Россия является крупнейшим поставщиком газа в Европу уже многие годы. Однако последние 30 лет периодически встает вопрос доставки голубого топлива к потребителю. Со времен СССР энергетические системы союзных республик были интегрированы в единый механизм, чем многие годы успешно пользуется бывшая УССР с целью как получения прибыли, так и манипуляции. Единственно возможный на то время путь доставки российского газа к европейскому потребителю, своего рода «золотая жила» Украины, на сегодняшний день иссякла и уже не представляет такой ценности, что, конечно же, очень беспокоит Киев.
Начиная с 1991 года газовые отношения между странами были, мягко говоря, напряженными. Страна оказалась неспособной оплатить официально потреблённые объемы газа, что привело к стремительному росту долга перед «Газпромом». Уже в 1994 году задолженность Украины за газ превысила 1 трлн рублей. Кроме того, стало нормой систематически проводить несанкционированный отбор газа. Как объяснил президент Леонид Кучма в интервью журналу Spiegel в 2000 году: «Москва ежегодно перекачивает через нашу страну на Запад 130 миллиардов кубометров газа. Если здесь откачают миллиард кубометров – это же ничтожная доля»
Дальше – больше, долг рос, как снежный ком, а отбор топлива сверх оговоренных объемов продолжался. «Газпром» пытался как-то повлиять на ситуацию путем приостановки поставок, но политика играет не последнюю роль в экономических отношениях государств, и лидеры каждый раз договаривались о продолжении поставок в обмен на щедрые обещания погасить задолженность и больше не перекачивать сверх оговоренных лимитов. В 1994 году даже было подписано соглашение, в котором «Газпром» оговорил, помимо прочих условий, что объемы транзитного топлива на входе и на выходе должны совпадать. Однако это не помешало Украине в 1997 г. превысить допустимые объемы отбора газа ни много ни мало на 660 млн м3 (в денежном эквиваленте – 48 млн долл.), а в 2000 году – на 8,2 млрд м3, и долг в 2 млрд долл. так и не вернули. Таким образом, страна показала себя как ненадежный партнер и в торговле, и в транзите топлива.
Кроме того, она постоянно использовала свое монопольное положение, требуя особых цен на топливо, особых условий рассрочки и прочих «особых» условий. Такой способ влияния, как периодические отключения поставок газа, подрывали авторитет России в качестве стабильного партнера Европы. Но возможностей как-то повлиять на ситуацию Москва не имела, поэтому «Газпром» закономерно стал искать альтернативные пути доставки газа к потребителю в Европе.
Решение нашлось, и в марте 1993 года «Газпром» подписал в Варшаве соглашение о строительстве транзитного газопровода Ямал – Западная Европа через территорию Польши в обход Украины. А с 1997 года началась проработка маршрута по дну Балтийского моря, и – как результат – с 2000 года стартовал проект трубопровода «Северный поток - 1» (в 2012 году запущены обе нити), которому в 2006 году был присвоен статус TEN (Трансъевропейские сети). Это означает, что «Северный поток» имеет ключевое значение для обеспечения устойчивого развития и энергобезопасности Европы. Энергобезопасности от кого? Естественно, от нестабильной и изменчивой Украины.
«СП-1» оказался успешным, на сегодняшний день он осуществляет транзит сверх заявленных объемов: в 2020 году это рекордные 59,2 млрд м3 вместо 55,8 млрд проектных.
В октябре 2012 года акционеры «Северного потока» рассмотрели проект строительства третьей и четвертой ниток трубопровода, который получил название «Северный поток – 2», и пришли к выводу, что строительство является экономически целесообразным и технически осуществимым. В 2018 году приступили к нему.
Таким образом, Россия обеспечивает себе независимость в поставках и ту самую энергобезопасность, однако есть ли экономическая выгода от строительства новых маршрутов? Во-первых, важна окупаемость проекта. Суммарный объем инвестиций в проект – 7,4 млрд евро (доля «Газпрома» – 51%, то есть 3,8 млрд евро), и, как заявил Маттиас Варниг, управляющий директор оператора проекта – компании Nord Stream AG, в интервью телеканалу Russia Today, окупится он через 14-15 лет, по самым пессимистичным меркам. Для трубопровода с минимальным сроком службы в 50 лет это хорошо, минимальную возможную прибыль «Газпрома» только от инвестиций в проект можно оценить в 9 млрд евро.
Пропускная мощность украинского трубопровода – 142 млрд куб. м/год, суммарная пропускная мощность существующих трубопроводов в обход Украины – 110 млрд куб. м/год, это означает, что зависимость России от газотранспортной системы Украины уже снизилась втрое. И как следствие, рекордно низкие объемы транзита голубого топлива через Украину за последние 30 лет, составившие 55,8 млрд м3. Более того, согласно контракту, эта цифра упадёт до 40 млрд м3 в ближайшие пять лет. Судя по всему, учитывая все санкции и препятствия, к этому времени должен быть достроен «Северный поток – 2», и потребность в капризном транзитере отпадет совсем.
Подсчитаем стоимость транзита через Украину и по «СП» за год. За исходную цифру возьмем пропускную способность «Северного потока – 1» – 55 млрд м3. Сумма платежа за транспортировку в обход Украины – 1216 млн евро в год (протяженность маршрута*объем*тариф, при прочих равных условиях), тот же объем через Украину обойдется в 1320 млн евро в год. Разница в 104 млн евро в год существенна и без учета постоянных проблем с «Нафтогазом».
Так как основным потребителем является Германия, можно подсчитать полную стоимость доставки до конечного потребителя. Тариф на транспортировку 1 тыс. м3 газа по «Северному потоку» при нормальной загрузке системы составляет около 1,8 евро, или 22,1 евро за весь маршрут. Далее плюсуем цену транзита через OPAL, который построен на средства «Газпрома», Wintershall и E.ON – всего 2,2 евро за тысячу кубометров (вчетверо дешевле, чем через Словакию). А через Gazelle, построенный оператором чешской ГТС, тариф такой же, как по старому маршруту через эту страну, – 8,2 евро. Итого от России до Германии по «Северному потоку – 1» стоимость транспортировки 1 тыс. м3 – 32,5 евро.
Через Украину, по данным «Нафтогаза», «Газпром» платит 2,4 евро за тысячу м3 на 100 км, то бишь 24 евро от границы до границы. Добавляем стоимость транспортировки по Словакии и Чехии до Waidhaus – тариф 20,4 евро за тысячу м3, по данным операторов систем в этих странах – Eustream и Net4Gas, итого 44,4 евро за весь маршрут. На выходе получаем цену на 12 евро ниже, чем через бывшую союзную республику, в годовом эквиваленте экономия составит около 660 млн евро (из расчета поставки 55 млрд м3).
Украинские власти это прекрасно понимают и постоянно шантажируют «Газпром». Так, в январе 2019 года украинская сторона подала в Стокгольмский арбитраж новый иск, потребовав выплатить неустойку в размере почти 12 млрд долл. за «обесценивание украинской ГТС из-за строительства газопроводов в обход Украины – «Северного потока – 2» и «Турецкого потока». Бывший президент Пётр Порошенко заявил, что газопровод «СП-2», на его взгляд, представляет собой геополитический проект, имеющий целью «подрыв единства Европы» и её «уничтожение», «попытку ввести против Украины экономическую и энергетическую блокаду и нанести ей значительный ущерб». По мнению Порошенко, как только «Северный поток – 2» заполнится российским газом, идущим в обход Восточной Европы и Украины, Кремль начнёт «ещё более жёсткое наступление» на европейские ценности. Что в данном случае экс-президент подразумевает под европейскими ценностями, он не объяснил.
Вместе с тем истерику Украины всячески поддерживают санкциями США, которые совсем не против отхватить долю побольше на европейском рынке энергоресурсов. Также противниками проектов «Северного потока» выступают Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Румыния и Хорватия – страны, через которые идет транзит российского газа (после минования территории Украины) по другим маршрутам, на чем они неплохо зарабатывают. Запуск «СП-2» снизит объемы прокачки через их территории и, соответственно, уменьшит поступления в их бюджет. Заполучив такого союзника, как США, они с тем большим упорством твердят об угрозе «СП-2» для энергобезопасности Европы, но при этом активно приветствуют продолжение транзита через Украину и поставки по газопроводу Ямал – Западная Европа.
В целом можно сделать вывод, что транзит российского газа через Украину однозначно не имеет смысла с точки зрения ни экономической выгоды России, ни политического сотрудничества с Киевом, по крайней мере на сегодняшний день. Снижение добычи газа в Западной Европе открывает перед «Газпромом» перспективу наращивания объемов поставок, и успешное завершение строительства «СП-2» означает получение однозначного преимущества перед конкурентами и гарантию энергообеспеченности конечного потребителя.