Феерическая новость пришла на днях с Украины. Казалось бы, удивить тамошние «мудрецы» уже вряд ли чем-то могут, ан нет – стараются.
В Украинском кризисном медиацентре состоялась пресс-конференция, на которой представители Крымско-татарского ресурсного центра (КРЦ) презентовали методику оценки целесообразности введения персональных санкций в отношении тех, кто сотрудничает с российскими властями в Крыму. Суть идеи заключается в том, чтобы начислять крымчанам баллы по «шкале коллаборационизма». Впоследствии (в смысле после «возвращения» Крыма в состав Украины) в зависимости от начисленных баллов будут применяться различные наказания.
Да, самое интересное, что жителям полуострова предлагается самим оценивать степень своего» коллаборационизма» и, очевидно, самим доносить на себя.
Думаю, если бы автор этих строк был крымчанином, он, не задумываясь, начислил бы себе 150 баллов, пусть максимальное количество возможных баллов – 100. Правда, не очень понятно, что нужно сделать, чтобы заслужить столь высокую честь. Ведь, согласно примеру, приведенному самими авторами идеи из КРЦ, даже бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская набрала бы всего лишь 86 баллов.
Условный депутат получил бы 30 баллов, врач – 17. А врач-то за что? Или лечение людей в условиях «оккупации» – это тоже «коллаборационизм»?
Вот читаю я сказанное авторами этого дикого цирка и сначала кажется, что, может, не совсем еще больны эти люди? «Как можно сравнить чиновника или военнослужащего, который давал присягу Украине и перешел на сторону оккупантов, и врача, который давал клятву Гиппократа и продолжает работать и оказывать медицинскую помощь украинцам на оккупированных территориях? Какие должны быть действия? Как это можно оценить?» – вроде бы резонно говорит председатель правления КРЦ Эскендер Бариев. Но тут же звучит, что врач все же получает свои 17 баллов! Да, я, кажется, польстил вменяемости этих людей.
«КРЦ разработал эту методику, которая является вспомогательным инструментом, чтобы люди смогли сами оценить степень своей коллаборации», – продолжает Бариев. В число перечисленных индикаторов «коллаборационизма» вошли: получение гражданства России, наличие и нарушение особых обязательств перед Украиной, статус в системе властей РФ, отношение к задачам властей РФ, негативные последствия от сотрудничества с властями РФ, оценка деятельности лица властями РФ, продолжительность сотрудничества с властями РФ.
Последнее, очевидно, написано специально под таких, как диверсант Ленур Ислямов, успевших до 2014 г. побывать в органах власти РФ, но позднее «осознавших ошибку и раскаявшихся». Их, очевидно, от наказания освободят. Как и получившего российский паспорт режиссера и одновременно террориста Олега Сенцова. Он ведь точно сделал это для маскировки, чтобы отвести от себя внимание и получить возможность совершить диверсию против «оккупантов».
А еще «отягчающими обстоятельствами» будут положительные публикации о гражданах в российской прессе, выплата им премий и другие поощрения со стороны российской власти – за это баллы еще доначислят. И, наоборот, снимут с тех, кто получал взыскания, подвергался административным наказаниям и т. д.
Впрочем, как заявил эксперт КРЦ Борис Бабин, санкционные списки не будут состоять из сотен тысяч людей, речь идет о нескольких десятках персоналий. Но тут же фактически перечеркнул свои слова, дав понять, что это затронет всех крымчан, так или иначе сотрудничавших с российскими властями. То есть практически все население полуострова (ведь только российскими паспортами обзавелись 97% жителей).
«Естественно, не все лица, которые превышают 50 баллов, войдут в санкционные списки. Однако мы можем аргументировать целесообразность включения в список конкретного человека из-за высокой оценки», – говорит Бабин. Он также назвал этот план «посылом» для граждан, остающихся в Крыму.
Очевидно, что идею с баллами активисты КРЦ украли у Китая. Только там баллами измеряется не степень лояльности государству, а степень социальной ответственности. Так, гражданин получает баллы за своевременную оплату долгов, социальную активность, безаварийное вождение, высокие производственные показатели. За то, что бабушку через дорогу перевел, в конце концов. Снять баллы могут за любое административное правонарушение, курение в общественном месте, чрезмерное внимание к соцсетям и видеоиграм и т. д. Тем, у кого много баллов, дают кредиты с низкой процентной ставкой, вещи в аренду без залога, повышения на работе. У кого мало – всего этого нет, а злостных нарушителей с самой низкой ответственностью могут наказывать отказом в заселении в приличные отели, продаже билетов на самолеты и поезда, запретом на занятие определенных должностей и т. д.
Повторю, в Китае эта система вообще вне политики. Но на Западе ее все равно критикуют, мол, ущемление прав человека и т. д. Представьте себе, если бы Китай начал начислять балы гражданам за степень политической лояльности? Особенно в Гонконге. Или обещал бы соответствующую программу жителям Тайваня после присоединения к КНР? Да на Западе бы такой вой подняли. Но что-то там молчат по поводу происходящего на Украине.
Понятно, крымчанам опасаться нечего, учитывая, что Крым «вернется» в состав Украины только в мечтах Бариевых, Бабиных, Ислямовых и прочих Джемилевых. Да и едва ли указанная инициатива получит законодательное воплощение. КЦП – это грантоедская структура, которые начали, как грибы после дождя, расти на незалежной после присоединения Крыма к России.
Конкретно эта появилась в 2015-м. Ее лидер Бариев пытался сначала сделать» карьеру» в «меджлисе» (запрещенная в России организация), однако там своих «ртов», очевидно, хватает, вот и попытал счастье на стороне. Видимо, успешно. Не знаю, в каких размерах, но денежки от Запада получил. Среди структур, финансирующих работу КРЦ, указаны Европейский фонд поддержки демократии, программа стипендиатов «Демократия Рейгана – Фаскелла», Национальный фонд поддержки демократии.
Деньги, так или иначе, дают не за красивые глаза, их надо отрабатывать. Вот и изображает активист кипучую деятельность, какой бы бредовой она ни выглядела со стороны.
Однако стоит усомниться, что в Киеве эту программу воспримут с энтузиазмом – ведь Зеленский и его министр иностранных дел сейчас носятся по миру со своей «Крымской платформой» и им не нужны конкуренты в борьбе за западные гранты.
Впрочем, кое-что из идей могут позаимствовать. Тем более что они отнюдь не противоречат самой генеральной линии, которую Киев избрал по отношению к крымчанам: от всех видов блокад (товарной, энергетической, водной) вполне логично переходить к карательным мерам за «сотрудничество с оккупантами». Ну а пока кишка тонка их реализовать, можно их пообещать хотя бы.
Разумеется, эта логика касается и Донбасса. В самом конце прошлого года украинским т. н. министерством по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий был разработан, а на днях опубликован законопроект «О государственной политике переходного периода». Пересказывать весь этот бред нет смысла. Достаточно упомянуть, что закон предполагает передачу Россией Украине всего имущества Черноморского флота.
Что касается Донбасса, то, согласно документу, предлагается введение на «освобожденных» территориях» «международных администраций», в которых при этом не смогут участвовать представители стран ОДКБ. Жителям региона будет запрещено пользоваться российскими паспортами, а всеобщая амнистия, которая прописана в Минских соглашениях, распространяется только на тех, кто не работал на республики (интересно, врачей и учителей посчитали и по скольки-балльной системе?) и не совершал против Украины никаких преступлений. Тем, кто работал на государственные органы республик, будет запрещено занимать какие-либо должности при новых органах власти. Что касается местных выборов, то их разрешат провести только спустя два года после «деоккупации».
И разумеется, в законопроекте не предусмотрено документом никакой автономии для региона, вместо этого предложено ограничиться созданием особой экономической зоны с минимальным набором прав. Впрочем, речь идет даже не о «свободных экономических зонах», а о «территориях приоритетного развития».
Тут, конечно, стоит напомнить, что украинские политики все эти годы обещают Донбассу после «освобождения» различные кары: люстрацию, поражение в правах на 20 лет, фактически превращение граждан в людей второго сорта. Однако впервые это представлено в виде полноценного законопроекта, который не просто так противоречит Минским соглашениям буквально во всем. Очевидно, Киев предложит заменить им «Минск».
Или вот недавно озвученный в Совбезе ООН «План совместных шагов» под авторством Леонида Кравчука, который предлагает сразу после прекращения огня роспуск всех формирований ДНР и ЛНР и передачу границы, а только потом – выборы. Это похоже на «Минск», но по сути является переворачиванием его с ног на голову.
Интересно то, что все эти планы, якобы направленные на интеграцию крымчан и дончан в украинское общество, на практике только увеличивают пропасть между ними и Украиной. В Киеве это не понимают? А если понимают, то зачем выдвигают эти планы? Чтобы сделать разрыв необратимым? Или ищут способ красиво выйти из «Минска»?
На прошлой неделе министр внутренних дел и по совместительству «хозяин» радикалов Украины Арсен Аваков заявил, что в Донбассе уже нет никакого намека на мирный процесс, что «война идет». Учитывая резко просевшие рейтинги президента Зеленского, недоверие новой американской администрации и нарастающее противостояние с олигархами, война может стать его единственным выходом. А для начала нужно просто выйти из «Минска», напринимав кучу законов, совершенно с ним несовместимых.
Что ж, в этом случае у России есть чем ответить. На днях, отвечая на вопрос, «не пора ли наступить русскому лету», президент России назвал его «сложным и важным». Думаю, это как раз сигнал Киеву и стоящему за ним Вашингтону. Вопрос сложный, но если Украина попытается решить его просто – по-своему, то и ответ России упростится до невозможности.