Далеко не секрет, что Россия является драйвером и гарантом успешности евразийской интеграции. 2020 год подверг серьезным испытаниям как страны ЕАЭС, так и саму Россию. Несмотря на все сложности, РФ удалось не только с честью выйти из всех испытаний, но и усилить безопасность государств-партнеров, показать себя надежным защитником безопасности и стабильности региона, а также укрепить свою государственность.
Прекращение войн одним звонком
Эта метафора принадлежит перу авторитетного немецкого издания «Шпигель», пораженного быстротой и эффективностью урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Вновь разыгравшаяся в 2020 г. между Арменией и Азербайджаном война едва не привела к полному военному разгрому первой из них, в 2018 г. оказавшейся под властью «птенца гнезда Сороса» Н. Пашиняна.
Ситуация сложилась крайне опасная. Положения договора ОДКБ не распространялись на территорию Нагорного Карабаха, который международно признан частью Азербайджана. Баку откровенно поддержала Турция, что обеспечило значительное превосходство армии Азербайджана в вооружениях и, главное, в воздухе. Экспансионистская политика Турции грозила расколоть ОДКБ и Евразийский союз, поскольку мусульманским республикам Центральной Азии ближе оказался религиозно родственный Азербайджан. И если на уровне глав государств заявления Казахстана и Киргизии были достаточно сдержанными, то подконтрольные Анкаре структуры «Великого Турана» откровенно выступили в поддержку азербайджанской стороны. Как заявил, например, генеральный секретарь Тюркского совета казахстанец Б. Амреев, «Тюркский Совет еще раз подтверждает свою приверженность нормам и принципам международного права и подчеркивает важность незамедлительного урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта в рамках суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности признанных на международном уровне границ Азербайджанской Республики».
Тем более неожиданным стало мгновенное урегулирование конфликта силами Москвы, продемонстрировавшее миру способность РФ защитить своих союзников и повысившее авторитет РФ. В результате Россия, во-первых, предотвратила геноцид армянского населения Нагорного Карабаха. Во-вторых, спасла Ереван от полного военного разгрома.
Самой же России прекращение войны принесло резкое увеличение влияния в Закавказье. Как отметило американское издание The Wall Street Journal, для американцев «есть колоссальный риск постепенного утверждения российского военно-политического доминирования как в Армении, так и в Азербайджане. Российские власти могут попытаться интегрировать армянскую и азербайджанскую армии в единое военно-политическое пространство в постсоветской Евразии». По мнению Politico, это стало геополитическим поражением Европы. Добавим от себя, что и стоящих за ней США.
11 января 2021 г. президенты России, Армении и Азербайджана подписали совместное заявление о развитии Карабаха. Как подчеркивает известный железнодорожный блогер А. Селезов, «будет восстановлено ж/д сообщение Азербайджана со своим анклавом Нахичеванью, который отрезан от основной страны территорией Армении. В свою очередь, Азербайджан открывает свою железнодорожную сеть для армянских грузов, впервые с 1988 года!». Таким образом, разблокируются все транспортные коридоры в восточной части Закавказья, что открывает путь для развития не только коридора «Север-Юг», но и широкомасштабного создания евразийских транспортных сетей.
Кроме того, Азербайджан в перспективе может присоединиться к ЕАЭС.
Не будем забывать и о турецких «заклятых партнерах», которым не позволили создать на территории бывшего СССР марионеточное государство. Теперь Анкара вынуждена будет на равных участвовать в проектах евразийской интеграции в Закавказье и забыть о главном кирпичике в здании «Великого Турана» в лице Азербайджана.
Не менее важным стало и спасение Белоруссии от запланированного Западом государственного переворота. Решительность России, вплоть до готовности оказать Минску военную поддержку, позволила сохранить в стране конституционный строй и не допустить гражданской войны. 11-12 февраля в Минске планируется проведение VI Всебелорусского народного собрания, которое будет работать над проектом новой конституции страны. И хотя А. Лукашенко не оставляет своих попыток сохранить «многовекторность», главное сделано: укрепление Союзного государства неминуемо, а ОДКБ доказала свою эффективность.
Солидарность в борьбе с пандемией
В отличие от стран ЕС, которые на фоне пандемии коронавируса показали себя стаей хищников, зубами вырывающих друг у друга защитные средства, ЕАЭС продемонстрировал пример сотрудничества, взаимопомощи и солидарности. Уже в марте Евразийской комиссией были приняты решения о запрете вывоза с территории Союза средств, продукции медицинского назначения и материалов, а также совместные усилия для обеспечения продовольственной безопасности на союзном уровне.
Здесь обращает на себя внимание именно союзный подход. Ограничения экспорта не коснулись стран ЕАЭС, были сохранены автомобильные и железнодорожные перевозки грузов. РФ сделала все в сложившейся ситуации для сплочения единого евразийского рынка. Последним примером может служить запрет на импорт масок, который не распространяется на страны Евразийского союза.
Россия с первых дней оказывала широкомасштабную поддержку союзникам. За время пандемии странам-союзницам поставлено свыше 900 тыс. тест-систем для выявления коронавирусной инфекции, российские медики работали в госпиталях наряду со своими коллегами из стран ЕАЭС, были развернуты госпитали Минобороны и МЧС РФ, мобильные лаборатории. Например, самые крупные партии тест-систем Россия отправила в страны Центральной Азии – Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан. Именно российские тесты выявили первые случаи коронавируса в Белоруссии, Армении и Таджикистане. Для оснащения пунктов пропуска на границе в качестве гуманитарной помощи Москва выделила Киргизии 10, Армении – 7, а Таджикистану – 6 бесконтактных термометров.
Первыми, как сообщил премьер-министр РФ М. Мишустин, российскую вакцину «Спутник V» также получат партнеры по Евразийскому союзу. Лидеры стран-членов ЕАЭС договорились наладить и совместное производство вакцины от коронавируса. В частности, «Спутник V» готовы производить Белоруссия и Казахстан.
Как и в случае с эффективной защитой независимости и суверенитета своих союзников по ОДКБ, в вопросе борьбы с эпидемией Москва показала себя надежным партнером, который способен не только «поделиться» с партнерами своим рынком и ресурсами, но и защитить здоровье граждан ЕАЭС. Российская вакцина, которая уже применяется внутри РФ, стала первой из официально зарегистрированных в мире. И пока все остальные лишь ждут возможности привиться от опасной инфекции когда-нибудь в будущем, государства Евразийского союза уже имеют гарантии вакцинации в ближайшее время.
Вопреки страшилкам об «имперских амбициях» России
Самым важным событием во внутренней политике России стала, безусловно, конституционная реформа. Внесение изменений в Основной закон страны сняло, наконец, с РФ навязанный ей после распада СССР колониальный статус, когда нормы международного права превалировали над законами и Конституцией страны. Не менее важна и «национализация» элит.
На первый взгляд, подобные изменения наносят ущерб процессу евразийской интеграции, поскольку решения наднациональных органов ЕАЭС также теоретически могут квалифицироваться как акты международного права. Этим тезисом не замедлили воспользоваться противники евразийской интеграции, как и новыми положениями российской Конституции о защите соотечественников. Впрочем, страшилки об «имперских амбициях» России нагнетались и до того.
На самом же деле восстановление суверенитета России лишь укрепляет процессы евразийской интеграции. ЕАЭС был создан при мощной поддержке и в интересах России, как и других стран «пятерки», а сам заложенный в Союз консенсусный принцип исключает возможность несоответствия решений органов ЕАЭС Конституции РФ. В отличие от различных норм ПАСЕ, ОБСЕ и прочих прозападных структур, которые «пакетом» навязывают свои нормы всем странам-членам Евразийского союза.
Как подчеркивает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества В. Колташов, «в рамках евразийских отношений Россия будет выглядеть все более монолитной и все более внутренне устойчивой, что будет оказывать влияние на весь процесс сотрудничества с другими странами постсоветского мира». Далеко не секрет, что тяжелый период в истории РФ, пришедшийся на 1990-е гг., породил «многовекторность» республик бывшего СССР, искавших для себя новые точки опоры.
Теперь же Россия четко обозначила целый ряд законодательных положений, которые возвращают ей статус союзного «ядра». Это декларация о правопреемстве от СССР, защита соотечественников, которыми могут на уровне законов быть признаны все граждане бывшего Советского Союза, и – самое главное – готовность РФ стать гарантом международного мира и безопасности. Важность этого положения могут подтвердить Армения и Белоруссия.
Как считает В. Колташов, «интеграция будет усиливаться, а унитарная де-факто Россия сможет стать стержнем этого процесса, и – это главное – держать напряжение в отношениях с мечущейся элитой некоторых соседних государств, поддающихся давлению США и ЕС. Сама интеграция должна будет принять более ясные черты, обеспечив уже не выгоды на основе доступа к российскому рынку, а соединение экономик в единую систему с реальной единой защитой от негативных внешних воздействий. На этой основе только и возможно общее развитие. В конечном итоге это окажется выгодно для всех народов».
Остается лишь пожелать им успехов на этом пути.