«Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда – воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте, в телефоны звоните, телеграммы с почтамтов шлите, не сдавайтесь, до последнего мига боритесь, воюйте. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убежденностью, настырностью. Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба...» (Майя Плисецкая)
К уже устоявшемуся образу женщины-матери, женщины-хранительницы семейного очага жизнь добавляла и добавляет новые характеристики. Теперь женщины – это выдающиеся профессионалы, талантливые политики, ученые, меценаты. Киргизстанки здесь не исключение.
Укротительница футбольного мяча
В республике есть немало женщин, которые занимаются несвойственным для прекрасного пола делом. Одна из них Айдана Оторбаева – футболистка, основательница футбольного клуба «Маэстро». Спортсменке всего 24 года. Успехи Айданы ломают стереотипы общества в отношении девушек. Она доказала, что на футбольном поле женщины не хуже мужчин. Для своего возраста она достигла серьезных высот, является обладательницей многих трофеев и наград. В ее школе футбола занимаются будущие чемпионы и чемпионки республики. Девушка намерена построить собственное футбольное поле, которое будет отвечать европейским стандартам.
В разгар пандемии коронавируса Айдана создала волонтерское движение «Сообща». Добровольцы, рискуя здоровьем, помогали медперсоналу в стационарах и «красных зонах», а также всем горожанам, кто столкнулся с бедой. «Врачам нужна была помощь, элементарно бегать по этажам, носить еду и убирать за больными. И вы забываете, что до волонтерства была совсем другая жизнь. Все было хорошо, каждый занимался своим делом. Наверное, эта ситуация внесла и некоторые позитивные изменения в мышление и в отношение людей друг к другу. Эта ситуация показала, что наши люди очень добрые, и благодаря людям мы вышли из этой ситуации», – вспоминает девушка.
В этом году футболистка была номинирована на престижную премию Merit Award Ассоциации профессиональных футболистов (PFA). Премия вручается за выдающиеся заслуги в футболе. Впервые награда была вручена в 1974 году чемпиону мира (в составе сборной Англии) Бобби Чарльтону. Позже ее удостоились такие именитые футболисты, как Пеле, Фрэнк Лэмпард, Дэвид Бекхэм. К сожалению, Айдане не удалось выиграть эту награду, но она стала обладательницей специальной премии от FIFpro под названием FIFpro Hero.
«Для меня эта награда значит многое. Я понятия не имела, что моя небольшая волонтерская деятельность принесет мне столько добра и радости. Даже сейчас я принимаю это как аванс. Я буду и хочу всегда руководствоваться сердцем и быть на стороне добра и мира. Я посвящаю эту награду каждому из вас! Спасибо за ваши добрые и храбрые сердца!» – отметила спортсменка и волонтер.
Айдана планирует и дальше заниматься развитием и популяризацией футбола в нашей стране. «С помощью футбола можно решить множество вопросов, касающихся равенства и не только. В будущем планирую реализацию каких-то проектов в регионах, потому что мне оттуда пишут многие девушки, которые хотят играть в футбол, но их родители против и не понимают. Они думают, что это не женское дело».
Голубоглазый боец с душою ангела
Марию Небогу в Киргизии многие знают, как маму особенной девочки Даши. Вот уже 12 лет Маша воспитывает ребенка с детским церебральным параличом в тяжелой форме. Молодая женщина с глубокими голубыми глазами и стальным стержнем бойца пытается обратить внимание властей и общества на семьи, в которых есть особенные детки. В 2016 году Мария обратилась с письмом к президенту страны через социальную сеть, подняв вопрос оказания помощи матерям детей с ограниченными возможностями, подчеркнув, что государственная помощь не доходит до самых нуждающихся. Обращение было написано в стихотворной форме, так как женщина еще со школьной скамьи пишет стихи.
После общественного резонанса тогдашний руководитель аппарата президента страны и вице-премьер-министр провели совещание по вопросам господдержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Глава аппарата Фарид Ниязов отметил, что обращение Марии Небоги подняло вопросы социальной защиты и поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью и стало своего рода сигналом для государственных органов.
Мария родилась в городе Ноокат Ошской области, но ради дочери переехала в Бишкек. Устроилась на работу в центр для таких же деток. Ее вместе с дочкой в первое время поселили… в подвале.
Мария не стала бы примером для подражания для многих, если бы смирилась с ситуацией. Несмотря на все испытания, что уготовила ей судьба, боль, отчаяние, предательство близкого человека, поиск средств на реабилитацию и борьбу за жизнь и здоровье ребенка, женщина не падает духом, а идет только вперед. Своим примером она показала, что даже в таких непростых жизненных обстоятельствах не стоит ставить крест на себе и опускать руки. Мария во второй раз вышла замуж, закончила курсы SMM, сейчас ведет три небольших проекта в соцсетях, а чуть больше года назад в молодой семье появился второй малыш Ванечка.
Вот уже в четвертый раз в преддверии Нового года Маша в сети «Фейсбук» запустила акцию «Аяз–Кыз (Снегурочка) для особенного ребенка». Любой желающий может стать волшебником или волшебницей для ребенка, выбрав его анкету в специальном альбоме, и подарить заветный подарок.
«Эта акция – не способ поправить материальное положение семьи. Ее задача в том, чтобы подарить детям радость общения и ощущение приближающегося праздника. В этом году акция прошла в четвертый раз. Если в первый год у нас было 70 детей, то в прошлом году было больше 200, в этом году людей, которые откликнулись, было тоже много, и это несмотря на то, что год был очень сложный. Признаться, честно, я очень устаю во время этой акции и нервничаю. Но понимаю, что это приносит детям радость, – говорит Маша. – Не знаю, насколько я мотивирую людей, которые столкнулись с такой же бедой, но если это так, то я очень рада. Я через многое прошла, и думаю, что, если кто-то будет опираться на мой опыт и не повторит ошибок, которые были у меня, это будет здорово. Я давно придерживаюсь принципа «не жалеть не о чем». Я человек с синдромом отличника, и это моя проблема. Осуждение доставляет мне душевный дискомфорт. Очень тяжело воспринимала ту гадость, которую обо мне писали после обращения к президенту. Но люди не понимают, что, когда ребенок нуждается в лечении, маме приходится засунуть свою гордость очень глубоко, ребенок дороже всего. Я ни о чем не жалею и иду только вперед. Уже 12 лет я ухаживаю за своим ребенком, которого дал мне Господь таким, какая она есть. Пока человек умеет сострадать, не жалеть, а именно сострадать, он остается человеком. Такие детки, как моя дочь, учат людей именно этому».
Легендарная «мама»
Сегодня нельзя не отдать дань памяти и подлинной национальной героине Киргизии Токтогон Алтыбасаровой. Легендарная женщина в военные годы взяла под свою опеку 150 обессиленных и голодных детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда.
История юной девушки из села Курменты Иссык-Кульской области не может не тронуть сердце. Будучи маленькой, она присматривала за младшими братом и сестрой. Мама сильно болела, и ребятишки рано осиротели. Курменты – отдаленное горное село, где сплошь было киргизское население, а Токтогон вдруг, слушая радио, заговорила на русском языке. А потом самостоятельно выучила еще и арабский язык. Ее уважительно называли «ходячей энциклопедией».
Ей было шестнадцать, когда началась война. Несмотря на юный возраст, Токтогон сразу назначили секретарем комитета комсомола, а после того, как председателя поселкового совета забрали на войну, молодую активистку поставили на его место. В 1942-м в Киргизию из блокадного Ленинграда привезли 150 детей.
«Их привезли на барже 27 августа 1942 года. В селе собрали 10 бричек и поехали встречать ребятишек, – вспоминает сын Токтогон-апы Марат Абдиев. – По словам мамы, на них было страшно смотреть: скелеты, обтянутые кожей, испуганные, голодные, полуголые. Самым маленьким – не больше двух лет. Она встречала измученных детей вместе с врачами, на глаз определяла возраст малышей, на ходу придумывая им имена и фамилии. Некоторые детишки не знали, как их зовут, а требовалось выписать им свидетельство о рождении. Из соседнего рабочего поселка к ней приходили в сельсовет за справками русские специалисты. Она у них спрашивала: «Как ваша фамилия? А как зовут вашу маму, сестру?» И потом вписывала их имена и фамилии в метрики детей».
На первое время детей разместили в доме барачного типа. Сначала Токтогон отпаивала малышей молоком, по две-три чайных ложечки в час. Больше им сразу давать было нельзя. Да и сельчане помогали как могли. Несли картошку, айран, молоко, муку. Так и выходили детей. Позже был открыт детдом, где ребята прожили до 1952 года. После работы Токтогон все время проводила здесь: занималась уборкой, стиркой, готовила еду. Спустя 10 лет детский дом закрыли, и ее «дети» разъехались по всему Советскому Союзу. Кто-то вернулся в Ленинград, другие остались в Киргизии. Апа (на киргизском «мама») встречалась со многими своими воспитанниками. Они приезжали к ней на Иссык-Куль, а она ездила на встречу с ними в Ленинград.
По словам сына, женщина до конца своих дней помнила имена спасённых ленинградских ребятишек. Токтогон Алтыбасарова жила очень скромно и никогда не жаловалась на маленькую пенсию, не имела никаких льгот и никого ни о чем не просила. Легендарной «мамы» не стало летом 2015 года на 93 году жизни, но память о ней жива не только в Киргизии, но и далеко за ее пределами.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram