Кавказское турне главы МИД Ирана: попытка разобраться и навести мосты - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Кавказское турне главы МИД Ирана: попытка разобраться и навести мосты

Региональное турне министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, в рамках которого он посетил все три страны Южного Кавказа, побывал в Москве, а затем в Турции, расценили в Баку, Тбилиси и Ереване практически одинаково – как попытку Ирана разобраться и найти свое место в той новой реальности, которая возникла после заключения мира в Нагорном Карабахе.

Первый визит Джавад Зариф нанес в Азербайджан и его как в Тегеране, так и в Баку сочли крайне плодотворным. Официальные ведомства обеих стран без сдержанности в оценках и оглядок на мнение «сторонних наблюдателей» или «кураторов» опубликовали наиболее подробную информацию о проведенных здесь встречах. Соответственно, были сделаны заявления совместной поддержки и выражена готовность к углублению сотрудничества.

В беседе с президентом Азербайджана Джавад Зариф «поздравил народ и правительство Азербайджанской Республики с недавними победами», «приветствовал инициативу шестистороннего регионального сотрудничества, предложенную президентом Азербайджанской Республики, выразив готовность Ирана к помощи и сотрудничеству в любой области, способствующей региональному миру, стабильности и спокойствию», – говорится в официальном сообщении МИД Ирана.

Высокую оценку иранский министр дал недавним визитам в Тегеран своего азербайджанского коллеги и вице-премьера Азербайджана и заявил, что «взаимное сотрудничество, особенно в экономической сфере, готово совершить скачок». Иранская сторона выразила готовность участия в «процессе восстановления недавно освобожденных азербайджанских земель», а также реконструкции мечетей и исторических объектов.

Высокую оценку позиции Ирана в отношении последних событий в регионе дал президент Азербайджана. По мнению Ильхама Алиева, «существует позитивная атмосфера для расширения сотрудничества во всех областях». Азербайджанский лидер приветствовал участие иранских компаний в восстановлении объектов в Нагорном Карабахе.

Аналогичные заявления были сделаны на встрече иранского министра с азербайджанским коллегой. По словам Зарифа, Иран не видит никаких ограничений для сотрудничества с Азербайджаном в различных секторах экономики, в транзитной сфере, в деле задействования коридоров Восток-Запад и Север-Юг. А возможность для расширения такого сотрудничества, по его оценке, создает установление мира в регионе.

Из Баку глава МИД Ирана направился в Москву, где был принят российским коллегой и где был подписан пакт о сотрудничестве в области информационной безопасности. На встрече Сергей Лавров и Джавад Зариф обсудили двусторонние, международные и региональные темы, в том числе вопросы, связанные с последними событиями в Нагорном Карабахе. Зариф «также разъяснил позицию Исламской Республики Иран по использованию нового потенциала для создания возможности установления стабильности и спокойствия в регионе в рамках общих интересов всех сторон», – говорится в сообщении иранского внешнеполитического ведомства.

В армянском обществе на фоне сделанных в Баку явно мажорно одобрительных заявлений к визиту иранского министра отнеслись настороженно. Программа и повестка встреч в Ереване, судя по распространенной обеими сторонами информации, была скромнее. Джавада Зарифа приняли его армянский коллега Ара Айвазян и премьер-министр Никол Пашинян.

В беседе с представителями официального Еревана иранский министр сделал акцент на «сердечных и добрососедских отношениях между двумя странами», назвал Армению важным соседом для Ирана, но при этом подчеркнул «важность территориальной целостности, независимости и национального суверенитета всех стран региона, включая Армению», необходимость соблюдать права всех этнических групп и назвал территориальную целостность Армении «красной линией для Ирана».

В ответ армянский коллега заявил, что его страна придает важность высокому уровню политического диалога, тесным торгово-экономическим связям и сотрудничеству между двумя странами в различных сферах. По информации армянского внешнеполитического ведомства, Ара Айвазян выразил представителю Ирана свое отношение к «агрессивным действиям» Азербайджана и его попыткам решить конфликт в Нагорном Карабахе силой и подчеркнул, что только «прочный мир, в котором нет «победителей» и «проигравших», может создать реальные гарантии безопасности, стабильности и развития в регионе». Отметим: о последнем в информации иранского МИД об этой встрече ничего не сказано.

На встрече с Николом Пашиняном иранский дипломат обсудил вопросы двусторонних отношений, региональные события, а также разъяснил позицию Ирана по вопросу Нагорного Карабаха. Джавад Зариф заверил главу правительства Армении в наличии возможностей для дальнейшего развития двусторонних и многосторонних отношений и полного сотрудничества в условиях мира в регионе. А Пашинян подчеркнул необходимость выполнения азербайджанской стороной пункта 8 заявления от 10 ноября, который предусматривает возвращение военнопленных. Об этом вопросе в сообщении МИД Ирана также ничего не говорится.

Согласно установленному протоколу, на высоком уровне приняли главу МИД Ирана и в Тбилиси. Но сообщения официальных структур обеих стран об этом событии были достаточно скудными. Джавад Зариф встретился с президентом Грузии Саломе Зурабишвили, премьер-министром Георгием Гахарией, а с главой МИД Давидом Залкалиани в силу того, что тот заразился ковидом, побеседовал по телефону.

По информации пресс-службы президента Грузии, на встрече с Джавадом Зарифом Саломе Зурабишвили рассказала об «оккупации» грузинских территорий, подчеркнула важность мира и стабильности в регионе и обсудила потенциал и возможности экономического сотрудничества между двумя странами. Зариф, согласно этой же информации, выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии.  Между тем, согласно сообщению МИД Ирана, иранский министр на встрече с Зурабишвили затронул проблемы, с которыми сталкиваются проживающие в Грузии граждане Ирана и иранские водители грузовиков, и попросил содействия в их решении. А также передал президенту Грузии приглашение от её иранского коллеги совершить государственный визит в Тегеран.

На проблемах в двусторонних торговых связях и ограничениях на банковскую, транзитную и транспортную деятельность Джавад Зариф заострил внимание в ходе встречи с премьер-министром Грузии и попросил его заняться этими вопросами. А также предложил главе правительства Грузии «иранскую оценку» ситуации, сложившейся в регионе после карабахского конфликта.

Подводя итоги первого постконфликтного визита главы МИД Ирана в Баку, азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде в беседе с корреспондентом «Ритма Евразии» отметил, что этот визит «в первую очередь, был полезен и важен для самого Ирана», который «пытается определить свое место в постконфликтном устройстве региона, в возникшей после окончания военных действий в Нагорном Карабахе новой реальности».

«Иран как пограничное для Азербайджана и Армении государство заинтересован в том, чтобы участвовать в постконфликтном устройстве региона. Для Ирана сегодня важно сверить позиции с основными игроками в регионе, и этим определяется география турне Зарифа», – пояснил И. Велизаде.

По его мнению, для Ирана также важно конкретизировать свои условия взаимодействия с соседними государствами, так как в ходе встреч речь шла о конкретных проектах, интересных для Ирана. В частности, о строительстве двух ГЭС на реке Арас. По информации азербайджанского эксперта, соглашение по этим проектам было подписано еще между СССР и Ираном, но дальнейшие события и конфликты помешали их осуществлению. В 2016 году Азербайджан и Иран парафировали это соглашение, а сейчас Иран решил приступить к его реализации, тем более что оно предусматривает не только выработку электроэнергии, но и создание системы орошения земель.

Не менее значительным азербайджанский аналитик считает и заявленное Ираном намерение строительства железнодорожной ветки от Ардебиля до Парсабада. По его мнению, этот проект обойдется иранской стороне дешевле, чем работы на направлении Астара–Решт (коридор Север-Юг), а учитывая, что интерес к проекту Ардебиль-Парсабад проявляет и Россия, стороны могут осуществить и запустить его быстрее ранее согласованного восстановления коридора Север-Юг.

«Так что в данном случае экономика определяет и политические тренды, и Иран рассчитывает на активизацию политического взаимодействия с основными игроками в регионе», – констатировал И. Велизаде.

По оценке армянского эксперта Гранта Микаеляна, после окончания войны в Нагорном Карабахе в регионе изменилась геополитическая обстановка, а Иран, который «не сумел предотвратить войну и не провел достаточной работы со сторонами», оказался в непредвиденной ситуации. «Целью этого визита была стабилизация в этом отношении, наведение контактов и попытка понять, что происходит, попытка встроиться в этот новый для Ирана контекст», – пояснил аналитик.

По его информации, в армянском обществе в целом визит иранского министра оценивают негативно. «Учитывая те односторонние заявления, которые были сделаны в Баку, восприятие этого визита в армянском обществе в целом было негативным, хотя многие считают, что такой фон сложился из-за неправильной политики армянского руководства по многим направлениям», – заявил Г. Микаелян.

По его мнению, на данный момент повестка дня отношений Армении и Ирана еще довольно расплывчата, хотя, судя по тем немногим соглашениям, которые были достигнуты в ходе этого визита, стороны предпринимают попытки выйти из тупика и расширить повестку отношений.

По оценке грузинского эксперта Вахтанга Маисая, визит иранского министра в Тбилиси прошел без особого внимания, так как руководство и общественность Грузии в основном заняты серьезными внутриполитическими проблемами. Между тем визит был связан с конкретной тематикой, новым форматом регионального сотрудничества 3+3, который первоначально выдвинул президент Азербайджана в виде инициативы 2+2 (Армения – Азербайджан и Турция – Россия).

«Думаю, что здесь постарался Иран, и в результате проведенных им активных переговоров с турецкой и российской стороной появилась формула 3+3.  Иран сумел втиснуть себя в эту систему региональной безопасности, а Грузию ввели в нее, даже не спросив ее согласия и позиции», – подчеркнул В. Маисая.

По его словам, грузинское политическое руководство в отношении развивающихся в регионе процессов заняло «позу страуса» и делает вид, что ничего не замечает. Такое отношение эксперт считает для Грузии «суперневыгодным» еще и потому, что в новой региональной инициативе 3+3 не нашлось места для стратегических партнеров Грузии – ЕС и США, а этот факт должен был стать «тревожным сигналом» для грузинского политического руководства.

Втянется ли Грузия активно в новую региональную платформу 3+3, поддержит ли усилия остальных участников по снятию всех блокад и ограничений и возвращению к нормальной жизни, как формулируют цели этого формата его инициаторы, покажет время. Пока же в Тбилиси предпочитают молчать и заниматься собственными внутренними проблемами.

А Джавад Зариф в рамках регионального турне из Тбилиси 29 января отправился в Анкару. По окончании переговоров с президентом Турции Реджепом Эрдоганом и главой турецкого внешнеполитического ведомства Мевлютом Чавушоглу он охарактеризовал их как дружественные и плодотворные. По его словам, в беседе с турецкими политиками обсуждены вопросы расширения двусторонних связей и регионального сотрудничества, которое должно охватить не только их страны, но также Сирию, Ирак и Кавказ.

Глава иранской дипломатии отметил, что смог убедить Эрдогана и Чавушоглу в том, что сейчас странам региона необходимо действовать сообща.

_____________________________

Фото: https://az.sputniknews.ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2008
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика