Какой истории учат в казахстанской школе - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.09.2024 |

Какой истории учат в казахстанской школе

После развала СССР в Казахстане (как, впрочем, и остальных бывших союзных республиках) в школах курс национальной истории стал повсеместно пересматриваться, причем с преимущественно негативной его оценкой как в границах Российской империи, так и особенно СССР. И это понятно: с изменением политического строя возник спрос на «новое прочтение» истории в различных вариациях, но с абсолютно механической сменой знаков с плюса на минус.

Уровень знания истории в обществе резко снижается. В книжных магазинах практически отсутствуют качественные книги по истории, имеющиеся носят конъюнктурно-пропагандистский характер: до войны, мол, республику морили голодом, после нее превратили в «сырьевой придаток центра». По словам одного из ведущих ученых-историков Казахстана Ж.Б. Абылхожина, «историческая наука превратилась в проходной двор, через который браво маршируют дилетанты».

Оставим за рамками статьи имперское прошлое и остановимся на более близком советском периоде. Да, советская власть наломала дров, но за короткий исторический период тем не менее вывела республику в ряды передовых стран мира с развитой промышленностью, многоотраслевым сельским хозяйством. Однако для пришедшей к власти компрадорской буржуазии неприемлемо все советское прошлое, и оно старательно вымывается из сознания, стирается из названий городов и улиц. Не выдерживающие конкуренцию по многим параметрам с СССР постсоветские республики, точнее их элиты, стали дискредитировать советский период, используя трагические события, раздувая и преувеличивая их.

Вот, к примеру, задание СОР-2 (суммативное оценивание за раздел) по Всемирной истории для 8-го класса. Предлагается, используя имеющиеся знания, обсудить приводимый в задании фрагмент некоего анонимного исторического источника.

Цитирую этот фрагмент: «Чтобы установить коммунизм в СССР, лидеры не гнушались абсолютно никаких методов. Инструменты, используемые Лениным для достижения своих целей, включали в себя рукотворный голод, рабские трудовые лагеря и казнь хулителей власти во время Красного террора. Голодоморы были спровоцированы путем принуждения крестьян продавать свои урожаи без прибыли, что в свою очередь сказалось на сельском хозяйстве. Рабские трудовые лагеря были местами для наказания тех, кто не соглашался с властью Ленина. Миллионы людей погибли в таких лагерях. Во время Красного террора голоса ни в чем не повинных гражданских лиц, военнопленных Белой армии и сторонников царизма были заглушены массовыми убийствами. По сути это был геноцид собственного народа».

Кого, составляя такие задания, намерено вырастить государство? Манкуртов? Нет ни слова о пришедшей на смену политике «военного коммунизма» и восстановившей свободную торговлю (в том числе и хлебом) «новой экономической политике» (НЭП), решение о переходе к которой было принято в марте 1921 г. на Х съезде партии большевиков и юридически действовало до постановления о запрете частной торговли от 11 октября 1931 г. Умалчивается и то, что именно Ленину (как бы к нему ни относились) казахи обязаны появлением (декрет от 26 августа 1920 г.) национальной автономии, которая позже была преобразована в союзную республику.

Что на это может ответить сегодняшний малочитающий и потому легко ведущийся на популистские уловки школьник, когда на парте – учебники с недостоверными данными, в которых борьба казахского народа с «российским колониализмом» нередко простирается вплоть до развала СССР, а советская власть именуется устраивавшим геноцид «коммунистическим режимом»?

Но что такое геноцид? Это действия, которые совершаются специально с намерением уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную группу людей. Однако не существует никаких документальных подтверждений того, что Ленин и Сталин (или кто-либо из их окружения) планировали этот голод и стремились уничтожить всех казахов. Голод в Казахстане – часть общесоюзного голода 1931-33 годов, вызванного ошибками и просчетами в официальной политике «уничтожения кулачества как класса», ускоренной коллективизации и быстрого достижения кочевыми семьями оседлости, разрушавшими традиционное хозяйство.

Обращает на себя внимание абсолютно негативная оценка «власти Ленина», на которую скопом сваливают все: и последствия разрухи Первой мировой и Гражданской войны, и последующие ошибки с просчетами руководства страны, и даже неурожаи. В приводимом фрагменте речь идет только о красном терроре. А ведь был еще и белый террор, и зеленый террор всевозможных банд. В частности, на территориях, занятых белыми, творилось не меньше злодеяний и бесчинств, чем в советской России. И там, и там «изъятия» имущества и репрессии зачастую осуществлялись без суда или по упрощённой схеме судопроизводства. Это нашло яркое отражение в фильме 1934 года «Чапаев», где крестьянин спрашивает у комдива: «Белые пришли - грабют, красные пришли - грабют. Ну куды крестьянину податься?»

Люди гибли сами и уничтожали других, исходя из своих представлений о классовой справедливости. Страна с обеих сторон захлебывалась кровью. Так, в мемуарах белоэмигрантов отмечается, что генерал Л.Г. Корнилов считал террор в любой его форме действенным и эффективным оружием, утверждая, что без него в борьбе с большевиками не обойтись. Генерал А.И. Деникин в «Очерках русской смуты» признавал повсеместный разгул жестокости и насилия в рядах своей армии и отмечал, что контрразведки белых армий были «очагами провокации и организованного грабежа».

Не отставали от них и иностранные интервенты, создававшие на севере России и Приморье каторжные концентрационные лагеря, в которые помещали людей, заподозренных не только в связях с большевиками, но и «смутьянов» различных партий и направлений. Большинство заключенных этих концлагерей были казнены либо умерли от голода и болезней. А что творил растянувшийся по всему Транссибу чехословацкий корпус? Точное число жертв белого террора не установлено, однако он вызвал такое недовольство у населения, что послужил одной из причин поражения Белого движения в Гражданской войне. Но этого в сегодняшних учебниках не найдешь.

Особенно пышным цветом фальсификации расцвели в «произведениях», эксплуатирующих заезженную на Украине тему голодомора. Первый после революции голод случился в Казахстане еще в 1920–1922 годах. Тогда пострадал не только Казахстан, голод охватил 35 губерний, среди них Самарскую, Саратовскую губернии, Поволжье, Южную Украину, Крым, Башкирию, Приуралье. В Казахстане потери от голода оцениваются от 200 до 400 тыс. человек, что значительно меньше, чем в Поволжье или на Урале. Разруха и безвластие крайне затрудняли борьбу с голодом, тем не менее было организовано общественное питание для голодающих через столовые и питпункты.

Сам факт голода, ставшего общей трагедией миллионов граждан огромной страны, никто не отрицает. Но его трактовка как целенаправленного геноцида казахов является откровенной ложью, чреватой разрушением казахстанской государственности. Жертвами голода были и десятки тысяч сосланных «спецпереселенцев» – русских, украинцев, немцев, корейцев. Тем не менее в стране выпускаются книги и якобы документальные кинофильмы, в которых пытаются доказать, что этот голод (Ашаршылық) был организован Советами для уничтожения казахского народа. Если следовать логике их авторов, то и голод в Поволжье в 20-е годы, и позднее в блокадном Ленинграде – это тоже геноцид, запланированный коммунистами?

Например, режиссер Марина Кунарова в своей киноленте «Плач великой степи», посвященной голоду 1932-1933 годов, показывает, что виновником этой трагедии и смерти тысячи людей является исключительно Москва. Этот псевдодокументальный фильм (как и картина казахского политика Жанболата Мамая «Зулмат (Бедствие). Массовый голод в Казахстане», получившая приз фестиваля русскоязычного документального кино RusDocFilmFest-3W в США) даже номинировался на несколько престижных премий. Но как могли «русские морить голодом казахов», если в первой половине 1930-х годов казахи при 58-процентной численности в населении республики составляли 69% сотрудников райисполкомов и возглавляли 65% аулсоветов?

А если вспомнить, что 1930-е годы в Казахстане были временем индустриализации (строилось около 40 только крупных предприятий), механизации сельского хозяйства (в котором за пятилетку 1929-1932 годов предусматривалось увеличение посевов зерновых втрое), то лишать экономику столь необходимых ей рабочих рук и принимать решения о голодоморе казахов в Москве уж точно не стали бы. Напрашивается вывод, что проблема была вызвана в значительной степени самодеятельной ретивостью местного партийно-хозяйственного актива из этнических казахов.

По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, казахов в СССР насчитывалось 3,97 млн человек, а согласно переписи 1939 года – 3,1 млн, т.е. сократилась на 870 тыс. человек. Однако после развала СССР стали произвольно публиковаться новые данные, так что количество погибших от Ашаршылықа постоянно растет: если раньше называлась цифра в 1-1,5 млн, то теперь жертвы голода в Казахстане оцениваются более чем в 4 млн (70%) жизней. А ведь тысячи семей вместе со скотом тогда ушли в Китай, Иран, Афганистан, откочевали в соседние районы СССР. Кроме того, при таком количестве умерших от голода должны быть места массовых захоронений, а где они? И еще: кто-то же их всех хоронил, соблюдая мусульманские и национальные традиции, где эти люди?

Подобные пропагандисты не вспоминают в своих псевдорасследованиях и засуху 1921 с джутом 1932 года. Как, впрочем, и то, что голод в этот период охватил не только СССР, но и территории Европы и США. В отличие от СССР, голодающим там продовольственная помощь не оказывалась.

Публикация опровергающих тезис о геноциде материалов, мягко говоря, не приветствуется. Так, интернет-магазином Flip.kz снята с продажи книга Д. Верхотурова «Казахский геноцид, которого не было». Продажа книги прекращена после протестов националистов и угроз расправы над автором и издателями. А власти на это не реагируют, тем самым потворствуя распространению «голодоморных» мифов.

Согласно аннотации на сайте, в книге приводится обширный архивный материал, опровергающий утверждения о гибели от голода миллионов казахов и доказывающий причастность к его организации баев и действовавших заодно с ними представителей госаппарата. Д. Верхотуров прогнозирует, что «в ближайшие годы тема голодомора будет нагнетаться и расширяться по украинскому сценарию».

И тому есть серьезные основания. Так, в парламенте ждет своего часа законопроект, внесенный Демократической (скатывающейся в национализм и считающей, что принцип декоммунизации должен стать составной частью государственной политики) партией «Ак Жол», о признании Ашаршылыка 1922-1923 и 1932-1933 годов в Казахстане геноцидом казахского народа. Он копирует украинский аналог и вводит уголовную ответственность за отрицание «геноцида».

Падение жизненного уровня населения, расширение за 30 лет независимости социальной и экономической пропасти между городом и аулом (в частности, «городскими» и «сельскими» казахами), сохраняющееся деление на роды и жузы – все это фактически торпедировало идею Нурсултана Назарбаева о построении процветающего Казахстана. Поскольку сроки ее реализации сдвигаются во все более отдаленное будущее (к примеру, Стратегию 2030 заменили на Стратегию 2050), то объединить казахов пытаются не на позитивной истории, а негативной – на основе общей трагедии – голоде 1932-1933 годов. 

Характерно, что раскручивание «геноцида казахов» идет по той же траектории, что и украинского «голодомора». Фальсифицируя историю, ставя голод начала 30-х годов на одну доску с истреблением армян турками, холокостом, резней в Руанде, вполне определенные политические силы создают питательную среду для жажды исторического реванша, грозящего бедствиями и для самих казахов, и для всей республики в целом.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
7054
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика