Прошедшие в Молдове президентские выборы и победа на них Майи Санду вовсе не сняли вопросы о том, как будет дальше жить страна и по какому пути она будет двигаться. Можно констатировать, что полностью оправдался прогноз Игоря Додона, сделанный им еще в ходе избирательной кампании, что победа Санду приведет к дестабилизации политической ситуации.
При существующем на этот момент политическом раскладе в парламенте победа практически ничего не дает ни самой М. Санду, ни ее сторонникам в партии PAS, кроме возможности трудоустройства на престижных постах в администрации президента. Но для получения реальных рычагов управления парламентской республикой этого мало. И, уж конечно, подобная ситуация никак не может удовлетворить «партнеров по развитию» за пределами Молдовы, которые активно приветствовали победу Санду на выборах. Эти рычаги управления могут оказаться в руках новоизбранного президента только в том случае, если в парламенте снова появится устойчивое прозападное большинство, но для этого у прозападных партий не хватает депутатских мандатов.
Именно поэтому сразу после оглашения результатов выборов началась сильная пропагандистская кампания по продвижению тезиса о том, что мандат, полученный Санду на выборах, является свидетельством того, что народ недоволен не только И. Додоном на посту президента, но и совсем другой ветвью государственной власти – парламентом. Развивая этот тезис, М. Санду заявила о необходимости проведения досрочных парламентских выборов и о намерении сделать все, чтобы эти выборы прошли как можно скорее.
Проблемы, стоящие в связи с этим перед новоизбранным президентом, заключаются в том, что, во-первых, большинство депутатов, представляющих в том числе и проевропейские партии, прекрасно сознают, что в случае досрочных выборов в новый парламент они не попадут. Это относится к депутатам от Демократической партии, от парламентской группы Pro Moldova, а также и к бывшим союзникам Санду по блоку ACUM – партии «Платформа DA» во главе с Андреем Нэстасе, который на президентских выборах набрал чуть больше 3% голосов.
Во-вторых, для роспуска парламента у президента есть только два основания: если парламент окажется неспособным утвердить новое правительство с двух попыток и если в течение 90 дней парламент не сможет принять ни одного закона. Учитывая малую вероятность второго случая, единственным способом получить основание для роспуска парламента является отставка правительства Иона Кику. Именно поэтому Кабинет министров и стал главным объектом атак со стороны оппозиции.
Надо признать, что у граждан Молдовы есть достаточно оснований для недовольства экономической ситуацией в стране, а также мерами, которые предпринимаются властями в условиях пандемии коронавируса. Но дело в том, что эти проблемы не являются результатом ошибок или просчетов правительства И. Кику, а обусловлены объективными факторами, которые характерны для всех стран, переживающих пандемию. Кроме того, 2020 год стал годом небывалой засухи, которая сильно ударила по главной отрасли экономики – сельскому хозяйству. И в этих условиях правительство Кику полностью контролировало ситуацию в стране.
Это признают даже депутаты из парламентской оппозиции. В частности, генеральный секретарь ДПМ А. Жиздан заявил: «Я сомневаюсь, что другие правительства, другие люди справились бы с этой пандемией лучше».
Тем не менее именно правительство Кику стало объектом атак со стороны оппозиции, и главной ударной силой опять стали сельхозпроизводители. Предлогом для инициирования протестов стали планы по повышению НДС для аграриев с 8% до 20% в бюджете на 2021 год, который обсуждался в парламенте в первой половине декабря.
Как это происходило и летом, колонны тракторов с протестующими аграриями прибыли в Кишинев и сначала заняли центральную площадь столицы, а потом переместились к парламенту.
Эта смена диспозиции протестующих оказалась приуроченной к заседанию, на котором рассматривался целый ряд важных законов: бюджет на 2021 год, возвращение Службы информации и безопасности под контроль парламента, новый закон «О функционировании языков на территории Республики Молдова» взамен устаревшего, от 1 сентября 1989 года, изменения в Кодекс о телерадиовещании по возвращению в эфир информационно-аналитических программ российских телеканалов, пакет законов о статусе Гагаузской автономии, возвращение в собственность государства территории Республиканского стадиона, которая должна была быть передана посольству США (5 гектаров земли в центре Кишинева), дублирование инструкций к лекарствам на русском языке.
Процесс принятия этих законов встретил ожесточенное сопротивление депутатов проевропейских партий, которые пытались блокировать трибуну парламента и сорвать заседание. Также в один из дней протестующие аграрии предприняли попытку прорваться на тракторах к парламенту, но были остановлены полицией – для этого пришлось применить слезоточивый газ.
Тем не менее законы были приняты парламентом во втором чтении 16 декабря и промульгированы действующим президентом И. Додоном. Кроме этого, депутаты ПСРМ и парламентской платформы «За Молдову» отменили закон, возлагавший на государственный бюджет и граждан страны ответственность за компенсацию «кражи миллиарда» – вывода денег из банковской системы, произошедшей в период режима Плахотнюка. За счет отмены этого закона возникли финансовые резервы в сумме до 900 миллионов леев, которые было решено направить на помощь сельхозпроизводителям.
Принятие этих законов создает благоприятную политическую основу для Партии социалистов в свете парламентских выборов, которые, как уже никто не отрицает, пройдут в наступающем году. Единственным условием для этого со стороны ПСРМ является то, что к этим выборам страна должна подойти с полноценным правительством, которое будет обладать всем набором полномочий – вариант, когда отправленное в отставку правительство будет исполнять свои обязанности в статусе «и. о.» неприемлем для социалистов. Додон, который официально возглавит ПСРМ на съезде, который пройдет до конца года, заявил, что готов обсуждать со всеми партиями, представленными в парламенте, процедуру отставки правительства Кику при условии, что оппозиция предложит свой вариант для формирования нового Кабинета министров. Более того, по словам Додона, социалисты будут готовы проголосовать за такое правительство ради достижения стабильности в стране на предвыборный период.
Таким образом, первые 100 дней президента Санду не будут спокойными и безоблачными – ей придется сразу после инаугурации активно заняться кризисом, который она же сама и спровоцировала. При этом ее оппоненты никуда не торопятся.
На фоне внутренних проблем внешнеполитическая активность Санду импульсивна и нестабильна. Ее попытки – на словах – наладить отношения с Россией входят в конфликт с ее же заявлениями о необходимости вывода российских миротворцев из Приднестровья. Впрочем, активность Санду имеет свое объяснение: Бухарест отводит ей роль тарана, который приведет к усугублению кризиса в Молдавии и подавлению позиций противников интеграции с Румынией. Не случайно, еще до конца года запланирован визит президента Румынии Клауса Йоханниса в Кишинев. Также ведутся переговоры о визите Санду в Киев – поездка запланирована на январь.
В четверг, 24 декабря, состоится инаугурация М. Санду, произойдет передача президентской власти, а на 30 декабря запланирован внеочередной съезд Партии социалистов, на котором И. Додон снова возглавит это политформирование, имеющее крупнейшую фракцию в парламенте РМ. На шахматной доске молдавской политики произойдет рокировка главных фигур, которые по-прежнему будут определять главное противостояние и формировать политическую повестку в Молдове.