Госдума России призвала парламенты европейских государств осудить нарушения принципа свободы слова, допущенные властями Латвии. Непосредственным поводом для обращения стали репрессии, которые официальная Рига обрушила на проживающих в стране семерых русских журналистов, внештатно сотрудничавших с российскими СМИ. В конце прошлого года латвийская прокуратура завела на них уголовные дела – не за то, что они писали какие-то лживые вещи в своих материалах, а за один только факт, что публиковались во «вражеской» прессе.
Внезапные обыски и задержания
Каковы детали этой неблаговидной истории? Началось всё с того, что после полудня 3 декабря латвийская журналистка Алла Березовская сообщила, что у её коллег Андрея Яковлева и его жены Ирины, живущих под Ригой, уже два часа идет обыск. Андрей Яковлев – известный латвийский журналист, автор нескольких ярких публицистических документальных фильмов. Один из этих фильмов, носящий название «Латвийский госстандарт: русский – non grata» Яковлев подготовил в 2020 году – он посвящён разгрому государством русскоязычного образования в Латвии.
Коллега Яковлева А. Березовская так его охарактеризовала: «Абсолютно адекватный и законопослушный человек, спокойный и порядочный, гражданин Латвии. Да, несомненно, его видение политической ситуации в нашей стране не совпадает с мнением правящих национальных властей. Но что я знаю абсолютно точно – никогда Андрей не нарушал законы, строя свою профессиональную деятельность полностью в соответствии со ст. 100 Конституции Латвии о праве на свободу слова и мнений. Одно время он возглавлял редакцию портала lv.Baltnews.com, но уже два года этим не занимается и даже не публикуется на этом портале. Как видим, это ничего не значит, если "гестапо" в него вцепилось, то так просто не отпустит. А то, не дай Бог, кто-то заподозрит их в бездействии и сократит бюджет…» Березовская добавила, что супруги Яковлевы живут вместе с 95-летней мамой Ирины, очень больной и чувствительной женщиной, пережившей блокаду Ленинграда.
Чуть позже стало известно, что такое же происшествие случилось с известным оппозиционным активистом и публицистом Владимиром Линдерманом. Для него, впрочем, данное происшествие не стало первым – в последний раз Линдермана задерживали за «антигосударственную деятельность» весной 2018 года: тогда его несколько недель продержали в тюрьме. В начале минувшего года стало известно, что дело против Владимира закрыли, но несколько месяцев спустя, «спохватившись», открыли снова. И вот новый визит спецслужбистов.
«В квартире известного публициста и общественного деятеля Владимира Линдермана сегодня был проведён обыск и изъято всё оборудование – компьютер, телефон, диски, а также банковские карты. Сам Владимир задержан и сейчас находится на допросе в Службе госбезопасности. Причины обыска и задержания неизвестны. Мы считаем, что подобное отношение, повторяющееся уже неоднократно, к человеку, который просто выражает свои взгляды, отличные от позиции государства, недопустимо», – заявили в правлении партии «Русский союз Латвии».
Под вечер того же 3 декабря латвийский оппозиционный общественный деятель Александр Гапоненко (сам находящийся под следствием за открытую критику властей государства) сообщил, что в «деле журналистов» появилась новая жертва. «Под каток репрессий попал ещё один русский журналист – Андрей Солопенко. У него дома прошел обыск, полдня он провел на допросе в СГБ. Его обвиняют в нарушении ст. 74 Уголовного закона Латвии "Нарушение санкций Евросоюза, предпринятых против России". Причина – публикация статей на портале lv.Baltnews.com. Андрею присвоен статус "подозреваемый". Он пока отпущен домой. Страница lv.Baltnews.com на Facebook вымарана. Кто следующий?» – написал Гапоненко в соцсети.
Имя «следующего» выяснилось, увы, быстро, это Алла Березовская, совсем недавно получившая награду «Янтарное перо», которую посольство России в Латвии вручает лучшим здешним журналистам. Березовская получила эту награду за свою публикацию «Путешествие по матушке-Волге» (в номинации «Лучший материал по тематике российско-латвийского взаимодействия в сфере туризма») в конце ноября, а уже в начале декабря... «Ко мне пришла полиция!» – успела написать Алла в Facebook.
«Нарушение санкций ЕС против России»
Тем временем редактор портала lv.Baltnews.com Андрей Стариков сообщил, что обыскам и задержаниям всего подверглись семь человек. Имя ещё одного из пострадавших выяснилось тоже достаточно быстро – Сергей Мелконов, сотрудничающий с порталами BaltNews и Sputnik Латвия в качестве фотографа. Всех задержанных выпустили, предварительно взяв с них подписку о невыезде и объявив их подозреваемыми.
А. Яковлев, выйдя на свободу, рассказал, что представители СГБ провели у него дома обыск с изъятием всевозможных устройств и носителей. «Пришлось заехать и в СГБ на первый допрос. Общение заняло полный рабочий день – 8 часов. Поскольку я дал полагающуюся в таких случаях подписку о неразглашении сведений, полученных в ходе предварительного следствия, деталей, естественно, не сообщаю. Но о самом факте обыска сообщать могу. И раз уж так получилось, хочу здесь поделиться тем, что мне известно давно и о чём я рассказывал многим в частных беседах. Несколько месяцев назад мне пришла бумага из СГБ, где сообщалось о возбуждении уголовного процесса по статье 84 (1), связанной с нарушением латвийских и международных санкций. Нарушением санкций ЕС является, например, товарно-денежные отношения с российскими физическими и юридическими лицами, находящимися в санкционном списке. До четырёх лет лишения свободы, между прочим», – написал Яковлев в Facebook.
В СГБ Яковлеву заявили, что МИА «Россия сегодня», с которым он раньше сотрудничал, возглавляет Дмитрий Киселёв, а тот как физическое лицо находится под санкциями ЕС. «У меня тогда сразу возник вопрос: а что, государственное российское информационное агентство находится в санкционном списке? Нет, разумеется. Но, видимо, желание зачистить информационное пространство и добиться единомыслия в Латвии сильнее стремления считаться правовым государством. Что касается сотрудников СГБ, которые проводили обыск, то вели они себя вежливо, корректно, строго соблюдая масочный режим. Если что – при встрече на улице никого не узнаю. Единственное, что удивило: почему сотрудник за рулём микроавтобуса, на котором меня перевозили, обращался ко мне на "ты". Он был раза в два младше меня. Господин Нормунд Межвиетс (глава СГБ. – А.Т.), займитесь воспитанием личного состава!» – призвал журналист.
А. Березовская поведала, что её задержали по тому же обвинению – «нарушение санкций ЕС против России». По словам Березовской, всё шло «по уже отработанной процедуре»: тщательный обыск дома «в поисках нарушенных санкций», затянувшийся на несколько часов. «Но, в принципе, всё проходило в корректной форме, если бы не резко подскочившее давление – 176 на 114 и пульс 132… И особенно мучительно было оставаться без средств связи. Не понимаю, почему меня оставили "на десерт" и приехали на ночь глядя? Я предложила им встретиться утром при свете дня в хорошо нам знакомом доме, но увы – против процедуры не попрешь! Мне предстояла долгая дорога из Юрмалы по празднично украшенной Риге… Как я поняла со слов следователя, я тоже теперь подозреваемая по статье 84 – нарушение режима санкций ЕС. Как можно судить музыканта за музыку? Поэта за стихи? Журналиста – за статьи? В европейской стране… В 21-м веке?.. Оказывается, в Латвии можно. Ну что ж, видимо, придется пройти через это. На войне как на войне, и в плен берут, и трофеи прихватывают. Спасибо, друзья выручили – дали старенький компьютер. Надеюсь, мрачные времена пройдут. И мы опять будем жить в демократичной, свободной и процветающей Латвии, где людей не тащат по беспределу в "гестапо", где на деле, а не на словах уважают права человека и его взгляды!» – пишет Березовская.
Сам же Дмитрий Киселев по данному поводу заявил: «Это неправомерно расширительное толкование санкций ЕС. Ведь есть персональные санкции, а есть санкции против российских организаций и компаний. Это не одно и то же. На меня персонально, как на частное лицо, санкции ЕС распространяются, но медиагруппа "Россия сегодня", куда входит и информационное агентство Sputnik, под санкциями не находится. Казалось бы, элементарно. Латвия хочет быть, что называется, святее папы римского, и толкует персональные санкции как санкции против организации. Есть в этом какая-то злонамеренность. Зачем задерживать граждан Латвии и грозить им уголовным преследованием? Они ничего дурного не делали. Это свободные журналисты, авторы, стрингеры, общественные деятели, которые, не будучи в штате агентства Sputnik, просто писали туда тексты или отправляли фото, реализуя свое право на самовыражение. Что в этом дурного? За что преследовать людей? Нам в России всё это представляется диковатым. Ничего подобного здесь не практикуется. Все пишут куда хотят и что хотят. Никому и в голову не приходит людей за это преследовать. Отстаньте от людей в Риге и не позорьтесь! Глупо всё это выглядит».
Кто дал отмашку?
Тем временем латвийский оппозиционный журналист Юрий Алексеев, сам подвергшийся преследованиям со стороны государства, обвинил местных русских политиков в приспособленчестве и двурушничестве. «Депутат от "русской" партии "Согласие" Игорь Пименов приглашает присоединиться к нему возле латышского Памятника Свободы. Там он будет поминать день "жертв "латышской операции", развернувшейся в годы Большого террора в Советском Союзе". Просит всех, кто хочет к нему присоединиться, надеть "лицевые маски"… Трогательно, пробило до слёз… Рыдаю… Русский депутат (как бы русский), сидящий уже 11 лет в Сейме Латвии, а до этого – в Рижской думе (на очччень неплохой депутатской зарплате, дай Бог каждому) решил пойти пролить скупую мужскую слезу к латышскому памятнику. Не снимая "лицевой маски". Сволочь ты, Пименов! Позавчера твоих русских коллег-журналистов латышские жандармы задержали, обыскали, отобрали всю компьютерную технику… Ты в своей депутатской тёплой "люльке" хотя бы рыпнулся? Хотя бы пошевелил ручками-ножками? А ваша согласосткая вонючая братия хотя бы что-нибудь квакнула?» – возмущается Алексеев.
Но почему же власти Латвии пошли на столь неблаговидный шаг? На портале lv.Baltnews.com опубликованы интересные сведения на этот счёт. Оказалось, латвийские спецслужбы ещё летом спрашивали Еврокомиссию, как можно трактовать санкции против России. И ответ им дал не кто иной, как еврокомиссар Валдис Домбровскис – бывший премьер-министр Латвии, заместитель председателя ЕК. Он предложил применять и трактовать персональные санкции максимально широко – настолько, насколько это только возможно. В подписанном Домбровскисом письме указывается, в частности, что никто не должен сотрудничать (принимать на работу или предоставлять услуги) с юридическими лицами, контролируемыми людьми, подпадающими под санкции. Надо полагать, именно этот ответ и развязал руки латвийским спецслужбам, начавшим охоту на журналистов.
В связи с этим Андрей Стариков напоминает, как в конце 2019 года власти Эстонии показательно разгромили находившуюся в Таллине редакцию агентства Sputnik. «В Латвии и Литве ситуация выглядела благоприятнее. В Риге и Вильнюсе редакции не "сидят", охранка зверствует выборочно, а сами журналисты сильнее удалены от информагентства "Россия сегодня" – они внештатники, стрингеры. Безусловно, профессионалы, честно и качественно делающие свою работу. Люди, не нарушающие никаких законов. Они не находятся под санкциями. Взаимодействуют с медиахолдингом, который также не находится под санкциями. Какие могут быть проблемы? Латвийская охранка посчитала иначе. Операция готовилась год. Дело "о нарушении режима санкций ЕС" было запущено в январе. Удар по журналистам нанесён в декабре. Репрессивная акция курировалась на самом высоком уровне. Семь задержаний и обысков – это много. Служба госбезопасности Латвии – не ЦРУ, численность личного состава охранки – соответствующая. Случившееся – произвол. Потому что латвийское государство позволило себе произвольно трактовать европейские санкции, применять их к непричастным людям. Подтолкнул его к этому бывший премьер министр Валдис Домбровскис», – констатирует А. Стариков.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова предупредила, что в Москве рассмотрят ответные санкции в отношении Латвии. И тут бы официальной Риге вспомнить, что Россия входит в первую пятерку рынков, где реализуются латвийские товары. От РФ и поступающего из нее транзита крайне зависит благосостояние стратегической латвийской инфраструктуры: железной дороги, портов, энергетического комплекса. Но нет, не вспомнили… А ведь недружественная по отношению к Москве политика уже выходит странам Балтии боком.
___________________________
Фото: https://ria.ru/