В последние годы Латвия активизировала борьбу с российским телевидением: от временного отключения отдельных российских телеканалов Рига перешла к отключениям «веерным» и на постоянной основе. Так, в конце 2019-го под запрет в прибалтийской республике попали «Петербург - Пятый канал», «Дом кино», «Время: далёкое и близкое», «Бобёр», «Дом кино премиум», «Музыка Первого», «О!», «Поехали», «Телекафе», уличенные в том, что входят в холдинг, истинный выгодоприобретатель которого российский бизнесмен Юрий Ковальчук, включённый в санкционный список ЕС.
Летом 2020-го аналогичная судьба постигла семь каналов группы RT (которая раньше действовала под брендом Russia Today): RT, RT HD, RT Arabic, RT Spanish, RT Documentary HD, RT Documentary, RT TV. А уже в наступившем году последовали новые шаги по зачистке латвийского информационного пространства.
«У них были обоснованные причины»
В конце января латвийский кабельный оператор Tet (51% капитала которого принадлежит государству) внезапно объявил: «Из-за неясностей в праве представления каналов и беспокойства из-за соблюдения режима санкций телекоммуникационное предприятие Tet прекратит ретрансляцию телеканалов "Первый Балтийский канал" (ПБК), "НТВ Мир", "РЕН ТВ Балтия", "Кинокомедия" и "Киномикс", заменив их на другие, равноценные каналы». Взамен латвийскому зрителю предложили телеканалы LTV7, 1+2, 3+, Мир, TVCi, «Дождь», UATV, «Здоровое ТВ», Eureka HD, «Пятница», Current Time, TV21. Предприятие заявило, что ищет и другие каналы, которые можно предложить клиентам вместо исключенных из пакета.
Представитель Tet Иева Смирнова объяснила мотивы такого решения: «До сих пор нашим партнёром по ретрансляции этих каналов было предприятие TEM LV. Там заявили, что впредь эти каналы в Латвии будет представлять другое юридическое лицо. Но в распоряжении Tet не было информации о юридической обоснованности такой передачи прав, а также об истинных выгодополучателях. Так что мы не можем сделать весь анализ рисков, который от нас, как и от любого коммерсанта, требуют нормативные акты».
В свою очередь, председатель Национального совета по электронным СМИ (НСЭСМИ) Иварс Аболиньш одобрил решение Tet. При этом он подчеркнул, что решение телерадиокомпания принимала самостоятельно. «Видимо, у них были обоснованные причины так поступить. В целом с точки зрения безопасности информационной среды Латвии такое решение является похвальным, так как уменьшит объём российской пропаганды», – поведал Аболиньш журналистам. Он напомнил: «Более года назад NEPLP запретил ретранслировать на территории Латвии девять российских каналов. И я очень рад, что и сами предприятия начали проверять структуру предприятия своих партнеров. Я думаю, что в общем это решение пойдёт на пользу латвийскому информационному пространству».
Но на этом в Tet решили не останавливаться. Компания обратилась также в Службу государственной безопасности (СГБ) Латвии, в Службу финансовой разведки и в НСЭСМИ. В своем послании Tet настоятельно просит выяснить, «кто является истинным обладателем прав на ретрансляцию этих телеканалов в Латвии, а также оценить, позволяет ли латвийское законодательство заключать соглашения с представителями этих каналов на их вещание». К тому же в Tet напомнили, что «ранее в адрес выгодоприобретателя от трансляции упомянутых пяти каналов ООО Baltijas mediju alianse (Baltic Media Alliance) были выдвинуты обвинения в нарушении санкций, введенных ЕС против России». Дело в том, что вышеупомянутая фирма TEM LV – одно из предприятий Baltijas Mediju Aliance.
Действительно, в начале прошлого года в Риге и Таллине прошли обыски в офисах медиахолдинга Baltic Media Alliance, совладельцем и председателем правления которого является бизнесмен Олег Солодов. В этот альянс входит, в частности, чрезвычайно популярный у русских (и не только) телезрителей Прибалтики Первый Балтийский канал. Также Baltic Media Alliance транслирует в Латвии ещё 24 телеканала, ведет деятельность и в Эстонии.
В январе 2020 года Олега Солодова обвинили в нарушении антироссийских санкций. Как пояснили в латвийской СГБ, «полученная в ходе расследования информация позволяет подозревать, что группа лиц по предварительному сговору обеспечила доступ к финансовым и хозяйственным ресурсам лицу, против которого введены санкции ЕС за действия, подрывающие территориальную целостность и суверенитет Украины». Конкретно же бизнесмену предъявили, что его холдинг ретранслировал в Латвии каналы, принадлежащие российскому миллиардеру Юрию Ковальчуку. А тот включён в список санкций ЕС.
На ПБК «намёк» поняли и с марта 2020 года распустили свою прежде очень крупную новостную редакцию. Соответственно, канал прекратил производство и выпуск программ новостей и других авторских передач, выходивших в эфир в Латвии и Эстонии, в том числе ежедневной программы новостей «Латвийское время». Но это не спасло канал от клейма «пособников Москвы».
Истинные мотивы
Как указывают в Tet: мол, «истинный выгодополучатель» в TEM LV – всё тот же Солодов, обвиняемый в нарушении санкций. И до сих пор его холдинг ретранслирует в Латвии Первый Балтийский канал. Возможно, чтобы и его ретрансляцию не ограничили, права на распространение ПБК вскоре получит предприятие FoxVision. Его единственный член правления – бывший вице-мэр Риги Вадим Баранник. Но «истинных выгодополучателей», как уверяют в Tet, они установить не смогли. И потому сами боятся попасть под штраф из-за возможного сотрудничества с теми, кто ходит под санкциями. По словам И. Смирновой, если выяснится, что и за FoxVision стоит, например, О. Солодов, сотрудничество с этим предприятием может грозить ретранслятору серьёзным штрафом. Поэтому в Tet и приняли решение перестраховаться.
Новые гонения на «неправильные» телеканалы возмутили многих представителей русской общины Латвии. Оппозиционная партия «Русский союз Латвии» (РСЛ) призвала жителей бойкотировать кабельного оператора Tet. Сопредседатель РСЛ Мирослав Митрофанов заявил в соцсетях: «Нет – "Тету", да – интернету!» Это наш новый девиз. РСЛ призывает к бойкоту компании Теt, которая под надуманными ложными предлогами лишила своих клиентов ключевых качественных русскоязычных каналов, предложив вместо них информационный мусор. Мы убеждены, что это сделано не из-за связи каналов с санкциями против России и не в связи с наличием госпропаганды в содержании этого ТВ. Если бы виной были санкции и пропаганда, то эти российские каналы отключили бы по всему миру. Но такого не происходит. Отключают их только в Латвии в качестве ещё одного шага в сторону маргинализации и ассимиляции русскоязычного населения страны».
М. Митрофанов пояснил мотивы такого шага властей. «Там присутствует безумный расчет на то, что русские перейдут на латышские СМИ и будут смотреть ТВ на латышском или в худшем случае на украинском или английском языках. В реальности этого не произойдет. Русские Латвии уйдут в интернет, но не все. В сельской местности и в малых городах зачастую именно Tet сохраняет нездоровую монополию на услуги телекоммуникации. Не смогут уйти от Tet и наиболее бедные и пожилые люди. По отношению к ним уничтожение русскоязычных каналов выглядит бессмысленной жестокостью, бесконечной местью. Это проявление глупости и аморальности латышской политической элиты, навязывающей всё новые и новые ограничения на использование русского языка в Латвии», – отметил политик.
4 февраля Сейм Латвии в окончательном чтении принял поправки к «Закону о защищенных услугах», согласно которым зрителей могут штрафовать за «нелегальный» просмотр спутниковых телеканалов. Предполагается, что эта мера ограничит доступ к «нелицензионному» просмотру российских телеканалов в стране. До принятия поправок закон предусматривал запрет на нелегальное использование услуг в коммерческих целях, то есть был направлен на «подпольных» операторов спутникового вещания. Теперь же запрещено использовать их услуги в том числе и для личных целей, без намерения получить прибыль.
Разработчики законопроекта отмечают, что на данный момент штраф за использование таких нелегальных систем для физических лиц не предусмотрен. Однако, если количество абонентов нелегальных услуг не удастся сократить, может быть введена и административная ответственность для частных лиц. Авторы закона отмечают, что в 2018 году услугами нелегального телевидения пользовались 62 тыс. домохозяйств. «Общественная организация "За легальное содержание" планирует за свои средства провести информационную кампанию. Ее цель – сократить на 6000 число незаконных подключений и сократить на 4400 число домохозяйств, оправдывающих пиратство», – указывалось в законопроекте.
Окончательное решение
И вот поступили совсем свежие новости. 8 февраля Национальный совет по электронным СМИ решил на год запретить на территории страны трансляцию канала «Россия РТР». Как сообщил в Twitter председатель правления НСЭСМИ И. Аболиньш, «мы своё информационное пространство защищали, защищаем и будем защищать». В качестве обоснования данного шага заявлено о «разжигании ненависти», якобы имевшем место в одном из выпусков передачи «60 минут», выходящей на этом телеканале. Участники программы, а также ведущая Ольга Скабеева при разговоре об Украине использовали обозначения, которые, по мнению Аболиньша, расцениваются как «хейт-спич». В частности, латышских цензоров не устроило, что Украина была названа «террористическим государством», а ее бывший президент Порошенко – «террористом». Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба от души поблагодарил Латвию за запрет на трансляцию канала – по его словам, это «правильный, взвешенный шаг». Кстати, это не первый раз, когда НСЭСМИ ограничивает ретрансляцию «Россия РТР» в Латвии. Например, в январе 2019 года канал запретили на три месяца.
А 9 февраля Национальный совет запретил ретрансляцию ещё 16 российских каналов: REN TV Baltic, NTV Mir Baltic, Karusel International, NTV Serial («НТВ Сериал»), NTV Stilj («НТВ Стиль»), «НТВ право», «Киномикс», «Наше новое кино», «Родное кино», «Индийское кино», «Кинокомедия», «Киносерии», «КВН ТВ», «Кухня ТВ», BOX TV и HD Life. «Это решение было принято, потому что Совет не имеет информации о представителе распространения программ. Или о представителях, которые могли бы дать согласие от имени владельцев программ на распространение их в Латвии. А также Совет не получил информации от владельца о продлении распространения в Латвии», – говорится в сообщении НСЭСМИ.
В организации отметили, что прежний правообладатель ООО TEM LV заявил, что с 1 февраля он больше не имеет права на эти программы, такую информацию также предоставляют кабельные операторы. Национальный совет, по словам его представителей, «обратился к возможному новому представителю по распространению программ с просьбой дать подтверждающие документы о правах на распространение вышеуказанных программ на территории Латвии, но не получил их». Решение о запрете ретрансляции вступило в силу в полночь 10 февраля.
Ситуацию прокомментировал Союз журналистов России. Секретарь организации, вице-президент Международной федерации журналистов Тимур Шафир заявил: «Не только на наших глазах, но и на виду всех европейских институтов, призванных развивать и защищать свободу слова и журналистики, происходит окончательная зачистка медийного пространства Латвии и соседних прибалтийских стран. От российских СМИ, от информации, поступающей из России, и от информации на русском языке, исходящей из России и с точки зрения российских журналистов». По его мнению, на этом процесс не остановится. «После зачистки телеэфира последуют блокировки, санкции и запреты трансляций в интернете, а за просмотр и использование российского контента будут вводиться всё новые штрафы. Ничего общего со свободой слова эти процессы не имеют, да и никто в странах Балтии и Евросоюза уже не считает нужным скрывать это», – пояснил Т. Шафир.
В свою очередь, российский журналист Армен Гаспарян отметил: «Они решили: "А что это? А что это русские не испугались? А что это они не заблажили? А если мы ещё?" И ещё шестнадцать российских телеканалов заблокировали. И снова так пристально смотрят: "Как там реагируют? Нет? За битой тянутся? Опять нет. Что же вы такие гадкие все? Вот мы русофобствуем, а вы всё никак не реагируете!"» А. Гаспарян предрёк, что всё равно жители Латвии продолжат смотреть «запретные» каналы через интернет.