Эрдоган хочет атомную бомбу: надо ли уже начинать бояться? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

Эрдоган хочет атомную бомбу: надо ли уже начинать бояться?

22 января с. г. вступил в силу Договор о запрещении ядерного оружия. Это международное соглашение, запрещающее разработку, испытание, хранение, приобретение, транспортировку и использование ядерного оружия, было принято в штаб-квартире ООН в июле 2017-го и открыто для подписания в сентябре того же года. В настоящий момент его ратифицировала 51 страна, главным образом государства Африки, Азии и Латинской Америки.

В России традиционно выступают против этого договора, считая его преждевременным, но при этом разделяя цель построения безъядерного мира. Позиция Москвы заключается в том, что документ противоречит её видению того, как следует продвигаться по пути ядерного разоружения: это долгосрочная цель, движение к которой должно быть поэтапным, и работа в этом направлении должна вестись в условиях укрепления стратегической стабильности и с учетом национальных интересов безопасности всех стран.

Если не пользоваться канцелярским языком, а сказать проще – подобный договор может иметь значение лишь тогда, когда его поддержат страны, уже обладающие ядерным оружием, причем все. Таковых на данный момент восемь: помимо России, это  Великобритания, Китай, США и Франция, а также не входящие в официальный «ядерный клуб» КНДР, Индия и Пакистан.

Впрочем, считается, что есть еще одна страна, точно обладающая ядерным оружием, – Израиль, который сам в этом не признается, однако эксперты считают, что эта страна владеет ядерными боезарядами собственной разработки еще с конца 1960-х – начала 1970-х годов. Ее потенциал оценивается в 200-400 зарядов. В любом случае Израиль, как и официально объявленные владельцы ЯО, договор не подписал.

Отметим, что Россия считает гарантом ядерной безопасности другой договор – о нераспространении ядерного оружия. Подписанный еще в 1968 году, он призван препятствовать расширению «ядерного клуба» и обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением ядерного оружия. Проще говоря, оно запрещает передавать иным странам как само ядерное оружие, так и технологии его изготовления. Этот договор подписали почти все страны мира, за исключением обладающих ЯО Индии, Пакистана, КНДР, предположительно обладающего ЯО Израиля и Южного Судана.

С Израилем, подозревать который в обладании ЯО больше всего оснований, мировое сообщество, в первую очередь Запад, молчаливо согласилось. Это все же устойчивое государство с адекватным правящим режимом и сменяемостью власти. Кроме того, Израиль фактически является частью «коллективного Запада», его представительством на Ближнем Востоке, так что претензий со стороны последнего у него нет и быть не может.

Но есть в регионе еще одна страна, являющаяся ближайшим союзником Запада и даже членом блока НАТО – Турция. И в отличие от Израиля, она вызывает все больше поводов для беспокойства у Запада – как Европы, так и США.

Ядерного оружия у этой страны нет. Во всяком случае, пока. Во всяком случае, своего. Зато ни для кого не секрет, что там на базе «Инджирлик» американцы хранят атомные бомбы, причем речь идет о самом крупном хранилище за пределами США. По оценкам специалистов, речь идет о полусотне бомб В6.

Вопрос о вывозе этих бомб на территорию США поднимается всякий раз, когда отношения между странами обостряются, и Вашингтон использует этот аргумент для давления на Анкару. Точно так же Турция шантажирует США закрытием для них базы, которая имеет стратегическое значение для обеспечения присутствия США в регионе. На практике дальше угроз с обеих сторон дело никогда не доходит. Создается впечатление, что обе стороны вполне удовлетворены статус-кво.

Но вот действительно ли им удовлетворена Турция? Особенно сегодня – при Эрдогане, который умудрился перессориться со всеми союзниками. Это вопрос открытый. Сценарий, в котором Анкара может получить контроль над американскими бомбами, хоть и регулярно используется западной прессой, скорее является страшилкой – у Турции элементарно нет средств доставки, да и сама попытка захватить контроль над бомбами дорого ей обойдется.

Возможно, в этой ситуации лучшим решением для Анкары стало бы создание собственного ядерного оружия. Да, это прямое нарушение ДНЯО, но ведь Турция, держа у себя американские бомбы, и так фактически нарушает его. А как показывает пример Индии, Пакистана и КНДР, главное успеть сделать до того, как весь мир поднимет тревогу и задействует все доступные способы давления. А дальше мир можно просто ставить перед фактом.

Фантастика?

О том, что Иран и Турция неизбежно обзаведутся ядерным оружием и процесс его создания отменить невозможно, еще год назад заявил израильский политический аналитик Яков Кедми. Он напомнил, что не так давно специалисты ядерной военной программы Пакистана заключили «очень серьезное» соглашение с Турцией. По его словам, ни Вашингтон, ни Тель-Авив не в состоянии военным путем помешать растущей ядерной угрозе на Ближнем Востоке. По его оценкам, Тегеран может обзавестись ЯО уже через 10-20 лет. Такой же срок он отмерил и Анкаре.

По словам Кедми, даже у Израиля не возникнет возражений по этому поводу, поскольку «ядерное оружие, хотим мы этого или не хотим, хорошо это или плохо, становится одним из элементов вооружений XXI века».

По поводу соглашений с Пакистаном – немного поясню.

Есть в Пакистане такой физик-ядерщик Абдул Кадир Хан, считающийся основателем и руководителем местной ядерной программы. На самом деле он банально украл секреты британской URENCO Group, занимавшейся обогащением урана для АЭС, в которой работал. Однако этим его теневая деятельность не ограничивалась. Его подозревали в торговле ядерными материалами и оборудованием. По его же собственным словам, он создал крупнейшую в мире сеть, которая в течение почти двух десятилетий продавала свои разработки Ирану, КНДР, Ливии и другим странам.

США были вынуждены реагировать, надавили на власти Пакистана, которые поместили ученого под домашний арест, оградив его от излишнего внимания не только журналистов, но и западных следователей, которые считают, что целый ряд стран был вовлечен в эту преступную деятельность, среди них Турция, которая якобы являлась производственным центром в этой сети.

Так передал ли Исламабад Анкаре ядерные технологии? Или готовится передать? В последнее время многие западные СМИ начали писать о том, что Турция и Пакистан ведут переговоры на высшем уровне о подобной передаче. В конце декабря прошлого года состоялась встреча в рамках турецко-пакистанской группы по военному диалогу на высшем уровне (HLMDG), одной из тем в повестке которой могло быть обсуждение обмена ядерными и ракетными технологиями. Индийские же СМИ прямо писали, что Эрдоган якобы лично попросил главнокомандующего пакистанской армией генерала Баджву помочь с передачей технологий ядерного оружия, на что тот согласился.

Кроме того, соседи Турции, в частности Греция, давно бьют тревогу по поводу того, что Анкара сама занимается у себя обогащением радиоактивных элементов. О том, что Турция может обладать значительным количеством центрифуг неизвестного происхождения, заявляли в Германии. По данным немецкой разведки, в мае 2010 года Эрдоган приказал тайно начать подготовку к строительству объектов по обогащению урана.

Тему турецкого ядерного оружия по всему миру уже обсуждают на полном серьезе. Так, азербайджанские СМИ, со ссылкой на главного редактора «МК в Турции» Яшара Ниязбаева, пишут о том, что Турция желает обладать ядерным оружием, рассматривая его как средство сдерживания, особенно учитывая тот факт, что страна находится в окружении ядерных держав – России и Израиля, а к ним, по всем прогнозам, присоединится и Иран.

«Что касается региона Ближнего Востока, то, как мне кажется, само турецкое государство больше настроено на созидание, а не на разрушение. А наличие ядерного оружия – это усиление позиций на любых переговорах», – отмечает Ниязбаев.

Долгие годы в ЯО у Турции не было ни малейшей нужды – её безопасность полностью гарантировалась НАТО. Однако сегодня интересы Анкары гораздо шире обеспечения собственной безопасности и приобрели ярко выраженный экспансионистский оттенок. Анкара сегодня претендует как на роль лидера на пространстве бывшей Османской империи, так и в целом лидера исламского мира (собственно, империя и была какое-то время новым «халифатом»).

Однако мешают ей в этом конкуренты – саудиты и Иран. Первые являются «любимой женой» Вашингтона, и считаться с их интересами приходится. Тегеран же, будучи враждебным государством для всего суннитского мира (по сути, третьим в списке врагов после Израиля и безбожного Запада), также претендует на роль регионального лидера, активно вмешиваясь в дела стран, где есть шиитское меньшинство (не говоря уже о большинстве) и к тому же стоит на пороге создания своего ядерного оружия.

Таким образом, для Турции собственное ЯО могло бы стать не только гарантией собственной безопасности (НАТО её уже не особо гарантирует), но и весомым аргументом в спорах с оппонентами, многократно повышающими ее политический вес.

Осложнение отношений с США (едва ли стоит ожидать их резкого улучшения при Д. Байдене) также заставляет Эрдогана искать дополнительные аргументы для давления на Вашингтон.

Наконец, Эрдоган, как и лидеры Европы, начинает понимать, что, несмотря на уход из Белого дома Д. Трампа, США остаются нестабильными и малопредсказуемыми, они начинают утрачивать роль лидера западного мира. А это значит, что рано или поздно Европе, Ближнему Востоку и другим регионам, где ныне сильны позиции Вашингтона, придется существовать в условиях игры, в которой «каждый сам за себя».

Для Ближнего Востока эта ситуация усугубляется и тем, что регион никогда не был предоставлен сам себе. Освободившись от власти Османской империи после Первой мировой, он попал под прямое управление Западом, да и после Второй мировой коллективный Запад фактически «держал» регион, несмотря на обретение всеми его странами не только формальной независимости. Если исчезает арбитр такого масштаба, как США, регион может скатиться в состояние войны «всех против всех». И в этой ситуации Турции как стране, претендующей на лидерство, ЯО не помешает.

Так или иначе, все это пока рассуждения на тему о том, как оно может быть, однако нет никаких точных доказательств того, что оно так и есть. Впрочем, пищу для размышлений дает сам Эрдоган, который еще в 2019 году заявил следующее: «Неприемлемо, что у кого-то есть ядерное оружие, а у нас его нет».

Эрдоган тогда также упомянул Израиль, до которого никто «не может дотронуться, потому что он обладает ядерным оружием». Впрочем, как я уже говорил, ЯО нужно Анкаре далеко не только для «сдерживания» Израиля.

Напомню, Турция подписала Договор о нераспространении ядерного оружия в 1980 году, а Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в 1996 году. Будет ли она их выполнять? И выполняет ли сегодня – большой вопрос…

И тут стоило бы напрячься не только Ирану и Израилю, но и арабам, и европейцам, и США, с которыми ядерная Турция будет разговаривать уже на других тонах. Да и России, особенно в свете наступления Эрдоганом на наши интересы на Ближнем Востоке, а также экспансии в Закавказье и Среднюю Азию, военной активизации на Украине и невнятной политики по отношению к Крыму, ядерная Турция может причинить немало головной боли…

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2326
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика