Прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда заявила о завершении предварительного изучения ситуации на Украине, за которым последует обращение к судьям МУС с просьбой о предоставлении санкции на возбуждение расследований. За этим заявлением последовало обнародование отчета, текст которого выдержан в выражениях, которые, казалось бы, должны внушать оптимизм относительно грядущего наказания украинских убийц за «одесскую Хатынь» и преступления в Донбассе.
Какие аргументы приводятся экспертами, полагающими, что МУС действительно расследует эти события и вынесет обвинительный приговор настоящим преступникам? И почему оппоненты оптимистов уверены, что демонстрируемыми г-жой Бенсудой благими намерениями вымощена дорога к совершенно другому финалу расследования?
Программа по заявкам
Итак, прокуратура МУС полагает, что «в контексте ситуации на Украине был совершен широкий спектр деяний, представляющих собой преступления, подпадающие под юрисдикцию суда, такие как военные преступления и преступления против человечности». Как заявила Ф. Бенсуда, речь идет о преступлениях, совершенных различными сторонами конфликта в контексте ведения боевых действий, во время содержания под стражей и в Крыму.
Напомним, предварительное изучение ситуации на Украине было инициировано 24 апреля 2014 года на основании первоначального специального заявления правительства Украины о признании юрисдикции суда на период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. То есть лица, занявшие высшие руководящие должности в стране в результате государственного переворота, сами обратились в МУС за расследованием событий, которые привели к незаконному захвату ими власти.
Стали бы они подавать заявку на «изучение ситуации», не рассчитывая на благоприятный для себя итог разбирательства? Ответ очевиден. Как и цель, преследуемая путчистами, – обвинить в преступлениях против человечности свергнутого президента В. Януковича и членов кабмина Н. Азарова, а с ними и российских руководителей, поддерживавших законную украинскую власть.
Впоследствии в 2015 году Киев подал второе заявление, чтобы предварительное изучение ситуации прокуратурой МУС включило преступления, совершенные на территории Украины после 20 февраля 2014 года. И здесь точно так же нетрудно уразуметь, какую «программу по заявкам» хотел получить киевский режим: чтобы Гаагский трибунал (неофициальное название МУС. – А.Н.), во-первых, признал российское руководство виновным в преступлениях, якобы совершенных при вхождении Крыма в состав РФ, и во-вторых, осудил военных и политических деятелей Л/ДНР.
Такой вердикт международного органа уголовной юстиции как минимум помог бы настоящим преступникам избежать ответственности за геноцид Донбасса и другие деяния. Кроме того, Киев после такого вердикта мог бы рассчитывать на помощь «миротворцев» из стран НАТО в силовом решении донбасского конфликта. А Вашингтон получил бы крайне «уважительный» повод до предела усилить антироссийские санкции и потребовать того же от всех своих союзников, не говоря уж о сателлитах.
Перемога чи зрада?
Неудивительно, что украинских правителей заявление Ф. Бенсуды повергло в неописуемый восторг. Они решили, что цель упомянутых «заявок» достигнута и, как написал в Twitter глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, «российские преступники обязательно предстанут перед судом».
Но не прошло и двух дней, как на Украине зазвучали голоса, что «перемога» (победа) в очередной раз оказалась «зрадою» (предательством). Ведь, во-первых, в прокуратуре МУС утверждают, что преступления, подсудные институции, предположительно совершались «разными сторонами конфликта». То есть предметом расследования могут стать как деяния россиян и донбассовцев, так и украинских «борцов за территориальную целостность».
И во-вторых, Россия не является участником МУС, поскольку с момента подписания Римского статута его не ратифицировала, а 16 ноября 2016 года отозвала подпись. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова тогда раскритиковала доклад «трибунала» по событиям на Украине от 14.11.2016 г., доказав, что документ свидетельствует об ангажированности инстанции. Так что россияне МУС неподсудны, в отличие от граждан признавшей его юрисдикцию Украины.
Впрочем, 14 декабря с. г. офис прокурора МУС Фату Бенсуды опубликовал новый отчет по Украине «по предварительному изучению ситуации в 2020 году», который отличается от документа четырехлетней давности более чем существенно. В частности:
- обозначается, что события на майдане не были мирными протестами, как твердила пропаганда, создавшая миф о пресловутых «онижедетях»;
- указано, что «в течение марта и в начале апреля 2014 года параллельно событиям в Крыму в ряде восточных областей вооруженные лица взяли под контроль ключевые правительственные здания». То есть участников «русской весны» не назвали ни «террористами», ни даже «сепаратистами»;
- «ситуация резко обострилась, и вспыхнуло насилие: 15 апреля 2014 года правительство Украины объявило о начале "антитеррористической операции" на востоке страны, а к концу апреля исполняющий обязанности президента Украины заявил, что правительство больше не контролирует в полной мере Донецкую и Луганскую области на востоке страны, объявил в стране режим "полной боевой готовности" и восстановил призыв на службу в вооруженные силы», – говорится о развитии событий с намеком на ведение Киевом боевых действий без объявления войны или военного положения, что уже является преступлением;
- говорится о гражданских лицах, погибших и раненых в ходе вооруженного конфликта «с постоянным применением тяжелых вооружений обеими сторонами (выделено нами. – А.Н.)»;
- отмечается, что «2 мая 2014 года в Одессе было убито 40 человек, когда начался пожар в здании, в котором сторонники федерализации страны (участники антиправительственных протестов) укрылись от протестующих противников федерализации». Это говорится об «одесской Хатыни». Тем самым признается факт преступления, жертвами которого стали сторонники федерализации, а не «террористы» или «российские наемники», как утверждает украинская пропаганда.
Рядом экспертов также отмечается, что в Гааге обещают использовать при расследовании отчеты ООН и ОБСЕ, где преступные деяния украинских «патриотов» таки нашли отражение. В итоге делается вывод, что совершенные ими преступления будут доказаны, а виновные – привлечены к уголовной ответственности. В качестве еще одного довода упоминается введение Вашингтоном персональных санкций против Ф. Бенсуды за расследование военных преступлений в Афганистане. Мол, этот прокурор уж точно обеспечит материалы дела, которые вынудят судей МУС вынести объективный вердикт, несмотря на недовольство США.
«Будут трясти фейками...»
Но оппоненты оптимистов, не верящие в подлинное правосудие в исполнении Гаагского трибунала, вооружены не менее сильными аргументами. Так, не все разделяют уверенность в готовности прокурора честно исполнить свой долг. «Американцы пригрозили МУС различными репрессиями, в апреле 2019 года они аннулировали визу, выданную Фату Бенсуде. Как заявила тогда пресс-служба МУС, несмотря на это "Бенсуда продолжит выполнять свой долг перед Международным уголовным судом с максимальной преданностью делу и профессионализмом, без страха и пристрастия". Вот только уже подходит к концу 2020 год и что-то ничего не слышно о расследовании прокурорами МУС преступлений американских военных в Афганистане. Видимо, прокурор Бенсуда решила-таки заполучить заветную визу в США, забыв про обещание "без страха и пристрастия" выполнять свой долг, заодно подыгрывая кураторам Украины в Вашингтоне», отмечает телеграм-канал РУССТРАТ. Подтверждение сказанному – недавнее решение того же прокурора не проводить расследование по событиям в Ираке, тоже связанным с американцами.
«Не албанские террористы, расчленяющие людей на органы, оказались на скамье МТБЮ, а Милошевич и Караджич. Такая же история будет и с МУСом. Будут трясти фейками по малайзийскому «Боингу», будут под лупой искать пострадавших при присоединении Крыма, расследовать историю погибшего подростка с жовто-блакитной ленточкой в Макеевке… Но забудут сотни погибших от обстрелов, замученных ублюдками из батальонов "Айдар" и "Азов". И уж точно не упомянут командиров ВСУ, отдававших приказ обстреливать и бомбить мирные города», – прогнозирует в Facebook участница «Русской весны» в Николаеве, лидер Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
«Я с самого начала говорил и повторяю вновь, что готов предоставить всю имеющуюся у меня информацию для объективного и всестороннего расследования, которое будет проводиться международными структурами! Но только в случае равных возможностей сторон процесса. Пока такого стремления от международного правосудия не заметно», – комментирует способность МУС расследовать события на Украине министр внутренних дел в кабмине Н. Азарова Виталий Захарченко.
Следует добавить, что, помимо трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), Гаага «прославилась» и деятельностью МУС. Чего стоит предвзятое расследование ситуации в Ливии с обвинением в преступлениях против человечности Муаммара Каддафи, позднее свергнутого благодаря военному вмешательству сил НАТО. Или, скажем, принятое в 2008 году решение об аресте президента Судана Омара аль-Башира, которое отказались исполнять члены Лиги арабских государств, Африканского союза и Движения неприсоединения.
Настоящее правосудие – без Гааги
Но самым убедительным аргументом в пользу ангажированности г-жи Бенсуды может служить ее пассаж о якобы имеющемся основании для расследования того, что «компетентные органы Украины и (или) Российской Федерации бездействуют в отношении категорий лиц и деяний, которые были выявлены прокуратурой, или тем, что национальная судебная система "отсутствует" на территории, находящейся под контролем противной стороны». Ясно, на территории каких народных республик не действует, по мнению Запада, «национальная судебная система» и в отношении каких деяний «бездействуют» правоохранительные органы РФ.
Кстати, вооруженный конфликт в Донбассе никаким бездействием российских правоохранителей не отмечен. Наоборот, с 2014 по июль 2020 года Следственный комитет России возбудил 425 уголовных дел относительно этих событий, в том числе 365 – по фактам обстрелов населенных пунктов и гражданского населения. Среди инкриминируемых «лицам из числа высшего политического и военного руководства Украины» и должностным лицам ВСУ преступных деяний – применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ) и геноцид (ст. 357).
В свою очередь, за преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Украины, ряд лиц из высшего руководства страны уже приговорен к пожизненному заключению. Приговор вынесен 22 июня 2018 года Украинским народным трибуналом по расследованию военных преступлений режима Петра Порошенко против граждан Украины (УНТ) на основании 1085 томов уголовного дела по 24 статьям.
Судя по всему, прокуратуре Международного уголовного суда материалы УНТ и СКР не нужны, она, вопреки упомянутым оптимистам, собралась проводить «расследование» для предъявления обвинений России. А красивый отчет составила в надежде заманить Москву в ловушку – вдруг поверит в гаагское правосудие и вслед за Киевом признает юрисдикцию МУС?
Но этот номер не пройдет: в Москве прекрасно понимают, что Гаага осталась Гаагой. «Мы неоднократно заявляли о неэффективности МУС, последнее развитие вокруг украинского и иранского досье в очередной раз красноречиво подтверждает, что никакого профессионального подхода здесь ожидать не приходится. Это и двойные стандарты, и штрафсанкции, много чего. В очередной раз убеждаемся в несостоятельности этого органа, деятельность которого дискредитирует саму идею международного уголовного правосудия», – снова раскритиковала инстанцию официальный представитель МИД М. Захарова 16 декабря сего года.