В политической жизни Белоруссии в ближайший месяц должно произойти событие, которое может стать переломным. 11-12 февраля в Минске планируется проведение VI Всебелорусского народного собрания (ВНС), на котором обсудят итоги развития республики в прошедшей пятилетке и утвердят планы на следующие пять лет.
В идеале на форуме будут присутствовать представители всего белорусского общества, от имени которого и примут решения. Однако то, как сегодня происходит подготовка к ВНС, заставляет аналитиков считать, что на собрании не прозвучит никакой альтернативной существующей сегодня государственной идеологии точки зрения.
Известно, что Всенародные собрания созываются в Белоруссии с 1996 года, как правило, раз в пять лет по инициативе президента. Александр Лукашенко считает подобное мероприятие проявлением демократии, хотя официально в Конституции страны нет никакого упоминания о такой форме народного волеизъявления. Базой для его созыва власти называют статью 37 Основного закона Белоруссии, в которой указывается на то, что граждане страны имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.
За прошедшие 25 лет ВНС представляло собой мероприятие, на котором всегда одобрялись основные положения, выдвинутые государством и, по сути, реально не влиявшие на развитие республики. В 2021 году ситуация может быть иной, хотя многие смотрят на происходящее вокруг ВНС крайне скептично.
После разразившегося в стране общественно-политического кризиса, связанного с выборами президента 9 августа, стала явственной острая необходимость в реформе управления государством. А. Лукашенко, стремясь сгладить обстановку, объявил о том, что в Белоруссии будет проведена конституционная реформа, а политическая система претерпит определенные изменения. При этом он заявил о том, что ВНС вполне может стать неким конституционным органом с расширенными полномочиями, в том числе с функцией контроля за деятельностью депутатов, губернаторов и министров, а его делегатов можно будет избирать на срок в пять лет.
Подобные предложения вызвали в белорусском обществе резонанс, а сам президент позже поспешил всех успокоить, что он не собирается возглавлять новый орган власти, а все предположения относительно его стремления любыми способами удержаться у власти, заявил он, следует считать беспочвенными инсинуациями.
Подготовка к предстоящему ВНС началась еще осенью прошлого года, когда по всей стране стали создаваться диалоговые площадки, на которых власти собирали предложения по предстоящей в стране конституционной реформе. Примечательно в данном случае то, что в ходе работы данных площадок оппозиция так и не смогла донести свою точку зрения на ситуацию в стране. Представители вертикали власти либо не допускали на встречи противников Лукашенко, либо игнорировали все их попытки наладить диалог.
Несмотря на это, в январе было заявлено о том, что граждане страны внесли к запланированному ВНС свыше 17 тыс. предложений по дальнейшему развитию республики. Сообщивший об этом заместитель главы администрации президента, руководитель рабочей группы республиканского оргкомитета по подготовке VI Всебелорусского народного собрания Андрей Кунцевич отметил, что людей интересует самый широкий круг вопросов: государственная социальная поддержка, улучшение качества медицинских услуг, образование, развитие экономики, налогообложение, изменение законодательства и прочее. Все поступившие предложения, связанные с общественно-политическим и социально-экономическим развитием страны, будут обработаны в ходе подготовки к форуму и вынесены на нем на обсуждение. Вопросы же, которые касаются ЖКХ, строительства, социальной сферы и прочего, направят «в соответствующие республиканские органы госуправления, местные органы, иные организации для реагирования и последующего решения». При этом пока неизвестно, как будут обрабатываться предложения и какие из них допустят к рассмотрению на ВНС.
Тот факт, что предстоящее собрание является для белорусских властей крайне значимым событием, свидетельствует идущая сегодня работа по его подготовке, а также строгий контроль со стороны вертикали за тем, кто будет представлен на ВНС. В частности, в конце 2020 года заработал сайт Всебелорусского народного собрания, на котором освещаются основные события по его проведению, а также проводится разъяснительная и идеологическая работа с населением. Тогда же приступили к работе республиканский и региональные организационные комитеты, и началось избрание делегатов на форум.
