Настоящая суровая зима накрыла не только Россию. Ледяной фронт прошел через Европу, Северную Америку и даже Азию. В Берлине замерзли все каналы и другие водоемы, замерзло польское побережье Балтийского моря, чего не было уже давно. Мороз и снегопады пришли в Грецию, Испанию, Турцию. Снег выпал даже в Израиле, Ливане и Саудовской Аравии. Британские СМИ уже окрестили этот феномен «зверем с Востока».
Впрочем, сильнее всего ледяной фронт прошелся по США. В Техасе из-за морозов объявлена чрезвычайная ситуация. Туда впервые за более чем 100 лет пришли аномальные для региона морозы. Жертвами стихии стали не менее 10 человек.
Комментируя ситуацию в граничащем с жаркой Мексикой Техасе, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил: «Здесь [в Техасе], конечно, газ бы не помешал». Таким образом официальный представитель Кремля дал властям США понять, что им следует больше думать об энергоснабжении Техаса, чем о том, как помешать окончанию строительства российского газопровода «Северный поток - 2».
Замечание, безусловно, справедливое. Особенно, учитывая, что по горькой иронии судьбы Техас является в США главным производителем углеводородов. На этом фоне странно наблюдать за тем, как Вашингтон из кожи вон лезет, пытаясь помешать строительству «СП-2», обрекая на дефицит топлива еще и Европу. По словам Д. Пескова, «Северный поток - 2» является хорошим проектом, который важен для энергетической безопасности Европейского континента, «особенно в условиях турбулентности с климатическими изменениями».
Полагаю, сегодня даже самые яростные критики проекта в Европе, традиционно пытающиеся выставить его политическим инструментом Москвы, должны прикусить языки, чтобы не раздражать замерзающих сограждан. Даже идиоту видно, что проект нужен, так как имеющихся мощностей явно недостаточно, и в Старом Свете уже наблюдается нехватка голубого топлива.
Как сообщили на прошлой неделе в «Газпроме», холода истощают запасы газа в Европе, где из подземных хранилищ отобрано уже 55,5 млрд кубометров, что на 27,6% больше, чем за всю прошлую зиму, что демонстрирует хорошие перспективы спроса на газ компании в 2021 году.
«Ледяной атмосферный фронт, накрывший Европу в феврале, привел к истощению запасов газа в подземных хранилищах. Согласно Gas Infrastructure Europe, запасы газа в европейских ПХГ упали ниже 40%, хотя всего 11 дней назад уровень был около 50%», – говорится в сообщении российского газового концерна.
Ранее Gas Infrastructure Europe сообщал, что хранилища газа в Европе заполнены на 42,65%, что на 4,86 пункта ниже среднего показателя за последние пять лет. По данным портала, на главном газовом рынке Европы – в Германии запасы сократились до 34,17%, в Австрии – до 45,28%, Чехии – до 41,08%, Польше – до 52,27%, а во Франции – до 30,07%
Стоит отметить, что в Европе, помимо России, основными поставщиками газа были Норвегия и Нидерланды, однако эти страны испытывают определенные проблемы. Так в Нидерландах из-за внутренних проблем правительство объявило о прекращении добычи газа с 2022 года и закрытии ключевого месторождения. В Норвегии добыча сокращается уже не первый год, а новые месторождения считаются рентабельными лишь при высоких ценах на топливо.
Проблему нехватки газа в Европе могли бы решить США (собственно, они так стремились вытеснить «Газпром», чтобы занять его место), но там из-за холодов банально замерзают скважины. Так что вся надежда Европы исключительно на «Газпром».
Казалось бы, последнему остается только радоваться, и в руководстве концерна радости не скрывают – в январе Россия поставила исторический рекорд по экспорту газа в Европу: продано 19,4 млрд кубометров, что на 6,1 млрд кубометров (45,4%) больше, чем в январе прошлого года. В частности, Германия закупила газа больше на 32,4%, Италия – на 21,5%, Турция – на 20,8%, Франция – на 77,3%, Нидерланды – на 21,2%, Польша – на 89,9%.
Кроме того, больше начал закупать Китай: месячный объем поставок за январь превысил контрактные обязательства на 2,5% и в 2,9 раза – показатель прошлого января.
Рост спроса стимулирует рост цены. Если летом прошлого года на фоне пандемии цена на европейских спотовых рынках падала до 40 и даже 30 долларов за тысячу кубометров, то в текущем году «Газпром» ожидает среднюю цену на газ в 170 долларов, а рейтинговое агентство АКРА и вовсе прогнозирует рост до 182 долларов и до 200 долларов к 2022 году.
Впрочем, тут нужно немного спустить с небес на землю читателя, воодушевленного заголовками российских СМИ о том, что Европа замерзает и никуда от нас не денется. Действительно, отметка заполнения хранилищ в 50% является своеобразной психологической чертой, но едва ли ситуацию можно назвать катастрофической. Остающихся объемов (напомню, на фоне неопределенности с «Северным потоком - 2» и украинским транзитом в европейские ПХГ были закачаны рекордные объемы) Европе хватит, чтобы пережить зиму. В крайнем случае тот же «Газпром» всегда сможет нарастить прокачку через Украину. Правда, придется доплатить Киеву, но оно того стоит как для России, так и для Европы.
Стоит также отметить, что сегодняшняя рекордная цена на газ – явление временное и сезонное. Холода отступят, цена снова откатится, к тому же есть вероятность того, что производители СПГ, которые сегодня в массе ринулись на азиатские рынки, вернутся в Европу, тесня «Газпром».
Кстати, об азиатских рынках. В последнее время много шума было вокруг Китая, крупнейшего потребителя в регионе, и газопровода «Сила Сибири». Не очень хорошо разбирающиеся в ситуации «эксперты» в один голос твердили, что скоро Китай нам заменит Европу.
Не совсем ясно, когда будет это «скоро». Пока вот неумолимые цифры: «Сила Сибири» рассчитана на 38 млрд кубометров газа в год, в то время как проектная мощность одного только «СП-2» составляет 55 млрд. То есть Европа еще очень долго будет вне конкуренции. Одна только Германия который год становится крупнейшим импортером российского газа.
Китай, который отказался от американского СПГ еще в 2018-м, действительно, стал больше закупать у России. Однако надо понимать, что из-за конъюнктурных соображений, а вовсе не из-за любви к нашей стране и желания помочь заработать «Газпрому». В прошлом году он активно закупал газ у тех же европейцев, когда цена на спотовых рынках стремилась к нулю.
Как сообщала в декабре Лента.ру, спустя ровно год после запуска газопровода «Сила Сибири» в Китай по нему прокачано всего 3,84 млрд кубометров. Таким образом, по мнению издания, «Газпром» признался, что планы по поставкам на 2020 год, которые ранее составлял не менее 5 млрд кубометров (при этом минимальный объем, прописанный в контакте, составлял 4,25 млрд) оказались сорваны.
При этом контракт составлен по принципу «бери или плати», что означает, что Пекин должен доплатить за невыбранный газ. Однако по факту выгода, полученная Пекином от покупки дешевого газа в Европе, многократно покрывает эти издержки.
О чем это говорит? О том, что Китай – партнер не особо надежный, и в любой момент, если найдет более выгодного поставщика, может и вовсе оставить нас с трубой, ведущей в никуда, в которую Россия вбухала огромные деньги. Кстати, в КНР не особо скрывают, что этот вариант для них – запасной (в конце концов, помимо США, есть и другие поставщики СПГ, например Туркмения, газ который Пекин практически прибрал к рукам). Да и в «Газпроме» выражали сомнения в том, что проект вообще когда-то окупится, признавая, что он «некоммерческий».
Если «некоммерческий», то какой? Чисто пиар-проект, чтобы показать, что у нас есть альтернатива Европе? Или «подработка» для подрядчиков?
Можно не доверять Ленте.ру, у которой явно предвзятое отношение к «Силе Сибири», но все же стоит напомнить о ее расследовании, согласно которому проект создавался в спешке, строился с нарушениями, и нынешней ресурсной базы Чаяндинского месторождения может просто не хватить для покрытия таких объемов. Это уже дало почву для разговоров о «Силе Сибири - 2», а значит, о новых деньгах, которые могут оказаться зарыты в землю.
Надо еще раз подчеркнуть, что основным покупателем российского газа была, есть и будет Европа. Когда она замерзает, сразу же замолкают противники «СП-2». Но это быстро проходит, когда начинает теплеть. И тогда снова начинаются разговоры о необходимости диверсификации поставщиков газа. А также о скорой неизбежности полного перехода к «зеленой энергетике».
Стоит обратить внимание на тот факт, что ЕС в разгар экономического кризиса, спровоцированного пандемией, не отказался от финансирования «зеленой сделки» (план движения к климатической нейтральности и радикальному снижению уровня выбросов парниковых газов в атмосферу к 2050 году). Почему-то многие подумали, что европейцы просто с жиру бесятся, идя на поводу у «зеленых» (а ведь те фактически лоббируют отказ от энергетической зависимости от внешних игроков, в первую очередь от России и загрузку заказами производителей всяких «ветряков», т. е. это важный вопрос и политики, и экономики). Но сегодня очевидно, что это долгосрочный тренд, отказывать от которого Европа не намерена даже под суровыми, но редкими атаками генерала Мороза. Процесс замены ископаемого топлива на ВИЭ может замедляться, но не остановится. Декарбонизация ЕС – это пусть и медленная, но смерть нынешней модели российской экономики. И критически важно, чтобы таким выводом не пренебрегали ни в «Газпроме», ни в правительстве России.
Некоторые эксперты уже сегодня говорят о необходимости переориентации экономики России с учетом новых реалий. Так директор Института Европы РАН Владислав Белов утверждает, что трубы «северных потоков» и украинской ГТС можно будет использовать для транспортировки в Европу водорода, но вопрос этот вызывает горячие споры в экспертном сообществе. Многие ученые выражают сомнения, что это технически осуществимо. Как и в том, что Россия сможет дать нужный объем этого топлива, которое Европа, в конце концов, может получить и от других поставщиков или вырабатывать сама.
Однозначно можно сказать, что Россия сегодня запаздывает с готовностью к новым форматам энергетического сотрудничества с Европой, и спасает её пока исключительно неготовность самой Европы. Процесс декарбонизации оказался более долгим, чем многим в ЕС казалось, но он неизбежен.
Кроме того, даже в нынешней газовой отрасли растет конкуренция, и «Газпром» теряет клиентов, а значит – прибыль. Как сообщает Федеральная таможенная служба, доход концерна от экспорта газа резко упал в прошлом году – на 39,6%, или до $ 25,25 млрд. Физический объем экспорта газа сократился на 9,7% – до 199,2 млрд кубометров.
Очевидно, что покрыть эти убытки, равно как и скрыть от общественности очевидный провал привычной стратегии развития бизнеса компании за победными реляциями о сокращении запасов в Европе, росте цен и необходимости строительства новых «Сил Сибири» едва ли возможно. Однако ощущения, что в «Газпроме» это осознают со всей серьезностью, нет.
23 февраля стало известно, что Совет директоров единогласно избрал А. Миллера председателем правления на новый пятилетний срок. Кроме того, руководство монополии во всех неудачах прошлого года винит коронавирус и не демонстрирует планов снижения размера дивидендов.
По мере потери внешних рынков неизбежно придется обращать внимание на внутренний. Он, конечно, потерь не компенсирует и близко, но ситуация там весьма скорбная и ее надо как-то разруливать. Дело в том, что в стране, являющейся крупнейшим в мире экспортером газа, огромное количество граждан не имеет доступа к голубому топливу – в их населенные пункты проводить газ считается нерентабельным. Кстати, некоторые из них могут сказать спасибо «Силе Сибири», благодаря близости к которой они смогли получить заветную трубу для себя, но и то это была скорее пиар-акция российских властей. При этом «Газпром» регулярно рапортует об освоении новых миллиардов на газификацию России. Однако на сегодняшний день она составляет около 70% (а до 100% она доведена лишь в 11 регионах).
Много это или мало? Конечно, можно вспомнить, что в 2000 году этот показатель составлял всего 49% (при этом сельская местность была газифицирована всего на четверть), но это не успокаивает.
Как заявил в 2019 году помощник главы администрации президента Кирилл Молодцов, уже к 2025 году реально повысить уровень газификации до 82%, на что потребуется 1 триллион рублей. В «Газпроме» говорят о возможных 100% к 2030 году.
Вообще-то, заговорили там об этом не случайно – президент страны этого потребовал. В июне прошлого года Владимир Путин поручил правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ при участии «Газпрома» и других заинтересованных организаций обеспечить поэтапное завершение газификации страны к 2024 и 2030 гг..
Что ж, возможно, потеря внешних рынков и впрямь подстегнет процесс газификации для жителей страны, которые десятилетиями ждут газ. Плохо другое: так и неясно, когда же наша экономика закончит цепляться за «газовую иглу»? Неужели до тех пор, пока недра окончательно истощатся? Не будет ли тогда слишком поздно?
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram