Накануне истечения срока своих президентских полномочий Игорь Додон перечислил различные варианты развития событий во внутриполитической обстановке страны после вступления в должность нового президента Майи Санду. Среди этих вариантов наихудшим был назван тот, при котором возникнет патовая ситуация, когда для роспуска парламента не будут предприняты необходимые шаги из-за пассивности со стороны нового главы государства. К сожалению, приходится констатировать, что именно этот вариант и воплотился в реальность.
М. Санду хочет добиться проведения досрочных парламентских выборов, чтобы на волне успеха президентской кампании увеличить количество представителей своей партии PAS в парламенте и укрепить собственные властные полномочия. Сделать это вполне реально за счет некогда партнерской партии «Платформа DA», лидер которой Андрей Нэстасе набрал на президентских выборах только 3% голосов. Однако для этого надо распустить действующий парламент, и эта задача становится главной темой в политическом дискурсе Молдовы.
Казалось бы, задача несложная – действующий парламент имеет крайне низкий уровень доверия по многим причинам. Многочисленные миграции депутатов из одной фракции в другую окончательно скомпрометировали нынешний депутатский корпус. Есть депутаты, которые за последние 6 лет дважды меняли «политический окрас», мигрируя в другую фракцию. Кроме этого, все помнят о том, что последние выборы в законодательный орган проходили по «смешанной» избирательной системе, которая в свое время вызвала сильную критику у партий, находившихся в оппозиции к правившей тогда ДПМ.
Казалось бы, осуществлению планов Санду мало что может помешать. Так думала и сама президент после консультаций с парламентскими фракциями. «Все формирования выступают за проведение досрочных парламентских выборов. Одни хотят, чтобы это произошло как можно скорее, другие считают, что выборы нужно провести позже. Но абсолютно все парламентские фракции согласны с тем, что этот парламент надо распустить, и граждане должны избрать новый законодательный орган, который будет их представлять», – заявляла тогда Санду.
Но оказалось, что декларирующие готовность к досрочным выборам депутаты разных фракций на деле вовсе не горят желанием покидать свои места в парламенте и снова включаться в борьбу за право занимать их.
При этом самый простой способ достижения ситуации, при которой возникают основания для роспуска парламента, – невозможность утверждения с двух попыток нового правительства, натолкнулся на серьезные проблемы. Казалось бы, все прост: Санду должна предложить заведомо неподходящую кандидатуру на пост главы правительства, парламент дважды откажется ее утвердить и президент может подписывать указ о роспуске законодательного органа. Однако сразу после вступления в должность Санду предпочла заняться международными делами: состоялся визит в Кишинев президента Румынии Клауса Йоханниса, а после этого Санду сама совершила два международных визита – сначала в Киев, а потом в Брюссель. Тем временем политическая ситуация в стране «зависла» и не получала развития, хотя, казалось бы, именно этому моменту и следовало уделить максимальное внимание.
Тем более что свои кандидатуры на пост премьера предложили сразу два молдавских политика – лидер «Нашей партии» Ренато Усатый и лидер Партии коммунистов Владимир Воронин. Особенно активен был в лоббировании собственной кандидатуры Усатый: в телеэфире он пообещал представить в парламенте такой состав своего правительства и такую его программу, что парламент не утвердит его ни при каких условиях. Однако эти кандидаты не вызвали никакой положительной реакции со стороны президента. Возможно, потому, что глава государства опасается того, что количество депутатов, не желающих покидать свои места, окажется достаточным для утверждения любой из этих кандидатур.
Одним из вариантов, который хотела использовать Санду, стала идея о возможности «самороспуска парламента». Она даже подала соответствующий запрос в Конституционный суд, однако получила ответ, что подобный вариант не предусмотрен Конституцией.
Майя Санду попыталась объяснить свои действия тем, что выдвижение любого кандидата на пост премьер-министра страны откладывает проведение досрочных парламентских выборов: «Мы все понимаем, что Молдове необходимо серьезное правительство для решения больших проблем, стоящих перед обществом и гражданами. Огромной проблемой является отсутствие здоровой поддержки для такого правительства со стороны большинства, а выдвижение любого кандидата на пост премьер-министра сейчас приведет к отсрочке досрочных выборов, и я подозреваю, что этого не хотят даже те, кто выступал с этими предложениями».
Тем временем Партия социалистов во главе с И. Додоном также направила в Конституционный суд запрос с просьбой дать разъяснения по сроку, в течение которого президент обязан представить в парламент кандидатуру главы нового правительства. При этом Додон заявил, что, в случае если президент не будет исполнять свои конституционные обязанности, против нее может быть возбуждена процедура импичмента, а также будет поднят вопрос об уголовной ответственности за нарушение Конституции.
В ходе передачи на одном из телеканалов Санду заявила, что предпримет определенные шаги для разблокирования ситуации уже на следующей неделе. В связи с этим в разных источниках информации появились публикации о том, что найденный Санду вариант представляет собой предложение правительства, которое будет состоять большей частью из западных специалистов. Очевидно, что подобное правительство будет решительно отвергнуто в первую очередь депутатами-социалистами, фракция которых насчитывает 37 депутатов из общего числа в 101 депутат парламента. А это, в свою очередь, резко повышает шансы на то, что будет достигнута ситуация, которая позволит распустить парламент. Пока неизвестно, насколько обоснованна эта информация, но в случае ее достоверности Санду рискует продемонстрировать свою не только лояльность Западу, но также и подчиненность ему.
В среду, 20 января, депутаты парламента возобновили свою работу после праздников, и первое пленарное заседание должно состояться уже на ближайшей неделе. В случае если в ближайшие дни Санду предложит кандидатуру премьера, то в соответствии со сроками, указанными в Конституции, можно утверждать, что парламентские выборы смогут пройти в конце мая – июне этого года.
Однако очевидно, что до определения состава нового парламента и утверждения нового постоянного правительства ситуация в экономической и социальной жизни Молдовы будет резко ухудшаться вследствие отсутствия нормальной и полномочной исполнительной власти, а это и есть тот наихудший вариант, который был предсказан.