При чтении высказываний высокопоставленных киевских чиновников о ситуации вокруг Донбасса и мерах, которые они предполагают применить для её урегулирования, неизменно возникает ощущение, что всё это наговорил сбежавший на волю пациент небезызвестной клиники, расположенной в украинской столице на бывшей улице Фрунзе. И интервью «Мы работаем по плану "Б"» вице-премьер-министра, министра по вопросам временно оккупированных территорий Украины Алексея Резникова интернет-ресурсу «Суспільне» – не только не исключение из правил, а, наоборот, ярчайшее подтверждение этому.
«Ты план «Б» видишь? А он есть!»
Напомним тем, кто подзабыл: план «А», составленный киевскими «стратегами», включал в себя возвращение мятежного Донбасса оказанием жёсткого давления и на сами непризнанные республики, и на Россию, которую в Киеве упорно продолжают считать «оккупантом», хотя ни одного российского воинского подразделения в Донбассе не было и нет. Давления военного, экономического, политического, дипломатического и т. д. Но в первую очередь, конечно, военного. А поскольку несколько лет безуспешных попыток заставить жителей республик сдаться на милость нацистского украинского государства показали несостоятельность этих планов, в Киеве заговорили о плане «Б».
В чём именно заключается данный план, украинское руководство загадочно молчит. Однако время от времени наиболее горячие и нетерпеливые деятели срываются на обсуждение конкретных деталей «хорватского сценария» захвата Донбасса. То есть молниеносного мощного военного удара по территории непризнанных республик с последующими массовыми репрессиями против захваченных «сепаратистов» и вытеснением тех из них, до кого руки не дошли, за украинские рубежи. Как в начале 1990-х известный нацист Дмитрий Корчинский откровенно заявлял, что Крым должен быть либо украинский, либо безлюдный, так и сегодня даже менее одиозные, чем он, личности признаются: Украине не нужно «неправильное» население Донбасса, ей необходима лишь эта территория.
Естественно, такому деятелю, как отвечающий за «реинтеграцию» Донбасса вице-премьер и член СНБО Украины Алексей Резников, являющемуся к тому же представителем Киева в Трёхсторонней контактной группы в Минске, «не кошерно» рассказывать о военных приготовлениях. Просто потому, что это полностью дискредитирует реноме «писмейкера», с таким трудом заработанное им в ходе его адвокатской деятельности. Поэтому и в интервью политик постарался напустить тумана, рассказывая о том, что Украина уже действует по плану «Б», который никогда и никем так и не был официально озвучен. Пожалуй, не дойдя в собственных философствованиях лишь до фразы из известного фильма о том, что суслик – то бишь пресловутый план «Б» – всё-таки есть.
Жулика министерским постом не исправить
Если перейти к конкретике, то в интервью Резников особо нового ничего так и не сказал. Всё те же камлания про «российскую оккупацию» (новелла лишь в том, что теперь в украинских документах РФ будет называться не «страна-агрессор», а «страна-оккупант»). Всё те же байки в стиле «пятилетку за три дня» о том, как Украина мгновенно возродит «разрушенную Россией» (а не украинской блокадой и артиллерийскими обстрелами ВСУ и карательных батальонов) экономику региона. Всё те же сказки про иностранных инвесторов, нетерпеливо подпрыгивающих в ожидании возможности вложить свои денежки в это возрождение. Всё тот же плач по несчастно угнетаемых жителей Донбасса, которым «страна-оккупант» принудительно раздаёт свои паспорта (и бесполезно доказывать жулику-адвокату, «прославившемуся» не только подделкой документов, но и участием в дерибане киевской земли, что не только население региона, но и вообще многие жители Украины готовы добровольно терпеть сложности паспортизации, лишь бы получить гражданство страны, с которой они связывают собственное будущее).
Пытается Резников перевалить вину с больной головы на здоровую и в разглагольствованиях про то, что «Россия не желает обмениваться заложниками». Напомним: под таковыми в Киеве подразумевают пленных, захваченных военными непризнанных республик в ходе боевых действий, а также лиц, разоблачённых при работе на украинские спецслужбы. Резников словно не знает, что все вопросы обмена пленными находятся в компетенции властей ДНР и ЛНР, но никак не России. Больше того, в вопросе обмена у самого вице-премьера «рыльце в пушку». Как заявил политический эксперт Сергей Розенбаум, комментируя срыв одностороннего (!!!) освобождения непризнанными республиками больных украинских шпионок, «Леонид Кравчук и Алексей Резников последние две недели занимались исключительно тем, что вставляли палки в колеса Виктору Медведчуку, которому власти ОРДЛО предложили забрать из тюрем четырёх женщин, осуждённых за шпионаж в пользу Украины. То есть по указанию сверху, ради меркантильных интересов президента Кравчук и Резников умышленно оставляют людей в тюрьме».
Складывается впечатление, что без передёргивания и откровенных фальсификаций бывший вице-президент Ассоциации юристов Украины просто не может жить. В интервью Резников принялся рутинно жаловаться на «несговорчивость» России, на то, что она, а вовсе не ДНР и ЛНР является второй стороной конфликта на востоке Украины, на «палки в колёса» и «затягивание процесса» со стороны российской делегации. А ведь на самом деле все обстоит с точностью до наоборот. Заместителю главы администрации президента РФ Дмитрию Козаку, члену «нормандского» формата на уровне советников лидеров, пришлось вмешаться в видеоконференцию Трёхсторонней контактной группы в Минске, указав на то, что украинская делегация, в которой А. Резников является немалой величиной, внесла абсолютно разные проекты «дорожных карт» по выполнению своих обязательств в минский и нормандский форматы, которые между собой несовместимы. Сделано это Киевом ради того, чтобы просто потянуть время.
Впрочем, без упоминания «хорватского опыта» у Резникова не обошлось. «Когда мы изучали опыт Хорватии, я впервые услышал слово «конвалидация». Это термин о дальнейшем подтверждении фактов, случившихся с гражданами на оккупированных территориях. Человек, который там находится, имеет все те же самые конституционные права. Также должен быть продуман механизм конвалидации простых гражданских и правоустанавливающих актов».
Если говорить о преподавании юриспруденции, на поприще коего нынешний вице-премьер успел отметиться, то его незнание одного из важнейших юридических терминов, означающих придание ничтожной сделке юридической силы с момента её совершения, то следует посочувствовать его студентам. В то же время не украинское ли законодательство ограничило конституционные права не только жителей ДНР и ЛНР, но даже беженцев от боевых действий из Донецкой и Луганской областей, поставив «рогатки» не только их профессиональной деятельности и праву избирать и избираться, но даже свободе расселения на территории Украины?
Врёт – как дышит
Конкретно план «Б» по Резникову – «это ярлык», «условные вещи». Правда, подкреплённые «опытом Хорватии». «Мы уже сегодня работаем по плану «Б» – когда трудимся над реинтеграцией, не дожидаясь деоккупации, когда пишем закон о государственной политике переходного периода», – рассказывает он. Так «стеснительно» вице-премьер назвал законопроект о деятельности государственных карательных органов на территории Крыма и Донбасса и призванный лишать конституционных прав тех, кто, по его мнению, «уже лишён их Россией».
В общем, типичная «зулусская логика»: если я убил иноплеменника, ограбил его хижину и увёл его корову, это – добро, а если иноплеменник убил меня, ограбил мою хижину и увёл мою корову, это – зло. В данном случае, если Резниковы лишают конституционных прав людей, которых они называют гражданами Украины, это – правильно, а если эти люди желают пользоваться конституционными правами граждан другого государства, это – «насильственная паспортизация» и угнетение.
А уж сколько было рыданий по поводу того, что непризнанные республики из-за коронавируса ограничили перемещения через пункты временного пропуска на линии соприкосновения! Ну не считая откровений о том, как украинская сторона сама обходится с этими людьми, вымогая деньги за тест на ковид, поборы за пересечение украинской границы и содержание в карантине.
Впрочем, даже в вопросе противодействия коронавирусу не обошлось без лапши на уши. «Добренькая Украина», оказывается, готова вакцинировать жителей региона, «оказавшихся в заложниках у России». И готова вынести этот вопрос на заседание в Минске, вот всё никак не решается вынести. Жаль только, что нельзя вакцинировать дистанционно, а чтобы осуществить её не дистанционно, оказывается, необходим контроль Украины над границей республик с Россией.
Лапша на уши – уже хотя бы потому, что Украина, в отличие от России, не располагает вообще никакой вакциной от COVID-19. Мало того, сорвала переговоры о её поставках из Европы и США, а единственную официально зарегистрированную в мире российскую вакцину отказывается приобретать по политическим соображениям. В то время Россия уже поставила первую партию «Спутник V» в шахтерский регион, и в ближайшее время начнётся массовая бесплатная добровольная вакцинация населения Донбасса.
***
Конечно, было бы глупо ждать какой-то особой любви или хотя бы непредвзятого отношения к России от выпускника Львовского университета, уже многие десятилетия являющегося гнездом западноукраинской русофобии, преподавателя Киево-Могилянской академии и Киевского университета, давно уже превратившихся в рассадники антироссийских взглядов. Но то, что наговорил экс-профессор Киевского Международного Соломонова университета, куда даже не преподавателей, а просто студентов отбирают строго по национальному признаку, является откровенной хуцпой. То есть требованием судимого за убийство родителей снисхождения от суда на основании того, что он остался сиротой. Никак иначе сказанное в интервью Алексеем Резниковым назвать невозможно.