Появление в начале 1990-х годов на политической карте Приднестровской Молдавской республики (ПМР) стало результатом одного из самых серьезных на постсоветском пространстве военных конфликтов. Молдавия, которая никогда не признавала и, по всей видимости, не признает независимость ПМР, всегда стремилась найти поддержку у международного сообщества в своем стремлении вернуть утраченную территорию. Особое внимание в Кишиневе уделяли сотрудничеству по данному вопросу с Киевом, где интерес к проблеме Приднестровья в последние годы все больше стал увязываться с местной повесткой дня.
Встреча президентов Украины и Молдавии Владимира Зеленского и Майи Санду в начале года дала понять, что обе страны готовят настоящее наступление на Приднестровье, которое грозит серьезными социально-экономическими и гуманитарными последствиями для республики и ее жителей.
Как известно, приднестровский конфликт остается в замороженном состоянии уже почти три десятилетия. Непризнанная ПМР, расположенная на левом берегу Днестра, находится под защитой России, чьи миротворцы являются гарантией мира на этой земле. Все попытки реинтеграции Приднестровья в состав Молдавии за все эти годы не принесли никакого результата, в чем Кишинёв всегда обвинял Москву. Для молдавских политиков решение приднестровского вопроса является таким же первостепенным, как и проблема Крыма для Киева, что является одним из объединяющих основ украинско-молдавского сотрудничества.
При этом на Украине свое стремление активно участвовать в решении проблемы Приднестровья объясняют вопросами национальной безопасности. Киев убеждает всех, что после событий 2014 года нахождение в ПМР российских миротворцев представляет серьезную угрозу региональной стабильности, в том числе и с точки зрения территориальной целостности Украины. Неслучайно, еще в 2016 году Киев и Кишинев проводили активные консультации по данному вопросу по линии министерств обороны. Единственное, что за последние годы сумел организовать Киев, это ухудшить транспортное сообщение ПМР с внешним миром. С 2014 года самолеты российских авиакомпаний вынуждены облетать воздушное пространство Украины, а Москва теперь не может проводить ротацию своего воинского контингента через Одессу.
С приходом на пост президента Молдавии проевропейски и открыто русофобски настроенной М. Санду контакты между Кишинёвом и Киевом резко возросли. При этом основой для активизации отношений стала ситуация вокруг Приднестровья. Как показывают последние события, Санду и Зеленский решили сделать все, чтобы за период своей каденции усложнить жизнь ПМР с целью заставить непризнанную республику пойти на уступки. Исходя из встречи президентов двух стран, можно сделать вывод о выработанных ими нескольких основных направлений давления на Тирасполь.
Во-первых, речь идет о создании условий для ухудшения транспортного сообщения ПМР с внешним миром. В частности, Украина и Молдавия намерены построить магистральную автодорогу между столицами двух стран в обход Приднестровья с целью «активизации двусторонней торговли и упрощения транзитного сообщения». По словам Санду, речь идет о трассе Кишинев – Сорока – Ямполь – Киев. Таким образом, территория ПМР будет исключена из транспортного сообщения между двумя странами, что нанесет серьезный удар по транзитному статусу Приднестровья, а значит, и по его экономике.
Кроме того, Украина с 1 сентября текущего года запретит въезд на свою территорию автомобилям с номерами ПМР. Пересечение границы будет возможно только при наличии номерных знаков нейтрального образца и наклейки MD на стекле. При этом, как отмечали в МИД непризнанной республики, согласованный в 2018 году механизм регистрации нейтральных номерных знаков сегодня имеет ограниченный характер, так как из-за «созданных Молдавией препятствий не дает возможности всем категориям граждан Приднестровья участвовать в международном движении, исключая также грузовой и пассажирский автотранспорт». Данные проблемы носят абсолютно конкретный характер и даже оформлены Миссией ОБСЕ в соответствующий документ, который является частью актуальной повестки переговорного процесса. Однако в Киеве на это предпочитают не обращать внимания и за стол переговоров садиться не намерены.
Во-вторых, это давление в сфере энергетики. Согласно последним заявлениям, Кишинёв и Киев решили сделать все, чтобы взять под свой контроль энергетические потоки Приднестровья. Стоит напомнить, что в ПМР находится Молдавская ГРЭС, которая является важным источником пополнения бюджета республики, в том числе и за счет экспорта электроэнергии в Молдавию. Работает станция на российском газе и способна полностью покрывать потребности ПМР в электроэнергии.
Недавние заявления Санду и Зеленского свидетельствуют о том, что Киев и Кишинев решили нанести удар по всей энергосистеме Приднестровья за счет развала нынешней логистики доставки газа в регион. С одной стороны, Молдавия, которая получает российский газ через территорию ПМР, планирует переориентировать свои закупки на Румынию, для чего уже построен туда газопровод. В текущем году Кишинёв рассчитывает обеспечить до 75% своих потребностей в газе за счет этого направления, а значит, и сократить экспорт, идущий с территории Приднестровья. С другой стороны, Санду на переговорах с Зеленским договорилась об увеличении находящиеся в украинских подземных хранилищах объемов газа для РМ, а также о восстановлении поставок и транзита электроэнергии из Украины в ее страну и Румынию. Таким образом, сегодня уже готовится почва для того, чтобы производство электроэнергии в ПМР стало невыгодным, а бюджет республики был бы лишен поступлений от транзита газа и работы Молдавской ГРЭС.
В-третьих, это попытка ухудшить торгово-экономическое положение ПМР, в том числе за счет сокращения ее торговли с Россией и странами Евразийского экономического союза. Формально это прикрывается борьбой с «контрабандой», но на самом деле речь идет о той части вполне легальных экспорта и импорта Приднестровья, которая не контролируется Кишиневом.
Молдавия уже не раз пыталась при помощи Киева ограничить самостоятельную торговлю ПМР. Например, еще в 2006 году была предпринята попытка организовать блокаду за счет таможенных постов на украинско-приднестровской границе, однако тогда она не увенчалась успехом. В 2017 году Кишинев и Киев снова приняли решение об установке на границе Украины и ПМР совместных таможенных пунктов, хотя запуск их так и не состоялся. По всей видимости, с приходом к власти Зеленского и Санду этот шаг все же будет реализован, что вполне может означать начало реальной торговой блокады Приднестровья.
Кишинев и раньше делал все возможное, чтобы максимально усложнить жизнь непризнанной республики, блокируя ее импорт и экспорт. Молдавские пограничники даже в период пандемии в 2020 году препятствовали свободному пропуску в ПМР грузов с медикаментами из ЕАЭС. С учетом согласованных действий с Киевом Молдавия в будущем вполне может добиться своих целей, создав невыносимые условия для предприятий Приднестровья.
Необходимо отметить, что действия Кишинёва уже не первый год оказывают серьёзное давление на экономику ПМР, которую Молдавия всеми силами пытается взять под свой контроль. Это уже привело к тому, что за последние годы приднестровский экспорт в Россию сократился с 50% до 12%, а в ЕС, наоборот, вырос и приближается к 40%. Большинство предприятий ПМР все больше стали проявлять заинтересованность к выходу на европейский рынок, который предлагает для них Кишинев. Поэтому в случае дальнейшего внешнего давления на Тирасполь приднестровский бизнес вполне может перейти на сторону Молдавии, что приведет регион к очередному политическому кризису.
В-четвертых, это международное давление, в котором Киев и Кишинёв решили объединить свои усилия. По итогам встречи Зеленского и Санду стало известно, что стороны намерены расширять двустороннее сотрудничество в рамках так называемого президентского совета. По словам молдавского лидера, данная инициатива станет «важным шагом на пути установления стратегических отношений». Как считают аналитики, на самом деле созданный совет нужен не только для Санду, стремящейся усилить свой политический статус внутри страны и расширить влияние на внешнеполитический курс Молдавии, но и для Зеленского, пытающегося закрепить решающую роль Киева в региональной повестке дня.
Учитывая тот факт, что, помимо стремления в НАТО и ЕС, одним из основных вопросов молдавско-украинского сотрудничества на сегодня является проблема Приднестровья, «президентский совет» будет заниматься координацией совместных усилий по давлению на Тирасполь. При этом делаться это будет под знаком борьбы с российским влиянием в регионе и необходимостью защиты национальных интересов Украины и Молдавии. Об интересах жителей ПМР ни в Киеве, ни в Кишинёве предпочитают не думать.
Таким образом, все последние заявления Украины и Молдавии свидетельствуют об активизации их действий на приднестровском направлении. Киев и Кишинев, объединившись на общей антироссийской платформе, в очередной раз будут пытаться «разобраться» с ПМР, невзирая ни на какие условности и возможность социально-гуманитарной катастрофы в регионе. Политические амбиции и русофобия не позволяют нынешним украинским и молдавским политикам сесть за стол переговоров с Тирасполем, а значит, эскалация региональной напряжённости неизбежна.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram