Правительство РФ 1 февраля внесло в Государственную Думу законопроект, обязывающий всех мигрантов из стран СНГ с возможностью безвизового въезда более чем на три месяца проходить биометрический и медицинский контроль. Тем самым власти РФ делают первый шаг к решению давно назревших проблем, которые весной-летом 2020 г. едва не привели к масштабному миграционному кризису.
Законопроект, размещенный в «Системе обеспечения законодательной деятельности», предусматривает внесение изменений в два федеральных закона – «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (от 25 июля 2002 г.) и «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (от 25 июля 1998 г.) в части, регулирующей временное пребывание на территории страны иностранных граждан. Документ обязывает иностранных граждан, прибывших в Россию из «безвизовых» стран на срок более 90 дней в течение календарного года, пройти обязательную дактилоскопию, фотографирование, биометрическую идентификацию и медицинское освидетельствование. Для тех иностранцев, которые прибыли в РФ с целью ведения трудовой деятельности, все эти процедуры становятся обязательными в течение 30 календарных дней с момента въезда.
Правом безвизового въезда в РФ по всем видам паспортов и пребывания на территории страны в течение 90 дней (на протяжении полугода) пользуются граждане 9 государств СНГ: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана и Украины. С Грузией и Туркменистаном у России давно уже существует визовый режим, а из бывших прибалтийских республик СССР, которые вошли в состав ЕС и НАТО, безвизовый въезд разрешен только отдельным категориям населения. Из Латвии, например, без оформления визы на 90 дней в РФ могут въехать жители приграничных территорий при наличии в паспорте «разрешения на местное приграничное пребывание», а также «неграждане», которые после распада СССР не получили латвийского гражданства. Помимо Латвии, без оформления визы в Россию на 90 дней могут въехать и «неграждане» Эстонии.
Законопроект, как отмечается в прилагаемой к нему пояснительной записке, направлен, прежде всего, на граждан государств Евразийского экономического союза. Именно они составляют наиболее многочисленную категорию иностранцев, которые на сегодняшний день могут длительное время находиться в России без прохождения дактилоскопии и медосвидетельствования. На 1 марта 2020 г. их численность в России оценивается в 2,5 млн. человек. Отсутствие возможности идентификации этой категории иностранцев по биометрическим данным затрудняет контроль над миграционными потоками, включая выявление лиц с опасными инфекционными заболеваниями, членов террористических организаций, а также мигрантов, которым въезд в РФ запрещен. Последние сегодня легко могут обойти запрет, оформив паспорт на новое имя.
В соответствии с 9-й статьей закона «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» эта процедура обязательна для иностранных граждан, которые намерены оформить патент, разрешение на работу или временное проживание, вид на жительство или гражданство. Для всех прочих категорий иностранцев прохождение дактилоскопии пока является добровольным. А для граждан Казахстана, Киргизии, Армении и Белоруссии, которые входят в Евразийский экономический союз, эта процедура до сих пор вообще была необязательной. Для того чтобы легально работать на территории России, им достаточно было оформить разрешение на временное проживание. В итоге на границе образовалась огромная «дыра», не позволяющая отслеживать миграционные потоки с соседними странами.
Идея обязательной дактилоскопии всех прибывающих в страну иностранцев обсуждается достаточно давно. В ситуации открытых границ со странами СНГ это резко упростило бы процесс отсеивания нежелательных иммигрантов и лиц, представляющих угрозу для национальной безопасности. С инициативой ввести обязательную дактилоскопию всех трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, включая граждан государств ЕАЭС, в сентябре 2020 г. выступила начальник Главного управления МВД по вопросам миграции Валентина Казакова. Помимо дактилоскопии, для всех трудовых мигрантов обязательными должно было стать оформление ID-карты и включение в единый реестр. Однако оснащение всех пограничных пунктов пропуска необходимым оборудованием грозило вылиться в многомиллионные затраты. И в результате прохождение дактилоскопии решено было возложить на самих мигрантов.
В условиях отсутствия виз биометрия и оформление ID-карт – едва ли не единственные инструменты контроля за миграционными потоками, которые накануне эпидемии COVID-19 принимали всё более угрожающие масштабы. Если в 2016 г. на миграционный учет органами МВД было поставлено 10,8 млн граждан стран СНГ, то в 2017 г. – 11,8 млн, в 2018 г. – 12,5 млн, а в 2019 г. – 13,5 млн. Масштабы обратного оттока трудовых мигрантов, многие из которых фактически проживают в России постоянно, оценить крайне трудно в связи с тем, что их снятие с миграционного учета производится не путем отслеживания физического пересечения границы, а автоматически, по истечении разрешенного срока пребывания в РФ.
В целом же за четыре года число регистраций мигрантов возросло на 25%, что, учитывая их концентрацию в столичных регионах, создавало крайне опасную ситуацию. Карантинные ограничения, введенные с началом эпидемии, привели к тому, что из гипотетических риски, создаваемые массовым наплывом мигрантов, стали реальными.
К лету 2020 г. миграционная ситуация стала все более тревожить федеральные власти. 9 июля в интервью «КП» зампредседателя Совета безопасности Д. Медведев оценил ее как «гремучую смесь»: «…часть приехавших лишились работы, а обратно домой их принимать не хотели». Хотя в целом положение, по его словам, было тревожным, но управляемым. В начале августа, после того как в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Мурманской и Амурской областях, а также некоторых приграничных регионах начались массовые выступления мигрантов, потребовавшие привлечения полиции, Д. Медведев предложил изменить правила их приема. В соответствии с ними разрешение на въезд следует предоставлять мигрантам только в том случае, если от работодателя будет получено недвусмысленное подтверждение их трудоустройства. В начале декабря на совещании с членами правительства и силовых ведомств Д. Медведев подчеркнул, что приток мигрантов перегружает региональные и муниципальные системы социального обеспечения, которые в результате зачастую не могут в полной мере оказывать услуги коренному населению, а также повышает вероятность этноконфессиональных конфликтов с их участием.
Столь явное усиление внимания к миграционной проблематике со стороны Совета безопасности отнюдь не случайно. Впервые в своей новейшей истории Россия столкнулась с масштабным миграционным кризисом, в ходе которого на протяжении весны-лета 2020 г. произошло около 10 массовых выступлений, столкновений и акций протеста мигрантов. Их численное превосходство над полицией, зафиксированное размещенными в сети видеозаписями, наводит на мысль, что в случае более масштабных выступлений ресурсов силовиков может и не хватить. Особенно в том случае, если акции протеста мигрантов одновременно начнутся сразу в нескольких регионах. А дальнейшее сохранение открытыми границ с южными странами СНГ, располагающими многочисленным молодым и быстро растущим населением, которому на родине не хватает нормальной работы, ведет именно к такому сценарию.
В этих условиях требование обязательного прохождения дактилоскопии, медосвидетельствования и фотографирования всех иностранцев, прибывающих из «безвизовых» стран СНГ на 90 дней и более, является лишь первым шагом в ужесточении контроля над миграционными потоками. Не стоит забывать, что, помимо граждан стран ЕАЭС, существует многочисленная категория иностранцев, которые не указывают в качестве цели прибытия в РФ работу и не оформляют положенных документов, но работают нелегально. Из 9,8 млн иностранных граждан, поставленных в течение 2020 г. на миграционный учет, патенты на ведение трудовой деятельности в России оформили только 1 млн 133 тыс. человек. Введение биометрии, ID-карт, ответственности работодателей за найм иностранцев и жесткого контроля над миграционными потоками позволит сократить нелегальную миграцию на порядок.