«С5+1»: пантюркистский вектор - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

«С5+1»: пантюркистский вектор

Приход к власти в США Д. Байдена, правление которого, как предполагают эксперты, может стать «третьим сроком Обамы», возродит интерес к внешнеполитическим практикам и инструментам его администрации. В Центральной Азии таким инструментом является формат регулярных встреч представителей пяти государств региона и США «C5 +1», впервые представленный в 2015 г.

Во время президентства Д. Трампа интерес к этому формату заметно снизился. Полностью забыт он не был, но и одним из ключевых инструментов политики США на пространстве бывшего СССР быть перестал. Теперь же команда демократов, располагающая пулом экспертов по странам СНГ, включая тесно связанного с украинским евромайданом-2014 Д. Байдена, наверняка захочет активизировать этот проект. Несмотря на отдаленность и географическую изолированность Центральной Азии, она имеет ряд очевидных геополитических преимуществ. Регион находится между тремя главными врагами США – Россией, Китаем и Ираном, и усиление позиций США в Центральной Азии может создать им ряд важных политических и военных преимуществ.

       

Отдельные шаги в направлении оживления формата «С5+1» были сделаны еще уходящей администрацией Д. Трампа. Так, 7 января с. г. было опубликовано совместное заявление правительств США, Узбекистана и Казахстана о запуске инициативы «Центрально-Азиатское инвестиционное партнёрство». В рамках этой инициативы Финансовая корпорация международного развития США (DFC), Министерство инвестиций и внешней торговли Узбекистана и Международный финансовый центр «Астана» заявили о намерении в течение пяти лет инвестировать не менее 1 млрд долл. в проекты, способствующие росту частного сектора и расширению экономических связей внутри Центральной Азии и с внешним миром. Партнерство, как отмечается в заявлении, реализуется в рамках инициативы «С5+1» и предназначено для помощи странам региона в преодолении последствий эпидемии COVID-19.

8 января главный исполнительный директор DFC Адам Болер в Астане провел переговоры с премьер-министром Казахстана Аскаром Маминым, обсудив с ним инвестиционное сотрудничество в сфере АПК, туризма, логистики, инфраструктуры, финансов и технологий. По итогам переговоров между финансовым центром «Астана» и DFC было подписано соглашение о реализации в РК совместных инвестиционных проектов, предусмотренных сделанным накануне трёхсторонним заявлением о намерениях. Стоит отметить, что DFC, образованная в декабре 2019 года путем слияния Корпорации зарубежных частных инвестиций (OPIC) с Управлением по кредитованию развития Агентства США по международному развитию (USAID), – типичный институт развития. А участие USAID говорит о том, что главной целью корпорации будет являться отнюдь не экономическое развитие стран Центральной Азии, а реализация в регионе американских внешнеполитических интересов.

Из публикации казахской редакции «Радио Свободная Европа»/Радио «Свобода» – «Радио Азаттык» становится очевидным и то, с какой именно целью создана DFC. По словам Адама Болера, «регион стабилизируется», если центральноазиатские страны не будут экономически зависеть от какой-либо одной страны и в «политических интересах США» развивать в других странах сильные независимые рынки. Поскольку у стран Центральной Азии два основных внешнеэкономических партнера – Россия и Китай, то очевидно, что деятельность корпорации будет направлена именно против них обоих. Причем борьба с Россией, видимо, будет приоритетной. Об этом говорит география инвестиционного соглашения. Казахстан – крупнейшая после России экономика ЕЭАС, а Узбекистан в декабре прошлого года получил в Союзе статус наблюдателя.

Спонсируемый Объединённым центральным командованием Вооруженных сил США (USCENTCOM) «Каравансарай» поясняет, против кого именно будет использован формат «С5+1» и реализуемые в его рамках инвестиционные проекты. Опубликованный 14 января материал об учреждении «Центральноазиатского инвестиционного партнерства» завершается разделом «ЕАЭС "не оправдал надежд"», где отмечается, что ожиданий входящих в него Казахстана и Киргизии Союз якобы не удовлетворил. Цитируя отдельных казахстанских аналитиков, которые после декабрьского обострения проблемы «северных территорий» предложили выйти из состава Союза, издание намекает Нур-Султану на оптимальный с точки зрения интересов США вариант развития событий: вначале покинуть ЕАЭС, а затем выйти из состава ОДКБ, как это сделал в 2012 г. Узбекистан. Подбор комментариев призван убедить читателя в том, что участие в ЕАЭС для Казахстана вообще крайне невыгодно и лучше его покинуть.

Наиболее интересным является вопрос о том, что будет делать Казахстан в том случае, если американские планы удастся воплотить в жизнь и республика действительно покинет ряды ЕАСЭ и ОДКБ. В таком случае Казахстану остается только два варианта геополитической ориентации: Китай, которого казахи опасаются гораздо больше, чем всех прочих соседей, и… Турция. Анкара после войны в Карабахе фактически получила выход к Каспийскому морю через Азербайджан, который может быть использован ею в качестве трамплина для проникновения в Центральную Азию. Не случайно в азербайджанской прессе после подписания трехстороннего соглашения по Карабаху активно муссировались слухи о том, что Баку получит коридор в Турцию через южные районы Армении, который отойдет чуть ли не в его собственность. Очевидно, что такой коридор, способный обеспечить территориальную связь Турции и Азербайджана, давно превратился для Анкары и Баку в навязчивую идею.

Усилия в направлении активизации военного сотрудничества Анкары со странами Центральной Азии отчетливо обозначились в прошлом году. В октябре 2020 г. министр обороны Турции Хулуси Акар, посетив Пакистан, который, по некоторым данным, участвовал в карабахской войне на стороне Азербайджана, совершил турне по Средней Азии. В Казахстане он провел переговоры с министром обороны Нурланом Ермекбаевым, а в Узбекистане – с президентом Шавкатом Мирзиёевым и министром обороны Баходиром Курбановым. Главные темы переговоров – военное и военно-техническое сотрудничество. С Казахстаном по итогам визита был подписан ряд соглашений в военной сфере, в том числе о взаимной защите секретной информации, а с Узбекистаном – о развитии военного и военно-технического сотрудничества. Кроме того, Анкара и Ташкент договорились о реализации программ по обучению военных кадров, сотрудничестве между военными вузами и обмене опытом в подготовке войск.

Показательно, что и США, и Турция нацелены на сотрудничество с двумя крупнейшими государствами Средней Азии, которые играют роль «станового хребта» региона и способны оказывать влияние на все расположенные на его территории страны. Поскольку сами США, а также действующая с ними в тесной связке Британия от этого региона удалены, то задачи по ослаблению российского влияния вполне может быть возложена на Турцию. Анкара со своим проектом Великого Турана призвана сыграть роль тарана и выбить Россию из региона или же ослабить ее влияние.

Одним из первых шагов в этом направлении, по всей видимости, должно стать военное сотрудничество, предусматривающее создание «армии Турана» – сетецентрического объединения вооруженных сил тюркских государств, которое положит начало их более тесному сотрудничеству в военной сфере. При этом два из предполагаемых участников этой военной организации Казахстан и Киргизия являются участниками ОДКБ, что отнюдь не смущает ни Вашингтон с Лондоном, ни тем более Анкару.

Что же касается обещанных DFC инвестиций в Казахстан и Узбекистан, то этим странам особенно рассчитывать на них не стоит. В докладе влиятельного американского мозгового центра «Рэнд Корпорэйшн» отмечается, что конкуренция за экономическое влияние с Россией в Центральной Азии будет стоить США слишком дорого. К тому же она вовсе не гарантирует успеха, поскольку большинство стран региона крайне неохотно участвуют в деятельности, направленной против Москвы. Поэтому возложить миссию по экономическому вытеснению России из региона предлагается на… КНР. Скорее всего, DFC ограничится раздачей грантов на развитие частного сектора, женщин-предпринимателей и поддержкой нужных организаций и мероприятий, не имея перед собой задачи существенно повлиять на экономическую ситуацию в регионе.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3425
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика