В минувший четверг в парламенте Молдовы прошли слушания по вопросу утверждения правительства во главе с Натальей Гаврилицей, кандидатура которой на пост премьера была предложена президентом Майей Санду.
Возьмем на себя риск утверждать, что в мировой истории парламентаризма это было совершенно уникальное заседание по целому ряду причин. Но выделить хочется три момента, которые, собственно, и объясняют его уникальность.
Первый момент – вряд ли где еще зафиксированы случаи, когда формирование правительства проводилось не с целью его утверждения, а, наоборот, ради того, чтобы депутаты ни в коем случае его не одобрили.
Второй момент – вряд ли где еще отмечены случаи, когда партия, представители которой входят в состав правительства во главе со своим вице-председателем, заявляет о том, что не будет голосовать за вотум доверия.
Третий момент – вряд ли где еще зафиксированы случаи, когда при голосовании в парламенте за вотум доверия правительству не было подано ни одного голоса.
В чем же заключаются побудительные мотивы столь необычного поведения депутатов? Ответ прост и очевиден – в том, что процедура утверждения правительства была использована вовсе не для того, чтобы создать крепкую и грамотную команду для исполнительной власти страны, которая смогла бы обеспечить руководство в период эпидемиологического и экономического кризисов, а чтобы спровоцировать досрочные парламентские выборы.
По большому счету политическим бенефициаром от проведения досрочных выборов в парламент могут стать только две партии – PAS, которой до победы на президентских выборах руководила Санду, и «Наша партия» Ренато Усатого, который по делу о «ландромате» – выводе из РФ более 500 млрд рублей через банковские и госучреждения Молдавии – заочно арестован в России и объявлен в международный розыск.
PAS рассчитывает, и, надо признать, не без оснований, что на волне успеха Санду в президентской кампании на досрочных выборах эта партия сможет значительно увеличить свое представительство в парламенте. Причем произойти это может в том числе и за счет сторонников других правых партий, в первую очередь бывших партнеров по блоку ACUM –«Платформы DA».
Однако на электорат этой партии претендует и Усатый, чей неожиданный результат на президентских выборах (17%) во многом достигнут именно за счет лидера «Платформы DA» Андрея Нэстасе, набравшего всего 3%. Именно Усатый также крайне заинтересован в роспуске нынешнего парламента и проведении выборов, на которых наконец-то может исполниться его мечта стать депутатом.
В случае если парламент дважды не сможет утвердить правительство, то М. Санду получит законные основания распустить его и инициировать досрочные выборы. Именно этим и объясняется выбор кандидата на пост премьер-министра – Н. Гаврилица, как никто лучше, может исполнить все установки президента. В период, когда Санду была министром образования в правительстве В. Филата, осужденного в 2015 году за злоупотребление служебным положением, Гаврилица занимала пост генерального секретаря этого министерства, а в правительстве, уже возглавляемом Санду, Гаврилица «поднялась» до министра финансов, а в партийной иерархии PAS – до вице-председателя.
Надо признать, что Н. Гаврилица «не подкачала» и представила в качестве кандидатов в министры такие персоналии, утвердить которые было бы крайне сложно и более доброжелательно настроенным к PAS депутатам. В качестве кандидатов в министры депутатам был представлен целый ряд одиозных фигур, чьи имена были связаны с различными скандалами. Так, например, на пост министра юстиции планировалось назначить депутата PAS Серджиу Литвиненко, не так давно уличенного в том, что он пролоббировал закрытие уголовного дела против своей тещи, которая являлась главным бухгалтером одного их банков и была замешана в «краже миллиарда» – афере по выводу денег из банковской системы Молдовы.
Кандидат на пост министра здравоохранения Алла Немеренко, которая в настоящий момент является советником Санду по вопросам здравоохранения и социальной политики, была уличена в незаконном получении диплома Кишиневского медицинского университета, а также в сокрытии от декларирования недвижимости в Молдове и в Румынии.
Кандидат на пост министра экономики Андрей Спыну, который в настоящий момент является руководителем администрации президента, был уличен в том, что является бенефициаром ряда офшорных компаний.
Таким образом, кандидатом на пост премьера было сделано все возможное, чтобы этот состав правительства не был утвержден вплоть до того, что в парламент не были представлены все необходимые документы для рассмотрения вопроса. Обсуждение также проходило крайне неконструктивно: вместо представления программы правительства Н. Гаврилица выступила с политическими декларациями и нападками на оппонентов. По итогам прений, как уже сказано выше, за утверждение правительства не проголосовал ни один депутат.
Еще во время проведения прений фракция социалистов выступила с заявлением о выдвижении своего кандидата в премьер-министры – им стала Марианна Дурлештяну, которая в 2008-2009 годах занимала пост министра финансов, посла РМ в Великобритании, а позже работала в Европейском банке реконструкции и развития. До конца заседания парламента к фракции социалистов присоединилась парламентская группа «За Молдову», с учетом которой были собраны 55 подписей в поддержку кандидатуры Дурлештяну при необходимых по Конституции 51 голосе. Таким образом, было сформировано парламентское большинство, которое по Конституции имеет право выдвинуть кандидата в премьер-министры и при этом президент обязан предложить эту кандидатуру парламенту для рассмотрения.
Однако М. Санду в тот же вечер объявила, что повторно выдвинет на пост премьер-министра Н. Гаврилицу. Свое решение она объяснила тем, что, по ее мнению, в документе о выдвижении парламентским большинством кандидата в премьеры есть подписи депутатов, в отношении которых «существуют сомнения в том, что они свободно выразили свою волю. Я говорю о людях, которые подвергались похищению, которых брали в заложники, а также о людях, причастных к краже миллиарда, о депутатах, сменивших по несколько политических партий и парламентских групп. Есть обоснованные подозрения в том, что некоторые случаи вышеуказанного политического туризма связаны с коррупцией и внешним давлением».
Таким образом, в той политической борьбе, которая идет сегодня между парламентом и президентом, Санду резко повысила ставки, игнорируя решение Конституционного суда о том, что если парламентское большинство выдвигает кандидатуру премьера, то президент обязан предложить эту кандидатуру на рассмотрение парламента. Подобное развитие событий никак не входит в планы Санду, поскольку правительство М. Дурлештяну, учитывая ситуацию в парламенте, может продержаться гораздо дольше, чем это устраивает президента и поддерживающую ее партию PAS.
В пятницу утром три депутата Партии социалистов обжаловали в Конституционном суде указ Санду о повторном назначении Н. Гаврилицы кандидатом на пост премьер-министра с просьбой приостановить действие этого указа. Эта мера необходима для того, чтобы срок, отведенный на одобрение парламентом кандидатуры премьера, не истек раньше времени. По мнению всех экспертов, решение Конституционного суда никак не может быть в пользу президента, и все сходятся во мнении, что Санду придется-таки «дать задний ход» и предложить парламенту кандидатуру Дурлештяну. Если она не сделает этого, то возникнут все основания для начала процедуры импичмента. Правда, молдавская Фемида весьма своенравна, а когда речь идет о Конституционном суде, то эксперты редко бывают категоричны.
По сути, в этом противостоянии парламента и президента речь идет не о том, будет ли распущен парламент, состоятся ли досрочные выборы в законодательный орган, а о том, когда они пройдут и какая из партий будет в этот момент находиться в более благоприятных условиях.
Благоприятное время истекает: для партии PAS Санду медленнее, для «Нашей партии» Усатого – гораздо быстрее. Для Партии социалистов и партии «ШОР», которые также по опросам проходят в следующий парламент, более позднее проведение выборов обеспечивает лучший результат. И, судя по всему, именно такое развитие событий представляется наиболее вероятным.