Запад готовит Молдавии и Украине участь жертвенных барашков, за счёт которых он закрепится у границ Евразийского союза. Кураторами на местах назначены Румыния и Польша, получившие от США часть геополитических полномочий по сдерживанию России на восточном фланге НАТО.
Румыния «окучивает» Молдавию, Польша – Украину. При этом Бухарест и Варшаву связывает соглашение о стратегическом партнёрстве, и общая цель – добиться ослабления России за счёт создания у её рубежей перманентных очагов напряжения, соорудив «санитарный кордон» между Россией и Европой. Молдавия и Украина – ключевые звенья этого кордона.
Между Румынией и Польшей относительно восточной политики НАТО существует полное единомыслие. Обе страны считают жизненно необходимым создание на пространстве от Балтийского до Чёрного моря антироссийского блока государств. Зона ответственности Польши – от Прибалтики до Украины, зона ответственности Румынии – от Молдавии до Черноморского региона.
Как указывал в начале ХХ в. классик румынской геополитики Симион Мехидинць (Simion Mehedinți), «континентальный фасад» от «Кёнигсберга до Константинополя» является главным местом приложения румынской внешней политики. То же самое, но со своих позиций, твердили польские геополитики, называя этот регион Междуморьем (Międzymorze).
Польско-румынский антироссийский союз предопределён фантомными болями, которыми страдают оба государства. Варшава ностальгирует по временам Речи Посполитой «от моря до моря», Бухарест – о Великой Румынии с Молдавией и частью Украины в её составе. Варшава стремится восстановить былое величие посредством полного контроля над внешней политикой Украины, Румыния – за счёт навязывания молдаванам румынской политической идентичности и ликвидации молдавского суверенитета.
Балтика и Чёрное море выступают двумя полюсами польско-румынского антироссийского союза. Через эти моря Россия получает выход в Атлантику, и Бухарест с Варшавой ставят себе задачу запечатать для неё эти артерии.
Стратегическая концепция морской безопасности Республики Польша на 2020-2030 гг. предусматривает решительное расширение зоны деятельности польского ВМФ для противодействия России. Это уже не только Балтика, но и Норвежское, Чёрное и Средиземное моря (с прилегающей акваторией Атлантики) и даже Арктика. Стратегия национальной обороны Румынии на 2020-2024 гг. также обозначает Россию как в главного оппонента в Черноморском регионе.
Румынская пропаганда популяризирует идеи геополитиков-экспансионистов первой половины ХХ в., оправдывавших продвижение Румынии на восток – переиздаёт их труды, учреждает фонды и премии их имени, цитирует их в прессе.
Например, Георге Брэтиану (G. I. Brătianu), которого румынский король Кароль II называл «великим апостолом сотрудничества с [нацистской] Германией». Брэтиану перечислял ключевые направления румынской внешней политики: 1) доступ к Босфорскому проливу как выходу из Чёрного моря в Средиземное и оттуда в Мировой океан; 2) Крым, контроль над которым означает контроль над Чёрным морем. Чёрное море он рассматривал как расширение устья Дуная – реки, соединяющей Румынию с морем и делающей её морской нацией. «Мы не можем оставаться равнодушными к тому, что происходит в этих ключевых регионах, тесно связанных с нашим существованием», – провозглашал Брэтиану.
Геополитические цели Бухареста и Варшавы пересекаются и не противоречат друг другу. Но для их реализации Варшаве и Бухаресту необходимо сначала установить полный контроль над Молдавией и Украиной.
Румыния объявила о выделении €250 тыс. для «независимых» СМИ в Молдавии в преддверии парламентских выборов. Президент Молдавии, гражданка Румынии Майя Санду хочет провести их в этом году. Сумма эквивалентна той, которую Румыния выделила на информационную поддержку Санду во время предвыборной гонки в ноябре 2020 г.
Румынские стратеги всегда мечтали о геополитической оси Анкара – Бухарест – Варшава. Турция должна блокировать Россию с юга. Зона турецкого влияния должна простираться от Средней Азии и Кавказа до условных границ зоны влияния Румынии в Чёрном море. Сегодня у Румынии есть шанс выстроить такую ось, учитывая разногласия между Москвой и Анкарой по Сирии и вмешательство Турции в недавние события в Нагорном Карабахе.
Анкара, как и Варшава с Бухарестом, не признаёт воссоединение Крыма с Россией, но не ради заботы о территориальной целостности украинского государства, а из своих собственных интересов. Об этом есть анекдот. Украинский президент Зеленский просит Эрдогана: «Скажите, что Крым наш». Эрдоган кивает: «Да, Крым наш».
Министр иностранных Турции Мехмет Чавушоглу, комментируя санкции США из-за закупок турками российских комплексов С-400, успокоил Вашингтон: сотрудничество с Москвой – не альтернатива партнёрству с США, НАТО и ЕС. Анкара недовольна присутствием российских миротворцев в Карабахе, ей больше по душе план Запада по трансформации российского миротворческого контингента в невооружённую наблюдательную миссию, которая может переместиться из Карабаха на границу Армении с Азербайджаном и остаться там под разными предлогами на многие годы.
Таким образом, у границ Евразийского союза складывается протяжённая дуга нестабильности от Закавказья до Прибалтики с активным участием либо невольным вовлечением в это противостояние сразу четырёх постсоветских республик – Украины, Молдавии, Армении и Азербайджана. Роль кураторов играют Польша (над Украиной), Румыния (над Молдавией) и Турция (над Азербайджаном). Армении остаётся искать поддержки у России.
Москва открыта к диалогу со всеми участниками этого действа, поскольку не заинтересована в дезинтеграции евразийского пространства на враждующие лагеря. Но в дальнейшей дезинтеграции того, что осталось от СССР, заинтересованы США, ЕС и НАТО, с которыми Польша, Румыния и Турция связаны тесными узами. Противостоять их деструктивному коллективному влиянию постсоветские республики смогут только сообща и в рамках проекта евразийской интеграции.
Провоцирование вооружённых столкновений на постсоветском пространстве – излюбленный ход румынской, польской и турецкой дипломатии (Приднестровье, Донбасс, Нагорный Карабах). Если этому не положить конец, нам ещё долго придётся жить в условиях непрекращающихся конфликтов и хромающей экономики.