Пальмовое масло: бизнес-интересы опасно противоречат техническому регламенту ЕАЭС - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.04.2025 |

Пальмовое масло: бизнес-интересы опасно противоречат техническому регламенту ЕАЭС

 Всемирная организация здравоохранения неоднократно рекомендовала ограничивать использование пальмового масла и его полуфабрикатов в производстве пищевой продукции ввиду их небезопасности для здоровья потребителей. Но в РФ и в целом в ЕАЭС ситуация пока не меняется: в прокуратуру стран-членов Союза в первой половине декабря с. г. направлены обращения представителей общественных организаций и профильных экспертных групп тех же стран, квалифицирующие действия министра по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Виктора Назаренко (Белоруссия) как содействие нанесению ущерба жизни и здоровью граждан. В. Назаренко, по мнению заявителей, тормозит вступление в силу техрегламента Союза, принятого в августе 2019 г., по минимизации доли в растительных маслах наиболее вредных компонентов. Притом что их максимальное содержание характерно для пальмового масла.

Но только ли В. Назаренко является «виновником» упомянутой ситуации? Во всяком случае, он отвергает выдвинутые против него претензии: «Тема использования пальмового масла в сфере производства пищевой продукции в ЕАЭС в некоторых СМИ становится в последнее время предметом активных спекуляций», – отметил министр ЕЭК. По его мнению, ряд «так называемых экспертов» способствует созданию у населения ЕАЭС «некорректного представления о техническом регулировании в этой сфере» и распространяет недостоверную информацию о позиции Коллегии ЕЭК, «якобы намеренно затягивающей процесс принятия соответствующих документов».

И вправду, сложившаяся ситуация едва ли обусловлена сугубо «личностным» фактором. Хотя бы потому, что минимизация вредных компонентов в растительных маслах, особенно в пальмовом, чревата наибольшими издержками совсем не для чиновников, а именно для его производителей и для тех, кто его использует в изготовлении готового продовольствия.

Объемы же импорта такого масла впечатляют: по данным Росстата, в 2018 году Россия импортировала 1,06 млн тонн пальмового масла, что на 18,9% больше, чем в 2017 году. В 2019 году ввоз этого масла увеличился примерно до 1,2 млн тонн. За истекшие 11 месяцев объем такого импорта составил около 950 тыс. тонн. По неофициальным же оценкам, реальный объем импорта этой продукции в РФ на 15-20% больше официального, то есть легального.

Это притом что с 1 октября 2019 г. ставка налога на добавленную стоимость (НДС) для пальмового масла в РФ повысилась с 10%, установленного с 2004-го, до 20%. Причем новую НДС-ставку пытался активно опротестовывать Национальный союз производителей пальмового масла Малайзии: дело в том, что на долю РФ приходится свыше 75% совокупного объема импорта этой продукции в регионе ЕАЭС, а свыше 60% объема поставок приходится на Малайзию.

Между тем поставки той же продукции в другие страны ЕАЭС также продолжают расти, особенно в Белоруссию. В то же время от 25 до 30% стоимости экспорта РФ и других стран ЕАЭС в регион Юго-Восточной Азии, и отнюдь не первый год, возмещается, по имеющимся данным, поставками оттуда пальмового масла и смежной продукции.

Вроде бы обмен явно неэквивалентный. Но использование этого сырья и его полуфабрикатов позволяет как минимум на треть сократить издержки за счет замены традиционных натуральных компонентов в масломолочной, кондитерской отраслях, в производстве кулинарных изделий, продуктов детского питания. Соответственно, конечная продукция оказывается на 30-40% дешевле традиционной. Ну а здоровье потребителей при такой выгоде – дело, как говорится, десятое.

Косвенным, если не прямым подтверждением таких «бизнес-приоритетов» является и следующий факт: в августе 2019 г. коллегия ЕЭК постановила изменить Технический регламент Союза на масложировую продукцию, ограничив содержание глицидиловых эфиров жирных кислот (ГЭЖК) – наиболее вредных для здоровья компонентов растительных масел, притом преобладающих в их составе, – не более 1 мг/кг во всех видах растительных масел. Но этим обеспокоился российский Масложировой союз: в письме в адрес Минсельхоза РФ в марте с. г. эта структура сообщает о таком диапазоне содержания тех эфиров в рафинированном масле: от 0,3 до 10,5 мг/кг в пальмовом масле, от 0,01 до 2,1 – в подсолнечном, от 0,15 до 1,8 – в кукурузном, рапсовом. То есть максимальная доля ГЭЖК содержится именно в пальмовом масле.

В связи с этим Масложировой союз по-прежнему настаивает на переходном периоде по установленному ЕЭК показателю (1 мг/кг по ГЭЖК) для пальмового и кокосового масел – до 2023 г.; для отечественных растительных масел и жиров – до 2025 г. А для всех видов растительных масел, используемых именно в детском питании, даже до 2027-го. Поскольку, мол, «необходимы дополнительные исследования отечественного сырья, условий возделывания культур и их влияния на образование глицидиловых эфиров».

По этим предлагаемым «переходным» диапазонам напрашивается вывод, что в детском питании эти компоненты, скажем так, давно и прочно прописались?

Что же касается отраслевой структуры объемов использования пальмового масла и его полуфабрикатов РФ, то, по данным того же союза (2020 г.), треть приходится на производство кондитерских и мучных изделий, четверть применяется в изготовлении продуктов быстрого приготовления («фаст-фуд»), примерно по 15% – в производстве хлебобулочных и масломолочных изделий, 4-7% – в изготовлении маргаринов/спредов. Схожая структура потребления тех же компонентов в пищепроме других стран ЕАЭС. Притом что «масло-пальмовые» компоненты в середине 80-х составляли не больше 10% в совокупном объеме производства означенных товаров в СССР.

Нелишне напомнить, что упомянутая норма ГЭЖК в 1 мг/кг уже принята почти во всех странах Евросоюза, в ряде других развитых стран, в большинстве арабских стран-членах ОПЕК. А это вынуждает поставщиков и переработчиков весомо тратиться на доводку тех масел до предписанного параметра. Но, похоже, производителям продовольственных товаров в ЕАЭС ещё не с руки «растрачивать» свои доходы на достижение соответствия продукции упомянутому показателю?

Председатель Объединения потребителей России Наталия Сергеева недавно направила обращение председателю Коллегии ЕЭК Михаилу Мясниковичу (Белоруссия). Отмечено, что это объединение «в свете обеспечения потребительской безопасности граждан считает целесообразным в декабре 2020 года провести обсуждение с участием заинтересованных сторон вопроса по внесению в технические регламенты Таможенного союза нормирования допустимого уровня содержания глицидиловых эфиров жирных кислот». По итогам осуждения рекомендовано «опубликовать официальное заявление, в дальнейшем держать под своим контролем поднятую тему и информировать о работе в данном направлении органы государственной власти, широкую общественность и СМИ».

Судя по этому обращению, вышеупомянутое решение ЕЭК поныне не включено в соответствующие техрегламенты. Или оно всё же внесено в те регламенты, но на практике это не соблюдается?

В любом случае до сих пор нет официальной информации, будет ли проведено означенное обсуждение этих вопросов до конца текущего года. Есть обоснованное подозрение, что не будет.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3457
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика