Минобороны Латвии планирует кардинально реконструировать полигон под Даугавпилсом, чтобы проводить там учения войск НАТО. Даугавпилс – город в регионе Латгалия, находящийся неподалеку от границы Латвии с Белоруссией, до границы с Россией тоже практически подать рукой. Жители региона высказали своё категорическое неприятие этого проекта, но власти государства прислушаться к гласу народа не захотели.
Региональная милитаризация
Под Даугавпилсом с 13 по 18 апреля 2020 года (в самый разгар первой волны эпидемии коронавируса) прошли маневры НАТО Steel Brawler («Стальной буян»), в которых участвовали около 600 солдат и 100 единиц военной техники. Стоит учесть, что на тот момент для гражданского населения Латвии уже несколько недель как был введён строгий запрет на массовые мероприятия, но на солдат, тем более иностранных, он, как видно, не распространился. На тот момент в Латвии было выявлено уже 612 случаев заболевания, двое из тех, кому был поставлен диагноз Covid-19, скончались. «600 солдат вместе? Ну что? Пандемия не вооружена? "Умно" и главное "вовремя". Если вдруг что – кто сядет? Коллективная ответственность? Или министр обороны всё же?» – возмущался экс-депутат самоуправления Риги Игорь Кузьмук.
Полигон Meža Mackeviči («Лес Мацкевичи»), на котором проводились манёвры, изначально занимал площадь в 10 гектаров. Но в 2019 году Министерство обороны Латвии анонсировало план его расширения до 2063 гектаров – теперь он распространяется на три волости Даугавпилсского края (Вабольскую, Ликсненскую и Малиновскую). Большая часть земли (2 042 га) раньше находилась в ведении госагентства Latvijas valsts meži («Латвийские государственные леса») – эти земли передали под управление Минобороны. Военным учреждениям разрешили построить там необходимые для их нужд объекты, в том числе стрельбища и территории для проведения маневров.
Жители Даугавпилса встревожились этой затеей: люди опасались, что столь крупный объект вблизи крупного города будет мешать нормальной жизни. Первое общественное обсуждение проекта расширения полигона прошло в Вабольской волости 22 января 2020 года. Как рассказала журналист Инна Плавока, пришедшие на мероприятие жители говорили о том, что стрельбище доставляло им немало неудобств ещё до расширения. В частности, люди жаловались, что во время учений «вертолёты приземлялись куда попало, вооружённые люди бегали по огородам, танки разбили все дороги, и днём и ночью стреляют». А Федерация парапланеристов Латвии обратилась с письмом к краевой думе Даугавпилса и к Агентству гражданской авиации Латвии.
Помимо своих чисто профессиональных тревог, вроде того что воздушная зона авиации НАТО накроет практически всю Латгалию и повлечёт за собой «запрет на проведение международных авиационных соревнований и слётов», парапланеристы указали и на риски, касающиеся каждого из жителей. Они, в частности, напомнили, что самоуправление Даугавпилса намеревается построить в окрестностях города гражданский аэропорт, но как его удастся совместить с близлежащим полигоном, пока непонятно. «Во-первых, это манёвренные полёты военных самолётов на малых высотах, которые будут возможны даже над центром города. Во-вторых, в непосредственной близости от запланированных границ полигона находится магистральный газопровод и скважины водозабора, обеспечивающие Даугавпилс питьевой водой. В-третьих, это угроза срыва всех планов по развитию Даугавпилсского аэропорта. И здесь, по мнению авторов письма, сравнение с Рижским аэропортом и базой НАТО в Адажи неуместно, так как база в Адажи появилась уже при действующем аэропорте, а не наоборот», – изложила Плавока суть жалобы парапланеристов.
Помимо этого, авторы письма указали на негативное влияние военной базы на развитие туризма в регионе, на масштабную вырубку леса и на риск для популяции редких видов озёрной чайки, большая колония которой обитает на прилегающих к полигону территориях. Руководимый И. Плавокой городской портал chayka.lv («Чайка») ещё весной 2019 года по просьбе одного из жителей города пытался выяснить, что за вырубка происходит в Даугавпилсском крае. «Нас посылали от одного ведомства к другому, объясняя, что это санитарная вырубка, которая не имеет никакого отношения к расширению полигона. Сегодня же можно с уверенностью сказать, что вырубались деревья именно с этой целью, хотя нам этого никто из официальных лиц так и не подтвердил», – констатировала журналистка.
Не желаем такого соседства!
И. Плавока упомянула и ещё один пункт из письма парапланеристов: «Непредвиденные риски, связанные с непосредственной деятельностью подобных объектов». Примеры есть: в апреле 2019 года во время учений НАТО на полигоне Адажи под Ригой один снаряд «случайно» улетел в гражданскую зону и взорвался неподалёку от жилых домов. В результате возникшего при этом пожара выгорело около 600 квадратных метров частной территории. «Позвонил офицер Национальных вооруженных сил, сообщил, что с Адажского полигона улетел снаряд, который упал на наш земельный участок. Воронка примерно четыре на четыре метра, метр глубиной. Возник пожар, приехала военная машина, двое военных тушат», – рассказал прессе местный житель Евгений.
По его словам, несмотря на относительную территориальную близость к полигону, его участок расположен в нескольких километрах от мест военных тренировок. «Мы находимся далеко за пределами полигона. Сначала идёт полигон, потом разделительная зона – километров пять – и только потом частные территории», – пояснил мужчина. Он также отметил, что, к счастью, на участке, куда упал снаряд, никаких строений не было. В латвийской армии тогда пообещали компенсировать владельцам пострадавшей территории весь причинённый ущерб, но поясняли, что, несмотря на соблюдение всех мер безопасности, «такие инциденты возможны».
По этому поводу отставной генерал Карлис Креслиньш отметил: «В Латвии не так густонаселено, как во многих европейских странах. Для нас полигон Адажи и другие подобные места – это возможность тренировок Вооруженных сил Латвии и других стран НАТО. Они могут приезжать к нам и тренироваться. Конечно, необходимо согласие людей в Даугавпилсе. Но также нужно понимать, что военным где-то нужно тренироваться. Когда приезжают к нам коллеги с других стран и посещают полигон для тренировок – это финансово выгодно, они платят за это».
Депутат Даугавпилсской краевой думы Янис Вагалис 6 февраля инициировал сбор подписей против расширения полигона. Через несколько дней политик рассказал: «Я предполагал, что противников расширения полигона среди жителей – большинство, но лично не ожидал такого огромного ажиотажа и такой активности. На данный момент собрано около 5000 подписей, из них 99,5% – против расширения военного объекта. И отмечу, что сбор подписей будет продолжаться еще все выходные, так что это не окончательная цифра. Но это значит, что уже 5000 жителей высказали свой протест. И если к этим жителям не прислушаются инициаторы расширения полигона – не только не прислушаются, но и никак не отреагируют, – то это значит, что им абсолютно неважно и наплевать на мнение такого огромного количества людей, проживающих в Даугавпилсском крае». А всего через несколько дней количество подписавшихся против расширения полигона превысило 10 тысяч.
Я. Вагалис уверял, что разговоры о том, что всё уже решено и подписи собираются зря, абсолютно безосновательны. «Поэтому и проходит публичное обсуждение. Иначе, если бы все в действительности было бы решено юридически, опрос не имел бы никакого смысла и не проводился бы! В марте с жителями края пообещали встретиться госчиновники из министерства обороны. Мы, конечно, донесём до них и мнение большинства, и покажем окончательное количество подписей противников их инициативы. Как решится этот вопрос, покажет время, но отстаивать свою позицию мы намерены до конца!» – отметил депутат. По его мнению, «расширение военного полигона на территории Даугавпилсского края недопустимо и ни к чему хорошему не приведёт, в первую очередь для жителей края и конкретных волостей, которые находятся на границе с планируемым военным объектом».
Я. Вагалис тоже высказал уверенность, что реализация плана по увеличению военного объекта ставит под большую угрозу будущее гражданского аэропорта. «Реализация этого проекта важна не только для Даугавпилса и Даугавпилсского края, но и для всего региона Латгалии. И ради нескольких рабочих мест на расширенном военном объекте мы в итоге потеряем в разы, если не в десятки раз больше как в рабочих местах в регионе, так и в развитии инфраструктуры края в целом!» – предупредил политик.
По словам депутата, вместо военного полигона Даугавпилсу и прилегающему к нему краю как воздух нужны рабочие места. Другой важный аспект – финансовый. «Расширение полигона требует денежных вложений. И эти деньги собираются бездумно растратить на военный объект, соседство с которым не устраивает жителей близлежащих волостей. Вместо того чтобы вложить эти деньги в инфраструктуру Даугавпилсского края и Латгалии, вместо того чтобы построить хотя бы маленький заводик, тем самым создав новые рабочие места... При такой ситуации, когда инициаторы проекта расширения полигона и чиновники из министерства обороны не слышат, а скорее всего, не хотят слышать разумных доводов простых жителей, люди продолжат уезжать в другие, лучшие и безопасные места. А край и волости ждет ещё большая экономическая деградация», – предупредил Янис Вагалис.
«Неправильно поняли»
Всего своё мнение по теме высказали 12 374 человека. Председатель краевой думы Арвид Куцинс сообщил «Латвийскому радио», что около 90% опрошенных высказались против расширения полигона. Люди делились своей точкой зрения и в интернете. «Если у страны есть армия, то логично, что ей надо где-то тренироваться. С этим никто не спорит. Люди против создания полигона рядом с городом, причём размером с сам город. Я уже молчу про жителей района. Кому охота жить на прифронтовой полосе и слушать автоматную трескотню и уханье от разрывов», – писали даугавпилчане. Они выражали сомнение, что к ним прислушаются. «Напрасные усилия. Всё давно решено и подписи просто выкинут в мусорник. В Резекне собрали более 20 тысяч подписей против установки радара в посёлке Аудрини. Радар поставили и начхать хотели на мнение людей. Так и у нас будет», – возмущались горожане.
Некоторые «параноики» даже высказывали подозрение, что якобы устроенный сбор подписей против расширения полигона, равно как и общественный опрос на ту же тему, это провокация, призванная выявить потенциальных «предателей». Но латгальцы всё равно высказывались. «Было подано много конкретных предложений и обоснованных мнений, во многих анкетах жители высказывались очень эмоционально, критикуя инициативу министерства», – отмечает журналистка «Чайки» Елена Иванцова. «Рассмотрено будет всё – мнения, протесты и предложения. Потом эти обработанные данные будут предоставлены рабочей группе краевой думы. Задача самоуправления – дать ответ на все вопросы жителей: было ли принято во внимание их предложение или отклонено», – заявила в марте руководитель отдела планирования Даугавпилсского краевого самоуправления Ольга Лукашевич.
Тем временем в мае, июне, июле, августе, октябре и ноябре на полигоне «Лес Мацкевичи» проходили манёвры – тренировались члены латвийского военизированного ополчения «Земессардзе». Жителей окружающих территорий всякий раз предупреждали, что в окрестностях полигона возможны ограничения на передвижение транспорта, будет размещено защитное оцепление. Во время учений производилось перемещение боевой техники, вооруженных военнослужащих и ополченцев, использовались учебные и боевые заряды, а также средства имитации боя. В связи с этим население призывали «не беспокоиться». В июле, кстати, состоялось неординарное мероприятие: на полигон привезли детей из сиротского приюта «Приедите», чтобы «ознакомить их с работой военнослужащих» и с боевой техникой.
А в июне председатель самоуправления Даугавпилсского края А. Куцинс сообщил, что, мол, имело место недопонимание – на самом деле жители своими подписями ничего не могли изменить уже изначально. «Когда в 2019 году министерство земледелия передало "Лес Мацкевичи" министерству обороны, он уже автоматически считался полигоном. Само Минобороны неправильно интерпретировало термин "расширение" и прислало это нам. Речь там шла только об одном – улучшении материальной базы полигона. Например, строительстве жилой инфраструктуры вместо палаток. Об этом и было общественное обсуждение. Никто не был готов к такой большой полемике и такому большому резонансу», – признал чиновник.
Иначе говоря, мнение местных жителей фактически выбросили в мусорную яму…