Евразийская пятерка - 2020, три главных события: Казахстан - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.04.2025 |

Евразийская пятерка - 2020, три главных события: Казахстан

2020 год надолго запомнится всем нам, но помимо пандемии, перевернувшей всё с ног на голову, были в ушедшем году и другие события, важность которых нельзя недооценивать. Не стал исключением, разумеется, и Казахстан.

Кордайский погром

События, произошедшие в первой декаде февраля в Кордайском районе Жамбылской области, бросили длинную чёрную тень на все казахстанское общество. В ночь с 7 на 8 февраля сотни погромщиков ворвались в дунганские сёла Сортобе, Булар Батыр, Аухатты и Масанчи. Предшествовали этим событиям два не связанных между собой конфликта в Кордайском районе между казахами и дунганами. Несмотря на то, что виновные в конфликтах были найдены, а сами конфликты урегулированы, оба случая получили большую огласку в соцсетях и мессенджерах, где они были поданы как единое целое (что было неправдой) и сопровождались агрессивными националистическими высказываниями и комментариями.

Вечером 7 февраля у села Масанчи произошла первая массовая драка между казахами и дунганами, в которой с каждой из сторон приняло участие около 30 человек. Спустя пару часов на место первой драки прибыли уже около 2 тысяч казахов и 300 дунган. Подоспевшие представители районной администрации, глава полиции района и старейшины дунганской общины призвали собравшихся разойтись, однако началась стрельба, в результате которой погиб один дунганин, а ещё двое получили ранения. Дунгане обратились в бегство, а собравшаяся толпа казахов двинулась на село Масанчи.

После разгрома Масанчи, которому практически никак не противодействовали полиция и СОБР, погромщики поехали громить другие сёла, по пути к ним присоединились приезжие не только из других сёл, но и из Алматы, Чимкента, Тараза. Лишь к утру 8 февраля ОМОН и войска Нацгвардии прибыли на место трагедии, и только тогда погромы прекратились. По официальной версии погибли 11 человек, десятки оказались ранеными, было сожжено 168 домов и 122 машины.

Несмотря на то, что власти сразу объявили, что произошедшие события – чисто бытовой конфликт (позднее официальная версия дополнилась мотивами борьбы неких криминальных группировок), для всех следивших за событиями национальная подоплёка в конфликте была очевидна. События в Кордае окончательно похоронили старательно выпестованный властями миф о Казахстане как витрине межнационального мира и согласия. Впервые в истории страны в результате одиночного события за пределы страны бежали тысячи её граждан, прося убежища у властей соседней Киргизии. Стала очевидной если не беспомощность, то явная слабость госаппарата на местах. Нацменьшинства страны с ужасом наблюдали, как мало требуется для того, чтобы канализировать агрессию представителей титульной нации по принципу «свой-чужой». А Ассамблея народа Казахстана окончательно продемонстрировала, что, увы, является бесполезным симулякром, нужным лишь для имитации участия представителей нацменьшинств в политической жизни страны. Сами же кордайские события стали ещё одной травмой казахстанской государственности наряду с Жанаозеном (в 2011 г. там произошли беспорядки с человеческими жертвами. – Ред.) и наверняка будут напоминать о себе обществу и власти ещё очень долго.

Межэлитно-внутриполитические пертурбации

Кризисные события завершившегося года стали не камнем, а огромным валуном, брошенным в болото внутриполитической жизни. Министерство здравоохранения Казахстана внезапно оказалось под пристальным критическим взглядом не только народных масс, но и различных надзорных органов. Коррупционная составляющая в казахстанской бюрократической системе является привычной константой, но в связи с остротой разразившегося кризиса властям пришлось принимать меры, чтобы привести в чувство тех, кто не понял всей серьёзности ситуации. Самым громким случаем стала отставка министра здравоохранения Биртанова, позже выяснилось, что против экс-министра заведено уголовное дело по статье о коррупции.

Едва ли не главной сенсацией политического сезона-2020 стали отставка Дариги Назарбаевой, а затем её внезапно спокойное возвращение в казахстанскую политику. Отставка старшей дочери Елбасы с поста спикера сената была весьма неожиданной для местной публики. Многие гадали, стоит ли за этим решением президент Касым-Жомарт Токаев, или же это дела внутрисемейные и дочь чем-то не угодила отцу. Тем более что поводы для недовольства были: тут и скандалы со сверхдорогой недвижимостью в Лондоне, и поведение сына Айсултана, регулярно становившегося скандальным ньюсмейкером. Эксперты строили прогнозы, что же станет с «кланом Дариги» после её невольного ухода с политического олимпа, однако оказалось, что все прогнозы были преждевременны и Дарига Нурсултановна (появившаяся в партийном списке партии «Nur Otan» на предстоящих выборах в парламент) по-прежнему вполне «внутрисистемный» человек, которого рано списывать со счетов.

Остроты разговорам об обострившемся внутриэлитном противостоянии в Казахстане добавили публикации влиятельных зарубежных газет The Wall Street Journal и Financial Times. С промежутком в один день издания опубликовали материалы, посвящённые Булату Утемуратову и Тимуру Кулибаеву – двум знаковым фигурам, непосредственно связанным с первым президентом Казахстана. WSJ рассказала о «заморозке» английским судом активов Утемуратова стоимостью в 5 млрд долларов, а FT поведала о том, как средний зять Елбасы зарабатывал на контрактах, связанных со строительством газопровода из Казахстана в Китай. Спустя несколько дней после публикации Т. Кулибаев обратился в Генпрокуратуру РК с просьбой провести проверку информации, изложенной в материале британского издания, т. к., по его словам, «никогда прямо или косвенно не участвовал в сделках, указанных в данной статье».

Стоят ли за данными публикациями какие-то внешние силы или же в Казахстане действительно началась внутриэлитная война компроматов, пока неясно. Но можно предположить, что наступивший 2021 год окажется в этом плане не менее интересным, учитывая, что даже до недавнего времени относительно лояльное к Елбасы и его семье радио «Азаттык» под конец 2020-го преподнесло сюрприз, опубликовав подробный обзор зарубежной элитной недвижимости семьи Назарбаевых. И есть стойкое ощущение, что это далеко не последняя публикация подобного рода.

Выборы в парламент

Несмотря на то, что сами выборы пройдут уже в наступившем году, все основные события, связанные с ними, пришлись именно на 2020-й.

21 октября К.-Ж. Токаев подписал указ, назначив выборы в новый состав мажилиса и депутатов маслихатов на 10 января 2021 г. Это первый за прошедшие 16 лет случай, когда выборы пройдут в положенный срок, а не досрочно. Также это первый случай голосования по партийным спискам. По словам президента, «пропорциональная модель полностью соответствует мировой демократической практике, способствует укреплению политической системы, развитию демократии, активизирует деятельность политических партий».

Если в целом заявление второго президента выглядит противоречивым применимо к казахстанским реалиям, то в отдельных пунктах с ним нельзя не согласиться. Например, в том, что цель предстоящих выборов – укрепление существующей в стране политической системы. По прогнозам наблюдателей и экспертов на предстоящих выборах, партия власти «Nur Otan» получит не менее 70% мест в новом составе парламента. Это должно послужить гарантией внутриполитической стабильности с сохранением за правящей партией законодательных рычагов.

Со стороны может показаться, что предстоящие выборы в мажилис (нижнюю палату парламента РК) ничем не отличаются от выборов в Сенат РК (верхнюю палату), которые прошли 12 августа и не привлекли внимания казахстанской общественности. Но есть основания предполагать, что это не совсем так.

       

Некоторые изменения в закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», а также в закон «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан» позволяют предположить, что новому составу парламента будет отведена более значительная роль в казахстанской государственной системе, чем это было раньше. Вводится институт парламентской оппозиции, которой будут предоставлены места одного председателя и двух секретарей постоянных комитетов мажилиса. Оппозиция получит право инициировать проведение парламентских слушаний не менее одного раза за сессию и определять повестку правительственного часа не реже двух раз в течение одной сессии. Судя по зарегистрированным партийным спискам, главной оппозиционной партией, скорее всего, будет назначена партия «Адал». В тандеме с правящей партией «Нур Отан» она будет занята демонстрацией присутствия демократических процессов в системе. Остальные же партии – НДПП «Ауыл», ДПК «Ак жол» и Народная партия Казахстана (стыдливо отбросившая из названия слово «коммунистическая») будут по большей части играть роли статистов.

Но, пожалуй, главным основанием для предположений об усилении роли парламента в наступившем году является присутствие в партийных списках политических «тяжеловесов» Казахстана (той же Д. Назарбаевой, к примеру).

Да и сама правящая партия «Нур Отан» впервые за всю историю провела праймериз, в которых приняли участие более 10 тысяч кандидатов, – вряд ли бы подобная процедура потребовалась, если бы это было простое «переиздание» парламента на следующий период. 

В целом же политическая система Казахстана, оставаясь в своей основе прежней, всё же вынужденно меняет свои контуры, приспосабливаясь к меняющейся обстановке. К чему приведут эти изменения, увидим в наступившем году.

_________________________

Фото: https://newtimes.kz/

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4635
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика