В ситуации, которая сложилась на Южном Кавказе после окончания войны в Нагорном Карабахе и двух трехсторонних заявлений лидеров России, Азербайджана и Армении, подписанных в Москве 10 ноября 2020 года и 11 января 2021 года, для Баку крайне важным вопросом является восстановление всех путей сообщения, проходящих через обе некогда находившиеся в состоянии острого конфликта республики.
Именно этой транспортной составляющей последнего заявления от 11 января особое значение придают азербайджанские аналитики, подчеркивая необходимость налаживания беспрепятственного сообщения с Нахичеванской автономией и делая акценты на дальнейшем развитии новой инициативы президентов Азербайджана и Турции – «платформы шести» (эта инициатива по организации совместной деятельности для развития сотрудничества Азербайджана, Турции, России, Ирана, Грузии и Армении выдвинута в ходе визита Р. Эрдогана в Баку в декабре прошлого года).
В Баку считают, что Армения «переживает серьезное замешательство», а ее политики «растеряны», так как «не поняли, как все произошло в ходе второй карабахской войны». Такую оценку постконфликтного состояния Армении дает в одной из своих статей на сайте minval.az азербайджанский аналитик Тофиг Аббасов.
Требования отставки Никола Пашиняна в Азербайджане рассматривают как тактический маневр армянской оппозиции и ее стремление выиграть время для выработки дальнейших действий. Но предупреждают Ереван о перспективе «наступить на старые грабли» и опасных последствиях такого шага. Одновременно напоминают некогда дружественной советской республике, что сразу же после завершения военной части конфликта Баку вместе с Анкарой предложил Еревану «благоприятный выход из положения» – ту самую платформу сотрудничества шести государств. По оценкам азербайджанских экспертов, такая платформа позволит Армении выйти из состояния блокады и влиться в формат региональных отношений наравне с Азербайджаном, Турцией, Россией, Ираном и Грузией. При этом Грузию, как ранее заметили грузинские политологи, авторы этой инициативы внесли в «формат шести», даже не спрашивая ее мнения и готовности участия. Просто поставили перед фактом. Но Азербайджан и Турция продолжают активно продвигать эту инициативу, определенный интерес к которой проявляют и в Москве.
Азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде в беседе с корреспондентом «Ритма Евразии» отмечает, что на данном этапе говорить о конкретных продвижениях в процессе осуществления достигнутых в Москве трехсторонних договоренностей пока сложно. Но плюсом является решение о создании трехсторонней рабочей группы, которая займется деблокировкой всех путей сообщения и восстановлением экономических контактов.
«Когда начнется налаживание экономических контактов между Азербайджаном и Арменией, пока говорить трудно, потому что для этого сегодня нет соответствующих условий. Но с точки зрения реализации соглашения по транспортным коридорам работа уже идет. Она пока не афишируется, но стороны должны представить свои предложения до конца этого месяца. Предпроектные работы уже ведутся, и даже примерно известны участки, по которым будут приняты конкретные решения», – отметил И. Велизаде.
По информации эксперта, это прежде всего так называемый Мегринский коридор, который связывает Азербайджан с Нахичеванской автономной республикой и дальше продолжается в сторону Армении и Турции. Для Азербайджана его задействование имеет первостепенное значение. Кроме того, договором предусмотрено восстановление старых автомобильных дорог и строительство новых. «Это и создание дополнительных артерий в части автомобильного сообщения, которое существовало между регионами до конфликта, а затем было прекращено. Но сейчас с обеих сторон есть интерес к его восстановлению. Проектные работы в этом направлении, вероятно, уже ведутся», – отметил эксперт.
По его словам, конкретные схемы, черновики будущих проектов предстоит разработать подгруппам, которые будут созданы в рамках предусмотренных трехсторонним заявлением рабочих групп под руководством вице-премьеров России, Азербайджана и Армении. Особых препятствий осуществлению достигнутых в Москве, особенно в плане восстановления всех видов сообщения в регионе, с азербайджанской стороны И. Велизаде не видит. По его мнению, препятствия и противодействие в основном пока отмечаются с армянской стороны.
Карта мирных договоренностей по Нагорному Карабаху с указанием Мегринского коридора
«В азербайджанском обществе негативного отношения нет, потому что есть понимание, что один из ключевых моментов в новой ситуации – это разблокировка путей сообщения. И если этот момент не будет действовать, то вряд ли можно будет говорить о результативности военного компонента в полной мере, так как Нахичеванская республика опять останется в блокаде и невозможно будет говорить о перспективах вовлечения в эти процессы других стран. В конце прошлого года было объявлено о создании новой платформы – платформы шести. К ней относятся по-разному, но платформа должна действовать именно на основании достигнутых в Москве трехсторонних соглашений», – пояснил собеседник «РЕ».
Азербайджанские власти и местных экспертов насторожили недавние заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что разблокировка всех путей не подразумевает обязательного открытия Мегринского коридора. А так как Армения видит в задействовании этого коридора определенные препятствия и угрозы, в Баку не исключают, что она предложит другую схему и другой путь.
«Есть еще железная дорога из Казаха в сторону Иджевана с выходом на Ереван, но в заявлении от 10 ноября говорится о разблокировке всех путей сообщения между Арменией и Азербайджаном, так что стороны должны задействовать оба коридора. Но если армянская сторона не хочет, чтобы Мегринский коридор действовал и сопрягает это с другими условиями, дальше вопрос переходит на уровень согласования скорее технических моментов, чем принципиальных», – отметил И. Велизаде.
Он пояснил, что разблокировкой железных дорог непосредственно будут заниматься операторы этих дорог, а так как оператором Армянской железной дороги является РЖД, то и восстанавливать пути сообщения будет именно она. «Российской железной дороге восстановление Иджеванского коридора обойдется дешевле, и сделать это она сможет эффективнее, к тому же и с азербайджанской стороны там нужно проделать лишь небольшие работы. Но с точки зрения перспективы российская сторона как оператор, я думаю, больше заинтересована в развитии Мегринского коридора, так как он не только свяжет Азербайджан с Нахичеванской республикой, но и обеспечит России связь с Ираном и откроет возможность выхода в Персидский залив», – считает И. Велизаде.
По его же информации, с азербайджанской стороны строительство определенной инфраструктуры в этом направлении уже ведется, а для полного задействования Мегринского коридора и его выхода на Иран и Персидский залив понадобится несколько лет.
Что касается остальных спорных вопросов в отношениях между двумя недавно находившимися в состоянии открытой войны странами, в том числе вопроса о статусе Нагорного Карабаха, в Баку их сегодня актуальными не считают и детально не обсуждают. Главным достижением называют «искоренение сепаратизма» и «деоккупацию азербайджанских земель». А Армению призывают «отказаться от неоправданных притязаний» и перейти к «политике открытости и миролюбия».
К разрешению многолетнего карабахского конфликта Азербайджан двигался последовательно, налаживая и укрепляя отношения с Россией, особенно в последние годы, еще больше усиливая стратегическое партнерство в том числе в части обороны с Турцией, открыто вставшей в этом конфликте на сторону Баку. В это же время Ереван в условиях правления Н. Пашиняна, как отмечает эксперт, делал заявления и предпринимал шаги, которые лишь настораживали и сдерживали его надежного сторонника и союзника. Тем не менее именно по инициативе России и был положен конец кровопролитным боям на территории Нагорного Карабаха и вокруг него, и в регионе наступил пока еще шаткий, но все же мир.