних выборах в Жогорку Кенеш, но не набрала достаточно голосов для преодоления избирательного порога. Сооронкулова является яростной оппозиционеркой по отношению к предыдущей и действующей власти. На днях она заявила, что намерена подать иск в Административный суд Бишкека на решение ЦИК, оспаривая законность регистрации кандидатом в президенты С. Жапарова. Ранее несколько кандидатов заявили, что ЦИК не должен регистрировать Жапарова, так как, согласно части 2 статьи 68 Конституции КР, должностное лицо, исполняющее полномочия президента, теряет пассивное избирательное право. Центральная избирательная комиссия эту жалобу рассматривать не стала.
Среди кандидатов есть и весьма эксцентричные личности. Арстан Алай – руководитель «Народной академии» и глава партии «Эл учун», сторонник тенгриантства, автор предсказания «зимы не будет». В начале этого года объявил себя божеством, при этом уверял, что именно он наслал на мир COVID-19, который обойдет стороной Киргизию. Ранее Алай заявлял, что «Вселенная назначила его президентом республики». В 2019 году его сторонники уже требовали от тогдашнего президента С. Жээнбекова «мирно передать власть богу Алаю». В отношении главы «академии» и его сторонников была назначена проверка, результаты которой до сих пор не огласили. Он уже баллотировался в президенты ранее – в 2011 и 2017 годах. К слову, «божество» имеет бизнес, связанный с ГСМ.
Принять участие в президентской гонке решил и глава микрокредитной компании «Мол Булак», меценат, автор видео «Жить», которое стало вирусным во время первой волны пандемии коронавируса, Бабур Тольбаев. Его видеообращение с установкой жить мгновенно разлетелось на мемы. Но запомнился Тольбаев не только позитивными видео. В одном из своих интервью он назвал женское лидерство «хренью», а феминисток сравнил с террористами. По его словам, большинство разведенных и овдовевших женщин хотят стать вторыми женами (именно вторыми в уже состоявшихся семьях, а не вторично выйти замуж). Эти слова вызвали бурю негодования в обществе, а автор получил в свой адрес шквал критики. Появилось даже выражение «бабур головного мозга».
Остальные кандидаты на главную должность страны – в основном бизнесмены, которые ранее особо «не засветились» на политическом поприще и в медийном пространстве.
Бой сильнейших
«Кто будет в фаворитах, а кто в аутсайдерах понятно уже сейчас. Борьба развернется лишь между несколькими кандидатами, остальные – это всего лишь массовка. Конечно, в лидерах будет Садыр Жапаров. За время пребывания на президентской должности он обещал многое, и, главное, то, что хотел услышать народ. Его козырь в том, что для достижения этих целей нужно время, которого у Жапарова не было. К этому он обязательно будет апеллировать. У него неплохая поддержка в соцсетях, а на улицах, в особенности в регионах, его считают чуть ли не спасителем для страны», – считает политический эксперт Умар Кадыралиев.
По его мнению, серьезную конкуренцию Жапарову могут составить лишь Адахан Мадумаров и Канат Исаев. «Мадумаров имеет серьезную поддержку в лице трудовых мигрантов, а также способен собрать вокруг себя реваншистов. Исаев – тоже сильный, опытный игрок, выборы в Жогорку Кенеш в очередной раз это доказали. Итоги могут быть непредсказуемые. Для четкого и глубокого прогноза необходимо ознакомиться с программами кандидатов», – добавил собеседник.
Тем временем в Центризбиркоме уверяют, что в республике созданы все условия для достоверного подсчета голосов избирателей. Такое заявление сделала председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Нуржан Шайлдабекова на круглом столе «Особенности работы информационного сопровождения выборного процесса, роль молодежи в выборах и предотвращении подкупа голосов».
«При реформировании национальной избирательной системы в приоритете стояла достоверность подсчета голосов, и ЦИК достиг этой задачи. Такой уровень достоверности есть далеко не во всех странах мира. Десятилетиями в Киргизстане фальсифицировали именно итоги голосования, не был обеспечен принцип «один избиратель – один голос». Подтасовки итогов голосования требовали создания такой системы, при которой эти грубейшие фальсификации были бы исключены. Наши технологии идентификации избирателей, подсчета голосов через автоматически считывающие урны обеспечивают достоверность выборов, которую нам еще предстоит понять и оценить», – отметила глава ЦИК.
Президентские выборы, которые состоятся в очень тяжелых экономических и эпидемиологических условиях, обойдутся казне в 686,5 млн сомов. Из них 337 млн выделят из текущего бюджета, 200 млн удалось сэкономить на парламентских выборах, а также на выборах в местные советы, которые перенесли из-за пандемии. 137 млн сомов заложены на второй тур, если, конечно, он будет.
Имя нового президента Киргизии станет известно 10 января 2021 года. В этот же день киргизстанцам предстоит решить на референдуме, при какой форме правления они хотят жить дальше – президентской или парламентской.
______________________________
Фото: http://kabar.kg/