Европарламент, реагируя на арест Алексея Навального, в конце прошлой недели принял резолюцию, в которой требует, чтобы Евросоюз существенно усилил санкции против России, а также воспрепятствовал завершению строительства газопровода.
Координатор правительства ФРГ по делам с Россией, представитель входящей в правящую коалицию СДПГ Йоханн Заатхофф призвал не связывать судьбу «Северного потока – 2» с историей вокруг Навального. «Эти две темы не связаны друг с другом», – заявил он. Ранее о том, что арест Навального не должен влиять на реализацию «СП-2», заявил новый глава ХДС и потенциальный будущий канцлер Армин Лашет. При этом и он призвал к немедленному освобождению Навального и отметил, что Берлин также учитывает интересы Украины в связи со строительством «Северного потока – 2».
Если слова об Украине, то это скорее ритуальная мантра: интересы этой страны Германия всегда как бы «учитывает», но лишь тогда, когда они не противоречат ее интересам. В случае с «СП-2» причитания Украины, пытающейся выставить проект едва ли не как направленный непосредственно против неё, давно никто не слушает, и действующий канцлер ФРГ Ангела Меркель не раз это давала понять.
А вот с Навальным – сложнее, хотя, казалось бы, Лашет прав с точки зрения простейшей логики – какая связь между оппозиционером и «Северным потоком»? Однако русофобия Запада – явление малоадекватное, и с логикой она не дружит. Тем более что на Европу со всех сторон давят США, объявившие газопровод едва ли не главным своим врагом. Так что история с Навальным, как и любой другой взятый с потолка повод, прекрасно вписывается в логику давления на Россию, а значит, может быть использован против проекта, который в Вашингтоне считают опасным для себя.
Стоит напомнить, что логическая цепочка Навальный-санкции-остановка строительства «СП-2» появилась в европейском политическом дискурсе еще в конце лета прошлого года, сразу после псевдоотравления оппозиционера. И уже тогда немецким властям пришлось оправдываться, что мухи – отдельно, а котлеты – отдельно. И было видно, что выдерживать это давление им не так уж легко.
Но вот найден повод для новой волны нападок на российско-германский проект. По традиции голос первым подал Европарламент. Учитывая, что ЕП забит под завязку русофобами со всей Европы, неудивительно, что он зачастую используется как зачинщик антироссийских акций, к которым потом подключается ЕС в полном составе.
Несмотря на то, что ни ЕП, ни какой-либо иной орган ЕС решений о приостановке строительства принимать не может, а их могут принимать только страны, которые в нем участвуют, цель этой кампании как раз в давлении на ключевую страну, от которой зависит достройка газопровода, – на Германию. А она оставить совсем без внимания резолюцию Европарламента не может, хотя и старается отстраниться от оценок. «Берлин принял к сведению резолюцию ЕП», – сообщил официальный представитель Кабинета министров ФРГ Штеффен Зайберг. Этакая попытка отмахнуться, оставаясь в рамках приличий, – все же единая Европа, все должны друг к другу прислушиваться. Впрочем, повторю, отмахиваться немцам все труднее и труднее.
Ранее А. Меркель заявила о неизменности своей позиции по СП-2, комментируя новые санкции США, назвав их неуместными. При этом она выразила готовность к переговорам с новой американской администрацией по этому вопросу.
Напомню, незадолго до смены американской администрации были введены новые американские санкции, в частности против трубоукладчика «Фортуна». В тот же день немецкая компания Bilfinger SE отказалась от участия в строительстве. Незадолго до этого от участия также отказалась датская инжиниринговая компания Ramboll. Еще раньше из проекта вышли норвежская DNV GL и швейцарская Zurich Insurance Group.
Вскоре после этого глава германского МИД Хайко Маас заявил о том, что судьба газопровода решится в ближайшие недели или месяцы. Более того, Маас допустил провал проекта, назвав такой вариант одним из возможных.
При этом немецкий министр выразил мнение, что администрация нового президента США Джо Байдена отличается от администрации Дональда Трампа тем, что готова вести переговоры с партнерами. По его словам, раньше в Берлине узнавали о санкциях против СП-2 из сообщений СМИ, а не по своим каналам. Маас также подчеркнул, что понимает решение ряда европейских компаний, которые вынуждены были выйти из проекта из-за угрозы санкций, которые он назвал неправильными.
То, что немцы узнали о санкциях не из СМИ, по мнению Мааса, это, наверное, прогресс, однако едва ли это может свидетельствовать об изменении отношения новой американской администрации к вопросу. Разговоры о том, что Байден не будет проводить столь жесткую политику против «СП-2», начались сразу после того, как стало ясно, что он будет 46-м президентом США. То, что Байден захочет поторговаться по проекту, сначала предположил бывший сенатор от американского штата Виргиния Ричард Блэк. Свое мнение он обосновал тем, что демократ никак не связан с нефтегазовой промышленностью, в отличие от своего предшественника-республиканца.
Такую же точку зрения позже озвучил политический советник британской консалтинговой компании Portland Europe Симонас Вилейкис, заявивший, что этот вопрос будет оставаться болезненным в отношениях США и ЕС, но Байден будет говорить в более мягкой форме. По его мнению, в конечном итоге именно от европейцев, а точнее от Берлина, будет исходить инициатива по предложению американцам сделки, которая обеспечит завершение проекта. Об ожиданиях «определенных изменений» рассказывал и исполнительный директор одного из европейских партнеров проекта немецкой Uniper Андреас Ширенбек.
Все эти надежды на прошлой неделе убил предполагаемый будущий госсекретарь Энтони Блинкен, заявивший прямым текстом, что администрация Байдена намерена остановить «СП-2». «Я решительно настроен на то, чтобы сделать все возможное, чтобы предотвратить завершение этого проекта», – сказал он. «Мы будем пытаться убедить партнеров в Европе остановить его. Но, если это не удастся, я думаю, что нам надо будет серьезно рассмотреть все те санкционные инструменты, которые у нас есть», – подчеркнул Блинкен.
А тут еще Навальный, инцидент с которым эксперты открыто называют провокацией против России, основной целью которой является как раз «СП-2». Другой вопрос, как немцы это допустили, понимая, к чему все идет? Не выдержали давления? Или в Германии работает своя пятая колонна?
Противников проекта, надо сказать, хватает и в Германии. Например, влиятельные партии зеленых и СвДП, имеющие в сумме 147 мандатов в бундестаге. «Зеленая» тема, кстати, всегда использовалась противниками проекта. Так, на прошлой неделе стало известно, что две действующие экологические организации, «Союз охраны природы и биоразнообразия» (NABU) и Deutsche Umwelthilfe, смогли задержать возобновление строительства газопровода, подав жалобу в Федеральное морское и гидрографическое агентство, которое приостановило разрешение на прокладку трубы в исключительной экономической зоне Германии до ее рассмотрения. Как заявил регулятор, от истцов ждут разъяснений для принятия решения, при этом в случае отсутствия обоснования протест будет отклонен.
Едва ли экологи смогут его предоставить, но это означает новую временную задержку. Разрешение на прокладку трубы действует до мая 2021 года, проложить в немецких водах осталось около 30 км.
Теперь понятно, почему немцы такие хмурые и Маас допускает крах проекта.
На этом фоне возможную остановку строительства на неопределенный срок или даже при исключительных обстоятельствах окончательную признали даже в «Газпроме». Такой вывод озвучен в проспекте очередной эмиссии еврооблигаций компании. Притом что до последнего времени российские официальные лица неустанно повторяли, что труба будет достроена «любой ценой».
Впрочем, едва ли можно фиксировать смену риторики российского концерна, речь ведь идет о размещении евробондов, а значит, компания обязана предупреждать о потенциальных рисках. Подобные выводы публиковали и партнеры проекта, чьи официальные лица при этом никогда не подвергали сомнению целесообразность участия в нем.
Успокаивать участников проекта пришлось пресс-секретарю российского президента. Он заявил, что проект продолжает сталкиваться с грубым давлением со стороны США, но в Кремле нацелены на его финализацию.
В том, что газопровод будет-таки достроен, едва ли сомневаются и американцы. Хотя это может и выйти за пределы последних обозначенных сроков – лета 2021-го. В конце концов, проблемы с сертификацией и страховкой решаемы, а суда, которые укладывают трубу, работают только в России, и их судьба (в свете американских санкций) после окончания строительства особого значения уже иметь не будет.
Но тут надо понимать, что, если труба и будет построена, это не значит, что по ней потечет газ. В конце концов, есть нормы Третьего энергопакета, ситуация с которым по-прежнему не разрешена, эти нормы могут фактически лишить газопровод половины мощности. Кроме того, американцы вполне могут ввести санкции за его обслуживание. Вариантов противодействия проекту со стороны его противников еще более чем достаточно.
Тут просто надо понимать, что вопрос не в том, связан ли каждый новый американский президент с нефтегазовым лобби или нет. Проблема намного глубже. Американцы хотят не столько освободить европейский рынок под себя (сомнительно, что они смогут сами заполнить его), сколько убрать с него Россию. Это для них экзистенциальный вызов. Помните, как они противились прокладке трубы еще из СССР? Ничего в их подходах не изменилось.
Изменилось только то, что тогда европейцы послали лесом все их санкции, а сегодня американцы уже настолько опутали весь мир своей санкционной паутиной, что противостоять ей все сложнее. Но если у европейцев это начинает получаться, то в ход идут иные, мягко говоря, не самые чистые «инструменты» типа операции «Навальный». А если на то пошло, то никто не исключал и такой ход США, как новая война на Украине, которая точно похоронит под собой не только «Северный поток – 2», но даже украинский транзит, которому отведено еще минимум четыре года.
Идеальным сценарием для Штатов было бы «запереть» Россию в украинском транзите, а в перспективе – лишить и его. Но такая стратегия, если и существует, то она долгосрочная. Пока что Вашингтон планомерно выбивает игроков из проекта, увеличивая финансовые риски для остающихся в нем. Однако, как я уже говорил, дело не в самом «СП-2», а в принципе.
И, пожалуй, не меньше Москвы тут переживает Берлин. Во-первых, по словам министра окружающей среды ФРГ Свеньи Шульце, отказ от проекта приведет страну к судебным разбирательствам. В конце сентября депутат Вальдемар Гердт оценивал потенциальные потери в более чем 10 млрд евро.
Но больше всего немцев пугает даже не это. По словам того же Гердта, Евросоюз (читай: коллективный Запад – США и их вассалы в ЕС) устраивает проверку суверенности Германии, призывая к отказам от строительства.
Гердт хоть и представляет немецких политических элитах партию «Альтернатива для Германии», но едва ли с ним поспорят Меркель и другие. В том числе ее потенциальный сменщик Лашет, который занял её место на посту лидера партии, но еще не канцлера. И твердость позиции по «СП-2», несомненно, сыграет определенную роль на выборах. Поэтому немцам завершение проекта до осени не менее важно, чем россиянам.
А уже дальше явно начнется вторая часть «марлезонского балета», когда США, как и обещали, все будут делать так, чтобы труба так и осталась незаполненной…