Методы контроля и способы внешнего управления колониями и государствами, которые формально считаются независимыми, чрезвычайно разнообразны. В XXI веке уже не подавляют восстания пушками и кавалерией, как это случалось ранее, а в действие идут гораздо более пристойные на вид, но не менее изощренные, а главное, не менее эффективные методы контроля власти, экономики и всех наиболее важных процессов, происходящих в таких странах.
К огромному сожалению, к подобным государствам можно отнести большинство тех, которые образовались после распада СССР и чьи новообразованные политические элиты оказались слишком заняты дележкой и растаскиванием попавших им в руки богатств, чтобы вместо этого разработать национальную идеологию, создать отлаженную экономическую модель развития и государственные механизмы для защиты национальных интересов.
Республика Молдова является именно таким государством, в котором в среде политической элиты преобладает крайне примитивный дискурс, который можно выразить фразой «Запад нам поможет!» из знаменитого романа Ильфа и Петрова. Следуя этому дискурсу, элиты проводят откровенно прозападную политику, которую при этом почему-то называют евроинтеграцией, несмотря на то что со стороны ЕС никаких сигналов о готовности принять Молдову в это межгосударственное объединение не поступало. Напротив, ей ясно сказано, что она не может рассчитывать в обозримом будущем даже на статус кандидата в ЕС.
Вместо этого Молдове, а также соседней Украине предложили подписать договор об ассоциации с ЕС. Что интересно, тексты договоров, подписанных обеими странами, оказались практически тождественны, без учета огромной разницы между ними по огромному числу различных параметров – территории, населению, структурному составу экономики, количественным и качественным показателям промышленности и сельского хозяйства и так далее. Почему все это не было учтено при составлении договоров с такими разными по масштабам и уровню развития странами? Рискнем предположить, что главной задачей этой «ассоциации» было низведение как Молдовы, так и Украины к самому низкому уровню, который в обыденной речи принято обозначать словом «плинтус».
Несмотря на то, что многих экономистов в РМ «терзали смутные сомнения» относительно целесообразности заключения договора об ассоциации с ЕС, их предупреждения не были услышаны дорвавшимися до власти проевропейскими партиями, коалиция которых усиленно продвигала подписание. В результате в 2014 году этот договор был подписан и сегодня, спустя семь лет, можно подвести первые итоги ассоциации с ЕС. «Смутные сомнения», которые испытывали объективные и беспристрастные экономисты, полностью оправдались.
В первую очередь оправдались опасения в том, что заключенный договор об ассоциации с ЕС приведет к проблемам с экспортом на рынки России и стран ЕАЭС. Для защиты своего рынка от реэкспорта товаров из Евросоюза через Молдову Россия ввела таможенные пошлины, что привело к резкому сокращению экспорта молдавской сельскохозяйственной продукции. При этом рынок Евросоюза в определенной степени приоткрылся для молдавских товаров, но компенсировать потерю огромного российского рынка это не могло. Кроме того, квоты на экспорт молдавских товаров, высокие требования к качеству продукции и упаковки на рынке ЕС привели к тому, что молдавские производители, потеряв российский рынок, так и не смогли попасть на рынок европейский.
В результате при экспорте в ЕС молдавские аграрии не смогли использовать даже те квоты, которые были им предоставлены. В период 2015-2017 гг. тарифная квота на виноград использовалась практически на 100% (45% в первые 7 месяцев 2018 года), а квота на сливу – от 62% в 2015 году и 75% в 2016 году до 100% в 2017 году. В то же время квота на яблоки в прошлые годы использовалась минимально, а затем использование увеличилось лишь до 5% в 2017 году (в первые 7 месяцев 2018 года эта квота использовалась на 3%, хотя следует отметить, что период сбора урожая лишь начался). К сожалению, другие тарифные квоты остались неиспользованными.
При этом, в соответствии с подписанным соглашением, Молдова практически полностью открыла свой рынок для западных товаров. Вот что говорит один из ведущих экономистов Молдовы Михаил Пойсик:«Реализация соглашения была запущена уже с сентября того же [2014] года. В частности, на 90% наименований товаров были обнулены импортные пошлины. А на оставшиеся 10% мы обязались их аннулировать равными долями, начиная с этой же даты по трём группам: в течение 3, 5 и 10 лет.
Таким образом, к настоящему времени пока полностью не обнулена только третья группа. Например, согласно приложению, XV-D мясо свинины с начальной пошлиной в размере 20% от стоимости товара плюс €200 за тонну и куры – соответственно 20% и €100 за тонну сегодня ввозятся по ставкам вдвое меньшим. В итоге у Молдовы нарастающие бюджетные потери и выдавливание национальных производителей с внутреннего рынка.
Но кроме этого Евросоюз обезопасил себя и предельными квотами на беспошлинный импорт. Исходя из приложений XV-А и XV-C, нам лимитировался ввоз в течение года только 1 тыс. т томатов, 220 т чеснока, 5 тыс. т винограда, 20 тыс. т яблок, 5 тыс. т сливы, 500 тонн виноградного сока, 4,5 тыс. т свинины, 600 т птицы и т.д. Но, помимо этого, в приложении XV-B было предусмотрено и установление входных цен на огурцы, кабачки, абрикосы, вишню и т. п. с тем, чтобы лишить молдавских производителей ценовых конкурентных преимуществ».
Проблемы молдавской экономики, возникшие в результате ассоциации с ЕС, заключаются и в том, что экспорт сменил не только свою направленность с восточного рынка на западный, но и структуру. На Западе востребованы в основном примитивное сельскохозяйственное сырьё –орехи, пшеница, кукуруза, подсолнечник, рапс, соя и продукция в давальческом режиме по документации и из материалов заказчика. Для её производства необходима лишь дешёвая рабочая сила. А на Востоке, и прежде всего в России, востребован совсем другой перечень, при экспорте которого из Молдовы добавленная стоимость остается в стране.
Открытие рынка для западных товаров ударило по молдавским производителям. Так по сравнению с 2013 годом импорт свинины в 2018 году вырос в 1,6 раза до $12,8 млн, мяса птицы в 2 раза – $7,8млн, молочной продукции в 1,4 раза – $23,8 млн., семян кукурузы в 2,3 раза – $11,7 млн., семян подсолнечника в 3,5 раза – $23,5 млн. Да и сахара в 3,5 раза – $5,4 млн, пива в 4,5 раза – $6,7 млн.
Фактически обнуление импортных пошлин и рост доли импортных товаров на внутреннем рынке Молдовы включают своеобразный «финансовый пылесос», который возвращает деньги, присылаемые молдавскими гастарбайтерами из Европы, обратно в ЕС. В результате Евросоюз, получив дешевую рабочую силу из Молдовы, возвращает обратно значительную часть финансов. С чем остается сама Молдова?
Последствия ассоциации с ЕС приводят не только к структурным изменениям во внешнеторговом обороте РМ, но и к изменениям в структуре промышленности, сельского хозяйства и экономики в целом. А это, в свою очередь, приводит и к социальным изменениям в молдавском обществе. И все эти изменения имеют отнюдь не позитивный характер. Можно смело утверждать, что последствиями заключенного договора об ассоциации с Евросоюзом является деградация страны, ее экономики и социально-культурной сферы.
Не отрицая необходимости развития торговых отношений с ЕС, следует констатировать, что в нынешней форме существующий договор об ассоциации невыгоден и неприемлем для Молдовы и требует коренного пересмотра.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram