Обмен военнопленными в Донбассе: оборотная сторона медали - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

Обмен военнопленными в Донбассе: оборотная сторона медали

Омбудсмен ДНР, представитель республики в Минской подгруппе по гуманитарным вопросам Дарья Морозова 12 февраля в очередной раз сообщила о нежелании республики к новым обменам военнопленными до тех пор, пока украинская сторона не выполнит своих обязательств по процессуальной очистке ранее освобождённых пленных.

 «Обращаю внимание: мы добиваемся от украинской стороны выполнения обязательств по процессуальной очистке уже более 12 месяцев. Нашу позицию в этом вопросе поддерживает координатор от ОБСЕ. Однако в ответ представители Киева в основном просто отмалчиваются, […] нет понимания, как долго Украина намерена продолжать саботаж. При этом именно от Киева и его позиции на переговорной площадке сегодня зависит как развитие темы обмена, так и будущее Минского процесса в целом», – заявила Морозова.

Вполне вероятно, что стороны не могут найти консенсус по данному вопросу отнюдь не только из-за отсутствия процессуальной очистки – в предыдущих обменах участвовали десятки граждан ЛДНР, россиян и жителей Украины, которых Киев якобы просто выпустил под домашний арест с тем, чтобы сразу после обмена вновь подать их в розыск.

Помимо амнистии для всех участников обмена, есть куда более серьёзные факторы, вызывающие недовольство в Луганске и Донецке. В первую очередь это кандидатуры тех, кого в Киеве вносят в списки на обмен. Как правило, Украина старается отправить в ЛДНР не ополченцев или политзаключённых, которые действительно участвовали в тех или иных протестных акциях. Вместо них в списки вносят заключённых – однофамильцев тех, кого подавали на обмен республики. Порой в списки попадают абсолютно случайные люди, причём не всегда по своей воле. Потом на линии разграничения они просят представителей ОБСЕ вернуть их в тюрьму, а украинская сторона радостно отчитывается о «сепаратистах, отказавшихся ехать на территорию ЛДНР».

Не менее распространённая практика – обменивать тех, кому осталось до конца срока всего несколько месяцев, а порой и несколько дней (во время обмена 2017 года один из собратьев по несчастью был освобождён за два дня до обмена и вынужден был в ожидании обмена ночевать у друзей). Киев старается максимально вместо ополченцев внести в список более или менее «случайных» людей, осуждённых за посты в социальных сетях, советскую символику и т. д.

Также среди лиц, которых Украина пытается обменять на своих боевиков, часто встречаются заключённые родом из Донецка и Луганска, осуждённые по криминальным статьям, которым специально для последующего обмена дополнительно инкриминируют так называемые политические» статьи. К сожалению, в прошлых обменах присутствовало немало откровенных уголовников, которые уже в ЛДНР попытались жить привычной для них жизнью. Из той группы людей, с которыми автор статьи освобождался из плена 27 декабря 2017 года, уже к лету 15 человек оказались в местах не столь отдалённых.

Впрочем, из тех, кому удалось освободиться из украинского плена, вернуться к нормальной жизни удаётся далеко не всем. Республиканские власти предоставляют освобождённым из плена людям кров, минимальное медицинское обеспечение и даже немного поддерживает их финансово, однако, к сожалению, до сих пор не решён вопрос психологического сопровождения и ресоциализации. А психологическая помощь, учитывая через что пришлось пройти бывшим ополченцам и политическим заключённым, бывает критически важна.

Автор с известным конструктором и танкостроителем Юрием Апухтиным

Скажем прямо – многие, проведя в застенках и тюрьмах годы (причём в пониженном статусе – стараниями СБУ к «сепарам» в украинских тюрьмах отношение достаточно негативное), оказываются не способными вернуться в общество. Некоторые вновь оказываются в тюрьмах или ведут асоциальный образ жизни. Многие до сих пор живут в пунктах временного размещения – общежитиях, выделенных для проживания тем, кто лишился жилья в связи с боевыми действиями или же попал в ЛДНР впервые. Последним приходится тяжелее всего: многие из тех, кто прошёл обмен, оказываются в Луганске или Донецке в полном одиночестве. И если у молодых людей есть возможность поехать на заработки в Россию или подписать контракт с Народной милицией, то пожилым или тем, кто потерял в украинских застенках здоровье, приходится очень непросто.

Всё, что на сегодняшний день республики готовы предоставить прошедшему процедуру обмена (и несколько месяцев проверки МГБ) человеку – внутренние документы, минимум медицинской помощи, место в общежитии и 10-15 тыс. рублей «подъёмных». Для тех, кому приходится начинать жизнь буквально с нуля, этой помощи явно недостаточно.

В такой ситуации оказалась Надежда Козлова из города Часов Яр (сейчас на оккупированной Украиной территории). В ноябре 2014 года девушка подорвала гранатой себя и двух пытавшихся изнасиловать её украинских военнослужащих. Насильники погибли, а Надежда потеряла кисть, взрывом также раздробило ноги. Находясь в Мариупольском СИЗО, девушка родила. Её перевели в Черноморскую исправительную колонию для беременных и молодых матерей в Одесской области. В колонии её надолго разлучили с новорожденной дочкой; из-за тягот режима начался остеомиелит.

К счастью, когда в январе 2018 года Надежда Козлова оказалась в Донецке, врачам Республиканской травматологической больницы удалось спасти ей левую ногу, однако самостоятельно передвигаться Надежда практически не может. На сегодняшний день девушка проживает в пункте временного размещения в Донецке. Молодая мама выживает на пенсию по инвалидности и пособие по уходу за ребенком – всё вместе немногим более 7 тыс. рублей. Надежде нужны новые операции и протезы, но денег едва хватает на жизнь. Вся надежда на волонтёров, однако в последние годы ручеек благотворительной помощи становится всё уже…

Бывают, конечно, истории со счастливым концом. Отставной подполковник Вячеслав Жук (позывной Тайга) в 2014 году работал в городской администрации Полтавы. В силу возрастных ограничений Вячеслав не мог вступить в ополчение, однако нашёл другой, куда более значимый способ помочь республикам – он сообщал в Донецк о вылетах украинской боевой авиации с находящегося неподалёку аэродрома. Одному Богу известно, сколько жизней спас Вячеслав – уже к августу украинские ВВС понесли такие потери, что использование авиации пришлось прекратить.

Вячеслав Тайга Жук

На беду, СБУ вычислило героя, в сентябре 2015 года его арестовали, и жизнь на долгие годы превратилась в бесконечный кошмар. В Донецке после обмена пенсионер оказался 27 декабря 2017 года один-одинёшенек – в прошлый раз в Донбассе он был ещё в 1980-х. К счастью, история о той помощи, которую он оказывал ЛДНР и за которую заплатил свободой и здоровьем, стала достоянием общественности, и на какое-то время Вячеслав стал местной знаменитостью. Ему помогали военные и гражданские; порой люди просто приходили пообщаться, познакомиться с ним. Уже через год после обмена Вячеслав Жук, как отставной офицер Советской армии, получил российское гражданство и достойную пенсию, проживает в Ростовской области. Повезло, что история Вячеслава стала достоянием общественности, в противном случае жить бы ему в пункте временного размещения ещё очень долго…             

Людям, которые освобождаются из украинского плена, но не имеют в ЛДНР ни кола, ни двора, приходится в прямом смысле слова беречь каждую тряпку. Иногда помогают волонтёры, иногда – Красный Крест, однако помощь эта едва ли может удовлетворить ежедневные человеческие нужды и потребности. Порой кажется, что таким образом правительство республик «стимулирует» прошедших обмен идти в Народную милицию. Благо вербовщики появляются уже в первые дни.

Впрочем, для кого-то армия становится не обузой, а призванием. Артём Лепс попал в украинские застенки ещё в июне 2014 года за то, что распространял газету «Новороссия». Благодаря помощи друзей, ранее вступивших в ополчение, оказался участником самого первого обмена, состоявшегося в сентябре 2014-го. За неимением альтернативы Артём вступил в ополчение (в те дни Народная милиция только формировалась) и нашёл себя. Недавний торговый агент оказался в аду Донецкого аэропорта, затем последовали Фащевка и Никишино, Дебальцево и другие горячие точки. Лепс провёл на передовой в буквальном смысле годы – к счастью, без серьёзных травм и ранений. Служит он и сегодня – снова на передовой, причём в звании майора. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Артём Лепс (слева) и Одесса (лицо скрыто из соображений безопасности)

К сожалению, просто вырваться из украинских застенков порой оказывается недостаточно – многие оказываются не в состоянии вернуться к нормальной жизни после перенесённых издевательств и пыток, а потому ещё долго страдают от посттравматического синдрома. В Луганске и Донецке, увы, на сегодняшний день нет ни одной программы, направленной на реабилитацию и ресоциализацию людей, прошедших через украинские тюрьмы. Что удивительно, учитывая, что через большие и малые обмены (часто стороны обмениваются малыми партиями военнопленных по 5-10 человек) прошло множество защитников Донбасса и его идейных сторонников.

Однофамилец автора, по совпадению побывавший в том же СИЗО и даже по той же статье, Владимир (позывной Сосна) – редкий пример несгибаемости. Освободившись в 2014 году из украинского плена, узнал, что родной дом и всё имущество находится на подконтрольной Украине территории и всё, что было можно, разграбили мародёры из ВСУ. К счастью, Владимир не пал духом и сегодня является одним из руководителей питомника «Ёлы-палы» под Самарой – одного из лучших в своём роде предприятий. К сожалению, это скорее исключение, чем правило.     

   Владимир Сосна (слева)

Кому-то достаточно вновь обретённой свободы – дальше человек сам становится на крыло и больше ему не нужно никакой помощи. Однако для многих возврат к нормальной жизни оказывается слишком долгим и болезненным. Хочется верить, что в Луганске и Донецке, наконец, поймут, что помощь недавним военнопленным – вопрос сложный и комплексный, требующий серьёзной работы.

Впрочем, для этого нужно начать ценить своих сторонников, ценить людей и их лояльность. А этому республикам ещё предстоит научиться. 

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram    

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1749
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика