22 декабря, по завершении объявленного в Армении трехдневного траура, в Ереване и областях республики начались массовые протестные акции с требованием отставки премьер-министра Никола Пашиняна, всё чаще именуемого не иначе, как «турок Никол». Оппозиционное «Движение за спасение родины» с разной степенью эффективности пытается перерасти узкопартийные рамки и хотя бы отчасти преодолеть безразличие значительной части общества, неизменно сопровождающее любое военное поражение. Подобно тому, как это в свое время делал сам Пашинян и его люди, оппозиционные активисты окружают некоторые административные здания в Ереване. Однако, в отличие от весны 2018 года, когда полиция внезапно превратилась в «оплот демократии», сегодня она зорко сторожит органы государственной власти, находящиеся под жёстким административным и информационным прессом со стороны «секты свидетелей Никола», категорически отказывающегося уходить со своего поста.
И всё же накануне, когда Пашинян попытался проникнуть в Сюник, по некоторым данным, полиция отказалась выполнять его приказ по разгону возмущённых граждан, перекрывших дорогу на Горис, Капан и Мегри. После поражения во «второй карабахской войне» в Сюникской области идёт лихорадочный процесс «делимитации» и «демаркации» границ, по результатам которого основные города, многие сёла юга Армении, а также дорога к иранской границе уже оказались под артиллерийским прицелом и в «ближней зоне» диверсионно-террористических вылазок. Симптоматично, что бывшие административные границы советских республик, неоднократно менявшиеся на отдельных участках, в пожарном порядке «согласовываются» по GPS-навигации, в то время как подлинные карты, равно как и специалисты заблаговременно расформированного Комитета по геодезии и картографии, остались невостребованными.
В этой связи высказывается предположение, что режим Пашиняна не выполнил ещё полностью свою миссию, предписанную его западными и иными кураторами. Вероятное подписание гипотетического «договора о мире, дружбе и границах» с Азербайджаном (с последующим неизбежным исходом армян из Карабаха), открытие границ и установление дипломатических отношений с Турцией автоматически обессмысливают и пребывание в Гюмри 102-й военной базы Российской армии. Превращение Армении в турецко-азербайджанский «проходной двор», в чём прямо заинтересованы связанные с Пашиняном олигархи, означает превращение страны в некое подобие Грузии, но только без транзитной нефтегазовой «трубы».
Разумеется, выполнение этой «высокой миссии» (а в том, что речь идёт и именно о «миссии» по переформатированию национального сознания армянского народа, не оставляют сомнений писания самого Пашиняна и вся его предыдущая деятельность) невозможно без «сдачи» Нагорного Карабаха – де-факто это уже реализовано – при одновременной дискредитации ключевых структур, формирующих государство как таковое. Разумеется, соответствующая работа велась и до Пашиняна людьми Джорджа Сороса и не только, однако после 2018 года она приобрела качественно иное измерение. Чем дальше, тем больше внешнее сопровождение «бархатной революции» становилось очевидным даже для тех, кто предпочитал в это не верить, либо же не обращал внимание.
В полном соответствии с принципом «отрицательной селекции», мусорным ветром «бархатной революции» были подняты на поверхность самые тёмные «тени из прошлого», небезосновательно подозреваемые в прямом сотрудничестве с противником. На ключевые посты назначались (а многие остаются и поныне) латентные или явные русофобы, что расшатывало диалог с Москвой в сфере безопасности, и мало сомнений в том, что это делалось сознательно, а не по недомыслию. Под прямым ударом оказались Армянская апостольская церковь, традиционные семейные ценности (на полном серьёзе обсуждался гей-парад в Ереване!), армия и спецслужбы, что умножило потери в ходе военных действий, сделав их итоги куда более болезненными.
Как отмечает оппозиционный кандидат на пост премьер-министра Вазген Манукян, провоцируя раскол в обществе, «параллельно власти два года последовательно разваливали и дискредитировали армию Армении и армию Арцаха. За эти два с половиной года в наших Вооруженных силах не происходило никакого развития, хотя было очевидно, что в плане вооружения и в других вопросах необходимы новые технологические решения… Уже в ходе самой войны руководство страны приняло множество ошибочных и сомнительных решений, которые в конечном итоге и привели к такой ситуации».
Безумная «революционная» (в реальности – сектантская) риторика в социальных сетях с разделением граждан на «чёрных» и «белых», по земляческому признаку и по признаку принадлежности к «правильной» или «неправильной» диаспоре многократно усиливала напряжение в обществе, сделав нанесённый ему морально-психологический удар ещё более болезненным. Фейковые «плакальщицы» на Ераблуре, подставной «народ» в Сисиане и дети в массовках, похоже, затмили всхлипы двухлетней давности о 5 тысячах драмов за голос в пользу Республиканской партии. По мнению В. Манукяна, «поражение [в войне] стало следствием тех идеологических принципов, которые [Пашинян] со своей командой внедрил в наше общество, расколов народ и лишив его перспективы будущего. Создавшаяся сегодня ситуация – результат не только войны, но и всех тех процессов, которые начались и усиленными темпами шли в Армении последние два с половиной года».
И стоит ли удивляться тому, что президент Азербайджана Ильхам Алиев перешёл от насмешек и издевательств над своим «партнёром» по «лифтовым» переговорам (содержание которых, надо надеяться, станет предметом судебного разбирательства) к тактике его прямой защиты!
Хаотизация государственного управления, путь к которой был продолжен пресловутой «конституционной реформой» третьего президента Сержа Саргсяна, стала важным фактором как военных поражений, так и обусловленных ими усугубляющихся социально-экономических проблем. «Представители бизнеса и организации убеждены, что деятельность лица, занимающего пост премьер-министра Армении, должна быть прекращена как можно раньше. Компании, присоединившиеся к забастовке, также убеждены, что из-за социально-экономической политики Никола Пашиняна страна находится на грани экономического коллапса», – отмечается в заявлении «Движения за спасение родины», и повседневная реальность, включая цены на топливо, на продукты первой необходимости и обваливающийся курс драма, свидетельствуют об этом со всей очевидностью. Не говоря о том, что тысячи семей потеряли мужей, отцов, сыновей – кормильцев, погибших или ставших инвалидами по воле бездарно-предательских «властей».
Согласно действующему основному закону, убрать премьер-министра с его поста можно по результатам замысловатой процедуры в парламенте, большинство в котором пока ещё принадлежит в основном прямо зависимым от Пашиняна лицам без серьёзного опыта государственного управления. Некоторые из них, проявив незаурядную личную смелость, уже покинули правящую фракцию «Мой шаг», и, надо полагать, этот процесс продолжится по мере разрастания протестного движения, включая перекрытия дорог и забастовочные акции. Судя по всему, понемногу брожение начинается и в части силовых структур, формировавшихся и комплектовавшихся Николом и «компанией», исходя не из принципов защиты национальных интересов и государственной безопасности, а из соображений удержания личной власти. Так, заявление об уходе написали заместитель командира батальона «красных беретов» патрульно-постовой службы полиции Хачатур Товмасян, заместитель командира внутренних войск полиции полковник Самвел Акопян, зампред следственного комитета Арман Погосян и другие. В случае же реализации плана по превращению Армении де-факто в турецкий протекторат мало сомнений в том, что при ближайшем открытии границ миграционные настроения резко возрастут.
Коллаж оппозиционного издания 7or.am
Выступая в ходе массового митинга на площади Республики, представитель партии «Дашнакцутюн» Ишхан Сагателян озвучил четыре конституционных пути отставки «турка Никола». Помимо собственноручного «отречения» или упомянутого выше «парламентского» пути», прокуратура может возбудить против Пашиняна уголовное дело по обвинению в государственной измене, после чего он должен быть задержан. Наконец, по требованию двух третей членов правительства созывается заседание, на котором ставится вопрос отставки премьер-министра. Оппозиция продолжает борьбу по всем этим четырем направлениям, сказал Сагателян: часть народа, по его словам, остается на площади, а другая – блокирует здание правительства, и «самое главное – не поддаваться на провокации властей, поэтому никто из протестующих на данный момент не должен предпринимать попыток войти в здание правительства».
Протестные акции, шествия и марши будут продолжаться и далее. Отстранение от власти отчаянно цепляющегося за неё режима, формирование переходного правительства профессионалов, внеочередные парламентские выборы с перспективой возвращения к президентско-парламентской конституционной модели, при всестороннем укреплении связей с Россией – таковы основные шаги, которые позволят Армении хотя бы немного отступить от края пропасти.