Кем заменить трудовых мигрантов - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Кем заменить трудовых мигрантов

МВД России 16 декабря в ответ на запрос РИА «Новости» подтвердило информацию о двукратном сокращении иммиграции в Россию. Главной причиной этого стала эпидемия Covid-19, которая вызвала масштабные изменения на рынке труда.

По сведениям МВД, в ведении которого миграционная статистика, на сегодняшний день в России находится 6,3 млн мигрантов, хотя в разные периоды их число колеблется от 9 до 11 млн. Две последние цифры явно относятся к «доковидным» временам, когда иммиграция была «на подъеме» и, несмотря на экономические сложности и возрастающее общественное недовольство, только росла. После начала эпидемии и закрытия границ в марте этого года объемы иммиграции, действительно, сильно сократились. Из-за невозможности въехать в страну и оттока самих мигрантов, спровоцировавшего на протяжении весны-лета целый ряд кризисных ситуаций, произошло сжатие рынка труда и падение спроса на рабочие руки в целом ряде отраслей российской экономики.

       

За январь-ноябрь с. г., как показывают последние данные МВД, на миграционный учет в России было поставлено 8 983,9 тыс. – вдвое меньше, чем за аналогичный период 2019 г., когда в Россию прибыли 17 948,7 тыс. человек. Эта цифра в основном характеризует временную иммиграцию в Россию и, по оценкам специалистов, достаточно адекватно отражает ее объемы. Без постановки на миграционный учет, которая согласно действующим правилам осуществляется в течение 7 дней (для граждан Украины и Белоруссии – 90 дней, Армении, Казахстана и Киргизии – 30 дней, Таджикистана – 15 дней), иностранец становится нелегалом, что грозит высылкой из страны и запретом на въезд. Поэтому абсолютное большинство выходцев из стран СНГ, даже в том случае если работают они без оформления необходимых документов, постановку на миграционный учет оформляют.

Происхождение оценки МВД числа мигрантов, которые находятся в России (6,3 млн), не совсем понятно. Число фактов снятия с миграционного учета в «Сводке основных показателей по миграционной ситуации» не отражено. Да и адекватным показателем оттока мигрантов оно не является, поскольку снятие с миграционного учёта по действующим правилам происходит автоматически в процессе электронной обработки данных «по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства». Ранее, до закрытия границ, мигранты из безвизовых стран СНГ нередко пользовались возможностью находиться в России 90 суток на протяжении полугода, пересекая границу с Казахстаном и как бы заново въезжая в РФ. Теперь такая возможность исчезла, что не могло не сократить объемы миграции. Не исключено, что МВД в своей оценке текущей численности мигрантов руководствовалось какими-то внутренними данными и методиками, которые экспертам остаются неизвестными.

Еще примечательнее выглядят данные МВД по той миграции, которая формально относится к трудовой. «По состоянию на 1 ноября 2020 года на основании патентов в Российской Федерации осуществляют трудовую деятельность 1,3 миллиона иностранных граждан (в аналогичном периоде прошлого года – 1,7 миллиона), – цитирует сообщение ведомства РИА «Новости, – 85 тысяч имеют разрешения на работу. С гражданами государств – членов Евразийского экономического союза заключено 368 тысяч (508 тысяч) трудовых или гражданско-правовых договоров». Между тем в упомянутой выше «Сводке основных показателей по миграционной ситуации» за январь-ноябрь 2020 г. содержатся данные о том, что патентов на право ведения трудовой деятельности в России выдано 1 040,2 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда патентов было выдано 1 641,7 тыс., их количество уменьшилось более чем на 600 тыс. Куда делись еще 250-260 тыс. патентов, которых «не хватает» в статистике, опубликованной ГУ МВД РФ по вопросам миграции 15 декабря этого года, не ясно. Возможно, они были не выданы, а продлены, что позволяют сделать принятые весной этого года нормативно правовые акты, и в статистику просто не попали.

Гораздо более интересным является вопрос о том, что в России делают остальные 5 млн мигрантов, которые патентов не приобретали. Даже если из этой цифры вычесть имеющих разрешение на работу и граждан стран ЕАЭС, заключивших со своими работодателями трудовые договоры, остается еще более 4,5 млн мигрантов. Последний статистический отчет с распределением временных мигрантов, поставленных на миграционный учет по месту пребывания, был опубликован ГУ МВД по вопросам миграции за январь–сентябрь 2020 г. Согласно ему, на 1 октября органами МВД было зарегистрировано 7,2 млн чел., из числа которых 3,4 млн (47,6%) зарегистрированы первично. Остальные, по всей видимости, прибыли до 2020 г., продлив свою регистрацию. По целям прибытия мигранты распределились следующим образом: работу указали 55%, частные мотивы – 21%, туризм – 11%, учебу – 6,3%, иное – 7,2%. Если экстраполировать эти данные на 6,3 млн мигрантов, находящихся по данным МВД в России, работать из них должны как минимум 3,5 млн человек.

Неформально, то есть без оформления необходимых документов, работать могут и те мигранты, которые указали иные цели прибытия в Россию. По некоторым оценкам, статистика миграции фактически свидетельствует о крахе миграционной системы, не способной отслеживать перемещения иностранных граждан. «…Судя по всему, система миграционного контроля вообще перестала нормально работать, так как в настоящее время по официальным данным из 6 млн человек, находящихся в России, только у 1 млн есть предусмотренные этой системой документы, – написал на своей странице в Facebook 18 декабря профессор Высшей школы экономики Андрей Казанцев. – В остальных случаях, как я думаю, нельзя говорить автоматически о нарушениях закона, просто, именно миграционная система рушится. Люди проваливаются между «щелями» этой системы, причём часто просто в силу несовершенной конструкции самой этой системы, плохих кадров, игнорирования проблемы властями стран происхождения мигрантов, а также запредельного стресс-теста в виде коронакризиса…»

Участившиеся в последнее время жалобы на нехватку рабочих рук со стороны бизнеса, особенно ощутимую в строительстве и ЖКХ, чаще всего связаны с нежеланием предоставить местному населению более высокие зарплаты и оплачивать за него социальные взносы. При желании, как показывает опыт Москвы, мигрантов из Средней Азии, занятых в жилищно-коммунальном комплексе столицы, вполне можно заменить на жителей близлежащих российских регионов.

Еще в сентябре, как сообщил в интервью «Российской газете» заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, в городе наблюдался дефицит рабочих ручной уборки (дворников). Но уже к концу осени штат был полностью укомплектован за счет рабочих из регионов России, для которых были созданы необходимые условия: общежитие, контроль за состоянием здоровья, а при необходимости – врачебная помощь. В итоге удалось довольно быстро набрать нужное количество дворников, водителей и кровельщиков, которые занимаются очисткой крыш от снега и льда в зимний период.

       

Нехватка трудовых мигрантов, которых жители крупных российских городов привыкли нанимать для выполнения тяжелой физической работы, привела к парадоксальному эффекту – за свои услуги в условиях коронавируса они начали просить больше, чем местные жители. Причем разница, как показало расследование «КП», порой может достигать двух-трех раз.

Развитию внутренней трудовой миграции, которая вполне могла бы заменить импорт рабочей силы из Средней Азии, препятствует инертность жителей российских регионов, не привыкших пока к вахтовой работе, а также недостаточно высокий уровень зарплаты. Причем если в районах Сибири и Крайнего Севера привлекательной для российских вахтовиков может быть зарплата в размере 60-70 тыс., то в депрессивных регионах Центральной России их вполне могут устраивать и 25-30 тыс. рублей за минусом расходов на дорогу и проживание.

Главное преимущество трудовых мигрантов для бизнеса перед местными жителями – неформальное трудоустройство, позволяющее работодателям не выплачивать за них НДФЛ и социальные взносы. Побочным результатом такой системы в совокупности с отсутствием визового режима являлся неконтролируемый приток мигрантов из «безвизовых» стран СНГ (преимущественно Средней Азии), который весной-летом уже привел к масштабному миграционному кризису. Решить проблему неформальной занятости мигрантов можно, лишь введя жесткую ответственность за их найм для работодателей и ужесточив контроль за самими мигрантами. Дополнительным плюсом для государства может стать рост налоговых поступлений в бюджет, а также сокращение социальной базы для массовых выступлений иммигрантских диаспор.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2253
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика