Проблема утилизации мусора становится во всём мире все более актуальной. Также остро стоит она в странах Евразийского союза, особенно это касается внедрения технологий мусоросжигания. Данные инициативы во многих случаях встречают сопротивление как чиновников, так и экологических экспертов и жителей, страдающих от избытка этого самого мусора.
«Ритм Евразии», обращаясь в прошлом году к этой проблеме, констатировал, что на всей территории ЕАЭС «отсутствует согласованная политика обращения с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО)». Каждое государство решает эту проблему в своём ключе и собственными силами. Причём каждая страна Союза выбирает свой подход. С тех пор мало что изменилось к лучшему.
Мусор федерального «значения»
В России ставку делают на федеральные проекты. Правительство утвердило проект «Чистая страна» в рамках реформирования утилизации отходов. В документе отмечается постепенное закрытие по всей стране мусорных полигонов, а также строительство пяти мусоросжигательных заводов: четыре из них будут расположены в Московской области, а один в Казани. Инвестиции будет вкладывать дочернее предприятие госкорпорации «Ростех» − компания «РТ-инвест». Специалисты последней отмечают, что к 2025 году четыре подмосковных завода должны утилизировать 28% бытовых отходов Москвы и области – по 700 тыс. тонн ТКО в год на каждом МСЗ.
Эти планы вызвали нарекания экологов и жителей подмосковных Воскресенского, Наро-Фоминского, Ногинского и Солнечногорского районов, где, собственно, и планируют разместить МСЗ. Противники идеи настаивают, что МСЗ будут лишь угрожать экологии, а проблему с мусором не решат.
Упор на белорусский прагматизм
Белорусские власти опираются в вопросе утилизации мусора на экономические стимулы и инфраструктуру. Республика активно обсуждает возможность строительства мусоросжигательного завода под Минском. В феврале текущего года на встрече с журналистами заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Корбут заявлял о планах организации 30 полигонов для захоронения ТБО по всей стране. Вблизи Минска ни одного полигона строить не планируется.
«До 2023 года под Минском планируется возвести мусоросжигательный завод мощностью 500 тыс. т отходов в год, из которых будут получать электрическую и тепловую энергию. В будущем такие предприятия появятся и в других регионах Беларуси. В Евросоюзе от мусоросжигания тоже не отказываются. В маленькой Швейцарии работают 28 подобных заводов, в Швеции более 99% мусора перерабатывается либо сжигается. Экологически такой процесс вреден не более чем те же полигоны, ведь при разложении мусор тоже выделяет газы», − отметил тогда чиновник.
Зато проблема складирования столичного мусора заставляет минские власти активнее продвигать идею строительства МСЗ недалеко от главного города республики. Споры по поводу его эффективности не утихают по сей день. Белорусские экологи уверены в существовании более разумных способов справиться с масштабными объёмами мусора, чем сжигание. Национальная стратегия по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами подразумевает аналог сжиганию мусора. В рамках этой системы предприятие «Минскзеленстрой» разрабатывает линию компостирования органических отходов. Инициаторы предполагают запустить линию уже через полтора года. Общественность вносит свой вклад в дело борьбы с отходами – договаривается с магазинами, ресторанами и кафе о возможности раздать нуждающимся продукты питания «неформатного» вида или с истекающим сроком годности.
Что касается стран ЕАЭС в Центральной Азии, тут подход тоже будет разным. Казахстан и Киргизия делают упор на запретительных мерах, а Бишкек ещё и пытается на мусоре построить «серый бизнес».
Казахстанский вектор на Европу
Поскольку проблема мусора в Казахстане стоит остро и требует скорейшего решения, то Нур-Султан принял решение равняться в решении этой задачи на Европу. В августе нынешнего года власти объявили о намерении построить МСЗ по европейским стандартам. Выступая на брифинге перед журналистами, об этом заявил министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев. Планируемые комплексы будут не только сжигать мусор, но и давать электроэнергию. «По стране очень низкая доля переработки отходов − порядка 15%, тогда как в европейских странах этот показатель в два раза больше. Согласно концепции «зеленой экономики», мы должны довести этот показатель до 40% к 2030 году», − отметил в своём выступлении чиновник.
Если простая утилизация не привлекает инвесторов в эту отрасль, то превращение отходов в энергию сумеет привлечь и капиталы. Министерство проведёт в 2021 году аукционы для потенциальных инвесторов на строительство данных заводов. Технологии по евростандартам позволят обойтись минимальными объёмами выбросов, о чём говорит применение их в Австрии или другой стране ЕС. «Мы планируем запустить такие заводы в шести пилотных городах республики – Актобе, Атырау, Алматы, Нур-Султан, Тараз и Шымкент. Работа с потенциальными инвесторами уже начата», − подвёл итог своего выступления летом министр.
Киргизия балансирует на грани фола
Основной проблемой страны являются многочисленные стихийные свалки, которые не поддаются исчислению, как утверждают экологи-эксперты. Чаще всего такие горы мусора вырастают на природе, в местах наиболее частого отдыха местных жителей. Ежегодно в стране растёт количество мусора, захламляющего территорию. Под полигоны требуется выделение миллионов гектаров пахотных земель. Они наносят вред экологии и здоровью населения. Из 406 мусорных свалок Киргизии только 107 санкционированы. Эксперты отчитались, что вес мусора на них составляет 16,5 миллиона тонн, что в сравнительном сочетании равно массе 1 633 Эйфелевых башен или 137 тысяч синих китов – самых больших животных на Земле. Каждый год к этой астрономической куче добавляются еще полмиллиона тонн.
Для решения наболевшей проблемы Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства (ГАООСЛХ) Киргизии начало разработку программы управления отходами и вторичными ресурсами. Происходит это впервые за последние несколько лет, когда специалисты ведомства инвентаризировали и исследовали все мусорные свалки на территории страны. Итоги удручили авторов исследования. «Сегодня отходы являются не только источником существенного загрязнения окружающей среды и приводят к деградации земель, но и разрушают естественные экологические системы и оказывают негативное влияние на здоровье человека», − значится в отчёте о результатах эксперимента. Власти и экологи, а также местное население надеются на решение насущной проблемы, которая пока что была задвинута на задворки политическими, карантинными и экономическими проблемами вкупе с коррупционными схемами.
Армения: мусорное засилье усугубляется
Замыкающей в списке стран ЕАЭС, но самой проблематичной по части утилизации мусора выглядит Армения. Здесь правительство, президент, парламент и население никак не решат свои внутриполитические проблемы. А проблема мусорного засилья на этом фоне лишь усугубляется. С июля прошлого года страна попала в топ-10 стран с наибольшим объемом мусора на одного жителя. Причина, по мнению эколога Карине Даниелян, состоит в низком уровне гражданской сознательности и осведомленности по вопросам экологии, а также отсутствия политической воли для их решения. Её вывод основывался на версии агентства Tempo. Тогда антирейтинг составили на базе данных Всемирного банка.
Ни прошлые, ни нынешние власти Армении не берутся за решение экологической проблемы, оставляя горы мусора на произвол судьбы. Хотя должны были в сжатые сроки создать условия для мусороперерабатывающей промышленности. «Изначально экономика должна так работать, чтобы было максимально мало отходов. И второе, чтобы все они перерабатывались. Уже давно во всем мире отходы стали ресурсом для развития экономики. В Армении же переработка отходов составляет лишь малую долю – не больше 1%», − заявила эксперт.
* * *
Обзор того, как в странах ЕАЭС решаются проблемы утилизации мусора, приводит в целом к малоутешительным выводам. Цель у стран евразийской «пятерки» одна, и сводится она к воспрепятствованию роста ядовитых свалок, а также к налаживанию сортировки и переработки мусора. Тем не менее на данный момент нет общесоюзных, скоординированных попыток решения этих проблем. А они крайне необходимы, востребованы на всем постсоветском пространстве. В ином варианте накопление отходов ТБО будет лишь нарастать, а экологические проблемы – до крайней степени обостряться.