Вопрос о том, кто будет участвовать в предстоящем ВНС, в настоящее время не менее актуален и также вызывает определенный резонанс в белорусском обществе. В соответствии с указом о проведении собрания, общая численность его участников и приглашенных составит 2700 человек. От каждой области в форуме примут участие не более 310 человек, а от Минска – не более 370 граждан. При этом участники ВНС от областей и Минска избираются с учетом норм представительства районными и городскими Советами депутатов и, что немаловажно, из наиболее многочисленных общественных объединений. Согласно указу президента, в ВНС могут принять участие совершеннолетние и зарегистрированные по месту жительства граждане страны, а также депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания (парламент). Список приглашенных лиц формируется республиканским организационным комитетом, который возглавляет премьер-министр РБ Роман Головченко. К ним относятся представители местных и республиканских органов власти, дипломаты, журналисты и некоторые иные лица. Таким образом, формально в ВНС могут принять участие любые достойные граждане страны.
Однако на деле ситуация складывается по-иному. Согласно имеющейся информации, как и в случае с организацией диалоговых площадок по сбору предложений по изменению Конституции страны, в работе ВНС, скорее всего, будут участвовать только проверенные властями люди. Как заявил А. Кунцевич, ставка сделана на депутатов местных советов всех уровней и актив крупнейших общественных объединений, так как они «уже имеют определенный мандат от своих земляков и коллег по работе» и «им хорошо знакома архитектура принятия управленческих решений». На практике это выглядит следующим образом: 70% выдвиженцев – это депутаты различных уровней, а 30% – члены общественных организаций. При этом в последнем случае речь идет о государственных или провластных структурах с численностью не менее 1000 человек. Например, общественная организация «Белая Русь» выдвигает в делегаты 250 человек, Белорусский союз женщин – 135, Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) – 140. Помимо этого, делегаты будут представлять Федерацию профсоюзов Белоруссии, Белорусское общественное объединение ветеранов и т. п.
В нынешнем году, в отличие от предыдущих пяти собраний, места на форуме практически не досталось представителям трудовых коллективов, а те из них, кто поедет в Минск, в ряде случае не готовы к столь почетной миссии. Наглядным примером является случай со знаменитым в Бресте фонарщиком Виктором Кирисюком. По его словам, он не политик, чтобы принимать решения, и не собирался участвовать в ВНС. «Начальник позвонил. Я как раз проходил техосмотр машины. Он сказал: " А ты знаешь, что тебя выбрали делегатом?"», – рассказал Кирисюк в одном из интервью.
Что касается оппозиции, то, по всей видимости, она не будет вообще представлена на ВНС. И это при том, что на днях Лукашенко заявил о готовности «вести диалог с любой оппозицией, по любым вопросам, начиная от конституционных изменений и заканчивая будущим нашей Беларуси».
Его противники уже высказались в том смысле, что проведение подобного форума не будет являть собой подлинное волеизъявление граждан и представляется им антиконституционным. Более того, сторонник экс-кандидата в президенты Светланы Тихановской бывший министр культуры Павел Латушко сообщил, что созданный оппозицией за границей орган – Народное антикризисное управление – с 18 января начнет добавлять участников ВНС в санкционное списки, которые позже станут основой для введения ограничений со стороны Евросоюза. По его словам, делается это по той причине, что якобы действия делегатов нарушают Конституцию и закон о республиканских и местных собраниях и подпадают под состав статей 190 и 424 УК Белоруссии (нарушение равноправия граждан и злоупотребление властью или служебными полномочиями). Правда, все это никак не влияет на процесс подготовки ВНС со стороны белорусских властей, как и на саму повестку дня предстоящего форума.
В целом необходимо отметить, что предстоящее VI ВНС рассматривается руководством Белоруссии как определенный инструмент легитимизации власти, которая пошатнулась после президентских выборов 9 августа. При этом в ходе его проведения, по всей видимости, будут приняты решения, которые повлияют на развитие страны в будущем. В то же время сама структура ВНС, его подготовка и степень контроля за его делегатами свидетельствуют о том, что пройдет форум по заранее определенному государством сценарию, в духе прежде проводившихся Всебелорусских народных собраний.
_____________________
Фото: https://vsebel.by/