Узбекистан и Россия резко нарастили экономическое сотрудничество - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.04.2025 |

Узбекистан и Россия резко нарастили экономическое сотрудничество

Российские инвесторы активно вкладываются в узбекскую экономику, создавая совместные предприятия и наращивая обоюдный товарооборот. Если раньше основой сотрудничества был нефтегазовый сектор, то теперь развивается производственный сектор и сфера туризма. Узбекистан проводит последовательную политику по наращиванию экспорта, в первую очередь в Россию и другие соседние страны.

Самый свежий пример. В конце прошлого года президент Узбекистана и глава Минпромторга России лично приняли участие в открытии Ташкентского металлургического завода (ТМЗ). Российские компании поставили оборудование и помогли в монтаже и наладке. Шавкат Мирзиёев высоко оценил реализацию данного проекта и выразил уверенность в успех запуска последующих совместных с российским бизнесом предприятий.

Директор Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев в интервью «Ритму Евразии» рассказал о динамике сотрудничества в экономической сфере между РФ и РУз.

– Бахтиёр Исмаилович, почему Шавкат Мирзиёев так высоко оценил совместный с Россией запуск Ташкентского металлургического завода?

– Запуск ТМЗ – это неординарное событие для экономики Узбекистана. Во-первых, страна получила экологически чистые технологии и передовое металлургическое производство. Узбекистан является нетто-импортером металлургической продукции, особенно из России и Казахстана, и вот этот ТМЗ должен покрыть определенную часть импорта металлов и металлопродукции. Это касается прежде всего строительных материалов – арматуры и других металлических изделий.

Функционирующий Бекабадский металлургический завод при всей его мощности всё-таки не может полностью удовлетворить сильно растущий спрос на металлопродукцию, особенно в бурно развивающейся строительной сфере. Поэтому запуск Ташкентского металлургического – это очень сильная поддержка того строительного бума, который сейчас разворачивается в стране.

Плюс к этому, конечно же, импортозамещение, развитие собственного производства, и поэтому это очень значимое событие для экономики Узбекистана.

Вообще, ТМЗ и его продукция имеют много позитивных мультиплицирующих эффектов, что побудило президента Ш. Мирзиёева лично прокомментировать важность ввода в строй этого завода.

Ежегодно ТМЗ способен выпускать до 500 тыс. т продукции – хладнокатаного металлического листа

– По словам президента Мирзиёева за последние четыре года объем торговли и инвестиций между РФ и РУ вырос вдвое, создается множество совместных предприятий, с чем связан такой бурный рост сотрудничества?

– Точкой отсчета можно считать визит президента нашей страны в Россию в 2017 году. Тогда были подписаны очень серьезные договоренности на более чем 10 млрд долларов, как инвестиционных, так и торговых соглашений. Продолжением послужил ответный государственный визит президента России в Узбекистан в следующем году, во время которого снова были подписаны соглашения на общую сумму уже свыше 25 млрд долларов. Именно тогда была достигнута договоренность о строительстве «Росатомом» АЭС в Узбекистане, а также об осуществлении ряда других серьезных проектов, в числе и строительства Ташкентского металлургического завода.

Эти соглашения заложили ту основу, которая в принципе позволяет достигать высоких показателей сотрудничества между нашими странами. Пример ТМЗ показывает, что эти договоренности реальны и успешно реализуются, что вселяет большой оптимизм в части сохранения и увеличения высоких темпов сотрудничества между нашими странами.

Поставлены очень амбициозные цели – нарастить объем торговли между РФ и РУз до 10 млрд долларов. Сейчас Россия является вторым внешнеторговым партнером Узбекистана после Китая. И Ташкент заинтересован в том, чтобы Москва по-прежнему оставалась серьезным стратегическим и экономическим партнером. Это необходимо для сохранения диверсифицированной внешней торговли, которая бы не ориентировалась только на какой-то один рынок, на одну большую экономику, например китайскую.  

Поэтому сотрудничество с Россией – это всерьез и надолго. В 2020-м из-за пандемии коронавируса перенесли визит Ш. Мирзиёева в Россию, во время которого планировалось подписание нового договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и РУз. Сейчас этот визит готовится. Значит, следует ожидать формирования новой серьезной правовой базы, которая позволит обновить и дополнить соглашения, заключенные между двумя странами в предыдущий период.

– Чем Узбекистан привлекателен для российских инвесторов? В какие сферы предпочитает вкладывать российский бизнес?

– Узбекистан для российского бизнеса представляет интерес прежде всего как наиболее емкий рынок в Центральной Азии, в котором проживает 34,5 млн человек (половина населения всего региона). Второй важный фактор заключается в том, что здесь существует и развивается влиятельный сегмент бизнеса, который ориентирован в основном на экспортно-импортные отношения с Россией, на работу с российскими поставщиками.

Если говорить о том, какие сферы наиболее интересны для россиян, то это прежде всего добыча нефти и газа. В Узбекистане давно присутствуют и успешно работают российские компании в углеводородном секторе. «Газпром» и «Лукойл» – эти две компании обеспечили значительную часть прямых российских инвестиций в РУз.

Несомненно, у Ташкента хорошо налажено сотрудничество с Россией также в сфере машиностроения, и есть большой потенциал для роста. Например, то, что в течение последних двух лет в Узбекистане работает завод по сборке российских КамАЗов, это очень серьезная заявка на расширение сотрудничества в этой отрасли экономики.

Также российские инвесторы активно вкладывают в переработку плодоовощной продукции и её экспорт как в Россию, так и в третьи страны. Стоит обратить внимание на такую интересную сферу, как туризм. В частности, мой Центр исследовательских инициатив Ma’no реализовал только за последние годы несколько проектов в гостиничной сфере с российскими заказчиками. Им интересно строительство новых гостиниц, а также вхождение в качестве управляющих компаний в уже существующие крупные гостиничные комплексы.

Также из опыта деятельности моего Центра могу сказать, что есть очень серьезный интерес российских фармацевтических компаний к работе на узбекском рынке. Планируется создание совместных производств, которые бы потом реализовывали продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

– Как обстоит дело с инвестициями узбекистанского бизнеса в Россию? Есть такие примеры?

– Разумеется, если взять, например, 2018-2019 гг. (про 2020 год в принципе трудно говорить), то видно, что узбекский бизнес вложил несколько сот миллионов долларов в экономику РФ, в том числе создавая совместные предприятия. Это прежде всего текстильные фабрики, на которые поставляется пряжа из Узбекистана. Также наш бизнес довольно активно присутствует там в строительном секторе. Есть несколько примеров создания узбекско-российских совместных предприятий в сфере деревообработки.

Примеров инвестиций в высокотехнологические отрасли я пока не видел. Надеюсь, что в будущем это изменится и, кроме традиционных сфер сотрудничества, придет время и для инвестиций в высокотехнологические производства.

– Какую в целом продукцию Узбекистан предпочитает импортировать и экспортировать в страны ЕАЭС?

– Если посмотреть на структуру экспорта и импорта, то, если брать Россию, оттуда пока преобладают поставки металлопроката, черных металлов, поставки древесины. Но увеличился объем поставок технологий и оборудования в рамках модернизации узбекистанских промышленных предприятий. В том числе и модернизации энергетического сектора, для которого значительная часть нового оборудования импортирована из России.

В обратном направлении традиционно идут поставки сельхозпродукции, в 2019 году объем экспорта в РФ узбекистанского продовольствия превышал 700 млн долларов. Это как свежая, так и консервированная продукция.

Несомненно, Россия остается серьезным рынком сбыта для узбекской текстильной и кожевенно-обувной продукции. Сейчас стагнирует экспорт узбекских автомобилей, но РФ по-прежнему остается важным рынком для этой продукции.

       

Также Узбекистан будет увеличивать поставки бытовой техники собственного производства в соседние страны, как в страны ЕАЭС (Казахстан и Кыргызстан), так и другие – в Таджикистан, Туркменистан и Афганистан. Параллельно идет увеличение продаж автомобилей в эти страны.

– Как пандемия коронавируса повлияла (если повлияла) на внешнеполитические ориентиры Ташкента?

– Пандемия никак не может сильно и резко повлиять на внешнюю политику Узбекистана и выбор им стратегических партнеров. Конечно, коронавирус нанес серьезный ущерб экономике, показал серьезные проблемы в социальной сфере, но это не могло стать определяющим для стратегии внешней политики. Даже если взять пример выбора вакцин против коронавируса, то Ташкент готов работать со всеми странами- производителями этих препаратов.

Узбекистан участвовал в процессе тестирования китайских вакцин от коронавируса, собирается работать с Pfizer американского производства. Рассматривается также возможность применения российского «Спутника V» и даже его производства в самом Узбекистане.

Таким образом, даже в таком специфическом вопросе Ташкент показывает, что он не будет вести одновекторную политику, а продолжит политику широкого сотрудничества со всеми странами. Чем больше вакцин, тем лучше, и Узбекистан просто создает возможность для своих граждан выбирать, чем они хотят прививаться.

И в целом внешняя политика Узбекистана всегда была ориентирована на эффективное сотрудничество с различными странами, мировыми центрами силы, как на глобальном, так и на региональном уровне.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3437
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика