Пандемия коронавируса внесла свои коррективы во все сферы жизни, однако работа по решению вопросов устойчивого развития городов не прекращается. 2021 год объявлен Годом архитектуры и градостроительства в СНГ. В 2020 году столица Казахстана г. Нур-Султан была избрана председателем Международной ассамблеи столиц и крупных городов СНГ (МАГ), объединяющей 87 городов из 9 стран, и в лице акима Алтая Кульгинова будет председательствовать в организации четыре года.
В декабре столица Казахстана как председатель МАГ инициировала и провела онлайн-конференцию на тему «Экология – ключевой фактор устойчивого развития городов», в которой приняли участие представители 40 городов стран СНГ. Как отмечено в резюме мероприятия, масштабное озеленение, раздельный сбор твердых бытовых отходов, модернизация мусороперерабатывающих заводов, строительство объездных дорог, очистных сооружений являются одними из действенных мер по сокращению выброса вредных веществ атмосферу. Все эти темы как нельзя актуальны для современных городов Евразии.
«Радует, что сейчас во всем мире уделяется особое внимание экологии, у каждого города и страны свой уникальный опыт, площадка же МАГ позволяет нам напрямую делиться опытом», – заявил аким Нур-Султана председатель МАГ Алтай Кульгинов.
Как отметили казахстанские эксперты, выступавшие на завершившем 2020 год заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Будущее городов Евразии: интеграция и дипломатия, технологии урбанизма, устойчивое развитие и новые вызовы», проведение соответствующих совместных мероприятий позволит объединить усилия в части выработки согласованной политики для дальнейшего плодотворного сотрудничества.
Согласно прогнозам ООН, в 2050 году около 70% мирового населения будет жить в городах. «Урбанизация сегодня входит в перечень ключевых трендов развития человечества. Но происходит этот процесс неравномерно. В мире есть целые регионы, где динамика урбанизации не просто демонстрирует замедление, но и имеет отрицательные показатели. К ним относятся Европа, Северная и Южная Америка. В Европе уже более 70% населения живут в городах, в Америке – более 80%. В то же время в странах постсоветского пространства фиксируется рост доли горожан в общем массиве населения», – говорит главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Леся Каратаева.
По данным UrbanPopulationIndex за 2018 год, самой урбанизированной из стран ЕАЭС является Беларусь – 78,1% составляют горожане, это 48-я позиция из 195 государств. Россия на 60-м месте – 74,3%, Армения – 89-я позиция, здесь 63,1% живет в городах. Казахстан – на 103-м месте с показателем 57,3%, Кыргызстан – 153-я позиция, 36,1% урбанизированного населения. Эти страны, впрочем, подобно многим другим, сталкиваются сегодня с такими проблемами, как низкое качество городской среды, деиндустриализация территорий, уплотнение инфраструктуры, углубление социальных различий, экологическое неблагополучие и т. д. В условиях, когда урбанизация стала всеохватывающим явлением, а зачастую и проблемой, так называемые новые горожане все активнее требуют реализации своих прав на комфортную среду обитания, актуализируется роль рекомендаций экспертов, обсуждающих будущее городов.
К тому же в последние годы меняется функциональная ориентация крупных городов, которая ускорится после преодоления последствий пандемии. Они становятся центрами концентрации потребления товаров и услуг, начинают специализироваться на развитии образования, финансовой сферы, культуры, предпринимательства и т. д. И это в то время, как промышленность уходит на периферию.
«Стало ясно, что офис как производственная площадка может быть и в деревне, – считает экономический обозреватель Сергей Домнин. – Многие, кто работает на производстве в промышленной зоне городов, – это жители сельской местности. Их место жительства и специализация необязательно строго друг от друга должны зависеть».
«Пандемия COVID-19 показала нам новую картину, – рассуждает директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов. – Многим городским жителям сейчас неуютно в своих малогабаритных квартирах, они в том числе ищут возможности жить на природе, где не будут чувствовать себя как в клетках. Идет переоценка ценностей. Не всегда уже есть необходимость тратить время на поездки по делам по городу, дела решаются благодаря интернету. Ранее престижное понятие «центр» по отношению к понятию «периферия» теряет первоначальный смысл. Возможно, больше внимания будет уделено развитию так называемой субурбии, как в США, где в городах в многоквартирных домах живет много социально уязвимых категорий населения. У кого есть возможность, тот проживает в пригородах».
«Город – это жилье, офисы, инфраструктура, которая их связывает, – напомнил Сергей Домнин. – В долгосрочной перспективе важно поменять принципы строительства. Нужен уход от точечной застройки, коррекция форматов тех жилых комплексов – «человейноков», представляющих собой большую консервную банку, в которой закрывают жителей, если возникает угроза распространения заражения. Офисы остаются местом взаимодействия и социализации. Исследования периода «удаленки» показывают, что более всего людям на карантине недостает взаимодействия с коллегами. То есть они скучают не по качественному интернету, а по рабочей рутине, в которой они ранее находились. Запрос на взаимодействие с учетом пандемии превращается в запрос на безопасные контакты. Здесь важны механизмы регулирования».
Решения краткосрочных и долгосрочных вызовов в сфере управления городами в эпоху COVID-19 и в постпандемический период, по мнению эксперта, непросты. Понятно, что самая насущная, краткосрочная задача состоит в том, что городам надо восстанавливаться после пандемии. И те самые сферы экономики, которые пострадали больше всего – в первую очередь это сфера услуг, – расположены именно в городах.
Еще один вызов для властей – как выстроить баланс между защитой общественного здоровья, решением экологических проблем и деловой активностью. Сохраняются ограничения во многих видах деятельности. Решения о запретах всегда должны быть продуктом аналитики. Для этого необходимо продолжать разрабатывать соответствующий инструментарий.
«Городу надо позиционироваться не как месту с большим количеством частных автомобилей, а как месту с доступным общественным транспортом, – заявил экономический обозреватель. – И вся эта транспортная инфраструктура должна создаваться на принципах «зеленой» экономики. Такой тренд начинает задавать Китай. Думаю, что мы к нему также в какой-то момент подключимся. Тем более что для постсоветских городов экологические вопросы весьма важны. Город дает больше возможностей и больше услуг. Но при этом он же является ускорителем неравенства. Важна коррекция рыночных механизмов. Неравенство может быть не только в доходах, но и неравенством доступа к лучшей экологии, системе ЖКХ, современным условиям жизни».
В ходе выступления эксперты не раз ссылались на опыт Китая, где борьба с пандемией коронавируса идет весьма успешно, и продолжается масштабная урбанизация. «На это власти смотрят по большому счету положительно, – рассказал директор Центра китайских исследований China Center Адиль Каукенов. – В странах Евразии процесс идет в подобном ключе. Сельское хозяйство – трудозатратный вид деятельности. Тяжело выращивать, сложно потом реализовывать продукцию. Могут быть сюрпризы не только в виде неурожая. В этом смысле города – более стабильное место, где человек может как-то прогнозировать свое будущее. Здесь он вырабатывает продукт или оказывает услуги, которые лучше защищены. Поэтому процессы урбанизации будут носить неотвратимый характер».
В Китае, как уверен эксперт, это именно так и понимают, хотя у него другие масштабы и подходы. Еще не так давно он был едва не самой страдающей страной от экологических проблем, а сегодня в вопросе применения «зеленых» технологий оказался впереди многих государств. В стране пытаются создать города-сады, где здания, начиная с крыши, максимально насыщены растениями. Задача как жильцов, так и управляющей компании – следить за этими насаждениями. Эксперимент был признан успешным и стремительно развивается. Город Цзиньчан в пустыне Гоби является крупнейшей в Китае базой по производству никеля и кобальта, его называют «никелевой столицей». Несколько лет назад в Цзиньчане началось активное строительство парков и скверов, благодаря чему этот промышленный город сегодня утопает в море цветов и деревьев. Помимо этого, также как и Япония, Китай высаживает свои традиционные сады по всему миру по программе городов-побратимов Берлина, Сиднея и т. д.
«По поводу «зеленых» городов скажу, что проживал в Пекине несколько лет и уровень загрязнения воздуха там сумели сократить, – подчеркнул Адиль Каукенов. – Для оценки применяют Air Quality Index (индекс качества воздуха). В ряде наших городов сегодня мы видим его показатели, которые бывают хуже, чем в многомиллионном Пекине, где еще 10 лет назад горожане начали носить маски. А некоторые наши люди не хотят их носить даже в связи с пандемией коронавируса. Поэтому ждем также рост онкологических, легочных заболеваний».
Кстати, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) утверждает, что уровень загрязнения воздуха повышается в основном в бедных городах мира. Большинство источников загрязнения городского воздуха вне помещений не находится под контролем отдельных людей, поэтому ВОЗ рекомендует действия на уровне городов, а также национальных органов в целях расширения практики использования более чистых видов транспорта, эффективного производства энергии и соответствующей утилизации отходов.
Однако, по мнению экономиста Айдархана Кусаинова, урбанизация пока не является четко управляемым государствами процессом. «Это явление, которое только пытаются взять под контроль, каким-то образом его регулировать, – считает он. – В связи с этим возникает принципиально важный момент взаимодействия власти и общества. Политика должна уделять больше целенаправленного внимания адаптации городов для человека – строительству качественного жилья, озеленению, борьбе с загрязнением воздуха».
«Некоторые наши города перенаселены, загрязнены, массовая урбанизация может привести к социальной нестабильности, – предупреждает профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби директор центра Евразийских исследований Галия Мовкебаева. – Сильно разграничиваются в городах сейчас центр и окраины, периферия и полупериферия. Непродуктивные городские районы и села столкнутся в большей степени с нищетой, экономической зависимостью от дотаций».
Профессор уверена в необходимости внедрения моделей устойчивого развития городов, которые дадут новые возможности экономии энергии, сокращения потребления, защиты окружающей среды, повышения уровня благосостояния. Города будущего должны стать средой, где бы пересекались экономические и социальные интересы населения. Они нуждаются в постоянном развитии и адаптации к новым вызовам, чтобы граждане смогли проявить все свои способности. Необходимы интегрированные интеллектуальные системы управления, основанные на беспроводных сенсорных сетях. Это позволит сделать города устойчивыми и экологически чистыми.
«Технологии урбанизма надо приблизить к конкретным климатическим, географическим, культурным условиям городов, – считает Галия Мовкебаева. – Здания должны быть активными субъектами пространств. Необходимы новые типы разумного или «отзывчивого» управления. В умных городах требуются соответствующие целевые установки. Поведение города влияет на поведение граждан, и наоборот».
В мире сейчас стало легче дышать в связи с пандемией коронавируса. «Вводятся запреты, жесткие ограничения на загрязнители, прежде всего на транспорт, – напомнил политолог Замир Каражанов. – Это еще один показатель того, что «зеленая» экономика будет менять нашу жизнь. В такой ситуации большое внимание начнут уделять соответствующим инициативам».
Что уже и происходит. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) в сентябре 2020 года в ходе 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выдвинула инициативу «Зеленые города» и связанную с ней программу действий. Отметив огромный потенциал городов в снижении воздействия пандемии COVID-19 на здоровье людей и продовольственную безопасность, генеральный директор ФАО Цюй Дунъюй призвал всех партнеров оценить важнейшую роль городов в восстановлении ситуации. «Для того чтобы города стали более зелеными, более жизнестойкими и самовозрождающимися, нам необходимо переосмыслить методы проектирования городских и пригородных территорий и управления ими», – подчеркнул он.
Инициатива «Зеленые города» направлена на повышение уровня жизни и благосостояния городского и пригородного населения по меньшей мере в 100 городах по всему миру в течение ближайших трех лет. Также ожидается, что к 2030 году к ним присоединится еще 1000 городов. Кроме того, она предусматривает создание «сети зеленых городов», в рамках которой города будут обмениваться передовыми методами работы, успехами и извлеченными уроками, а также создавать возможности для сотрудничества.