На подконтрольной Киеву территории Донетчины стартовала добыча сланцевого газа, которую американские компании, заручившись поддержкой В. Януковича, пытались начать еще до госпереворота 2014 года. Политической силе номинального президента Украины В. Зеленского, лживо наименовавшей себя партией «Слуга народа», оказалось мало множества уже существующих в регионе экологических угроз, которые и так сулят последствия не менее ужасные, чем авария на Чернобыльской АЭС.
Если до переворота семилетней давности работы на месторождении пришлось остановить из-за протестов местных жителей, а сразу после – по причине активных боевых действий в ходе «АТО» («антитеррористической операции»), то сейчас подобные обстоятельства интересантам газодобычи не грозят. Что же касается Конституции Украины, нормам которой прямо противоречит нанесение колоссального ущерба природной среде, знать, не зря один из киевских правоохранителей обронил недавно фразу, что этот документ в стране «сейчас не действует». По всей видимости, экологическое законодательство тем более.
В чем подлинная причина такого положения, почему киевские правители ничего не предпринимают для предотвращения непоправимой экологической катастрофы? И можно ли считать причинение вреда экосистеме Донбасса внутренним делом Украины, если последствия добычи сланцевого газа на подконтрольной Киеву территории неминуемо скажутся на природе России?
«Shell go to hell!»
Вкратце напомним, что впервые иностранные компании намеревались приступить к добыче сланцевого газа на Юзовской площади, охватывающей семь районов Донецкой и часть Харьковской областей, еще в 2011 году. Тогда правительство Украины оформило нидерландско-британской компании Royal Dutch Shell и американской Chevron специальное разрешение на полную эксплуатацию недр части Донбасса сроком на 50 лет фактически с правом бессрочного продления.
При этом первые лица страны президент Виктор Янукович и премьер-министр Николай Азаров, хоть в свое время и переехали в столицу из Донецка, упустили из виду, что под газодобычу отдается в том числе территория национального природного парка «Святые горы», где к тому же расположена уникальная православная святыня – Свято-Успенская Святогорская лавра. А ведь компетентные лица обязаны были доложить этим властелинам, какое разрушительное воздействие на окружающую среду оказывает метод гидроразрыва пласта, с помощью которого добывается сланцевый газ.
Не вдаваясь в подробное описание данной технологии, констатируем, что в результате добычи газа выделяются токсичные отходы, которые не поддаются утилизации. Оседая в почве и попадая в грунтовые воды, они фатально загрязняют всю экосистему. По словам ученых, отравление грунта в свою очередь уничтожает корневую систему лесов, что повлечет превращение природного парка, любовно именуемого Донецкой Швейцарией, в безжизненную пустыню – тем более сам по себе метод гидроразрыва потребляет очень много воды, источников которой в Донбассе и так мало.
По данным, сохранившимся в открытых источниках, помимо 50-летнего с пролонгацией контракта, с Shell и Chevron в 2011-м было заключено примечательное соглашение о разделе продукции. Согласно документу, часть добытого сырья причиталась компании «Надра Юзовская», часть акции которой принадлежала госкомпании «Надра Украины», часть – фирмам особ, приближенных к тем же В. Януковичу и Н. Азарову. Баснословные прибыли с продаж газа, прогнозные запасы которого на Юзовском месторождении составляют от 2 до 4 трлн кубометров, оказались важнее заботы о природе и людях.
Донецкий и Харьковский областные советы, где большинство депутатских мандатов имели члены возглавляемой Азаровым Партии регионов, следом за правительством одобрили добычу сланцевого газа. Но жители населенных пунктов, расположенных на Юзовской площади, стали проводить массовые акции протеста, параллельно подняв грандиозный шум в социальных сетях. Одним из лозунгов протестующих стал «Shell go to hell!» (по-русски: «"Шелл", отправляйся в ад!»), причем возмущенных людей можно было понять, ведь реализация контракта с зарубежной компанией превратила бы в пустыню площадь в 7,886 тысячи кв. км с населением в 4,5 миллиона человек.
Массовое протестное движение заставило Януковича «сдать назад», представители Shell и Chevron, которым митингующие не дали установить оборудование для газодобычи гидроразрывом, убрались восвояси. Но после упомянутого госпереворота свои права на эксплуатацию недр части Донбасса вдруг заявила компания Burisma Holdings. Вряд ли являлось совпадением, что в совет директоров «Бурисмы» входил Хантер Байден, сын Джо Байдена, на тот момент занимавшего пост вице-президента США и де-факто курировавшего свержение легитимного президента Украины.
Киеву не нужен «центр сепаратизма» в Святогорской лавре
Пока в Донбассе, в том числе на территории Юзовской площади, шли боевые действия, начать добычу сланцевого газа было невозможно. Затем Д. Байден покинул пост вице-президента, что сильно ограничило совет директоров «Бурисмы» в возможностях продавливать нужные решения. Но когда стало ясно, что кандидат от Демпартии сменит Д. Трампа в Белом доме, «процесс пошел», и аккурат за неделю до инаугурации Байдена-старшего глава госкомпании «Нафтогаз» Андрей Коболев пафосно сообщил о начале подачи в украинскую систему магистральных газопроводов газа со Святогорского месторождения.
«Речь не только об освоении Святогорки, но и других площадей, где есть перспективы добычи газа плотных пород (tight gas). Украина богата на его залежи, разработка которых может стать новым этапом для отрасли», – написал А. Коболев в Facebook, назвав запуск газодобычи в Донбассе «прекрасным подарком от Нафтогаза на Маланку, или старый Новый год».
О том, какие «подарки» еще ждут жертв настоящего экоцида – жителей районов Донетчины по мере превращения среды обитания в пустыню, глава «Нафтогаза» умолчал. Думается, не зря добыча гидроразрывом на Украине началась не с Харьковской или тем более западных Ивано-Франковской и Львовской областей, где тоже найдены залежи сланцевого газа, а именно с районов, которые по законодательству ДНР являются оккупированными территориями республики. Поскольку в Донбассе продолжается карательная операция объединенных сил (ООС), которую украинская пропаганда лживо называет «отражением российской агрессии», именно здесь Киеву легче всего силой подавить любые протесты населения, объявив их участников «агентами Кремля».
Кстати, вскоре после признания А. Коболева в старте добычи газа на «Святогорке» глава Министерства по делам ветеранов Украины генерал-майор СБУ Юлия Лапутина заявила в интервью радио «Свобода», будто в 2014 году «собственными глазами видела» российских военнослужащих, прячущихся в пещерах Святогорской лавры. Чиновница назвала обитель «центром сепаратизма» и поделилась убеждением, что Кремль использует православную церковь в качестве «мягкой силы», направленной против власти, которая установилась на Украине в том же году. Не формирует ли радио «Свобода» подобными интервью информационное подспорье для готовящихся репрессий в отношении недовольных добычей сланцевого газа?
«Слуги народа» – стопроцентно антинародные
Уже говорилось, что эксплуатация недр, влекущая столь ужасающие последствия для окружающей среды, нарушает Конституцию Украины. Так, согласно ст. 13, недра, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах страны, «являются объектами права собственности украинского народа», которая (собственность) «не должна использоваться во вред человеку и обществу». Согласно ст. 41: «Использование собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли». Ст. 50: «Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду...»
Коль Киев начал использовать во вред природные ресурсы Донбасса, ухудшая экологическую ситуацию и природные качества земли, значит, одно из двух: либо он признаёт, что районы Донетчины не находятся в пределах Украины и эксплуатирует их как оккупант части ДНР, либо киевскому режиму во главе с гарантом Конституции В. Зеленским плевать на Основной закон страны, которой он рулит. В этой связи вспоминается фраза, произнесенная сотрудником украинской полиции 19 января в ходе разгона акции «антифа» в Киеве. Участники акции говорили полицейским о своих правах и свободах, цитируя Основной закон, а в ответ услышали: «Конституция сейчас не действует».
Увы, с этим не поспоришь, ибо этот документ обязывает украинскую власть действовать в интересах украинского народа, а политика Зеленского и его команды является абсолютно антинародной. Чего стоит принятие закона, отменяющего мораторий на продажу сельскохозяйственных земель. Или грабительское подорожание коммунальных услуг, справедливо окрещенное «тарифным геноцидом». Или же медицинская реформа, по сути, лишающая малообеспеченные категории населения права на здравоохранение...
Примеры антинародных действий Зеленского и представителей его партии «Слуга народа», победившей на последних выборах в Раду, можно приводить долго. Думается, при Януковиче добыча сланцевого газа в Донбассе потому не началась, что беглый экс-президент был еще каким-никаким главой государства, а его команда – депутатами и госаппаратом. Теперь же их кресла занимают американская марионетка (Зеленский), сброд свадебных фотографов с собачьими парикмахерами (парламентарии от «Слуги народа») и горе-служащие, выполняющие указания заокеанских господ. Эти индивидуумы точно не связывают свою судьбу с будущим страны – лишь бы побольше заработать на продаже природных богатств и вовремя смыться с земли, превращенной в пустыню.
Остается открытым вопрос, что делать российской власти с непоправимым ущербом, который добыча сланцевого газа в «украинском» Донбассе повлечет для природных богатств России? Проблема прежде всего в том, что в зоне заражения протекает река Северский Донец. Результатом гидроразрывов, которые начались на «Святогорке», станет или уже стало попадание крайне вредных химикатов в этот наибольший приток Дона.