На прошлой неделе председатель Европейского совета Шарль Мишель совершил турне по трем странам «Восточного партнерства» – Молдавии, Грузии и Украине. И хотя по итогам поездки не принято каких-то прорывных решений, не сделано каких-либо громких заявлений, она оказалась весьма знаковой. По сути, она знаменует начало нового этапа в противостоянии Запада и России и новую роль в нем Европейского союза.
Во всех трех республиках Мишеля встречали с воодушевлением. По словам президента Молдавии Майи Санду, его решение посетить страну является «символом поддержки молдавских граждан». Она поблагодарила еврочиновника за то, что тот «находится с ними в тяжелое время». Премьер Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что визит Мишеля показывает, что регион имеет стратегическое значение для ЕС. Президент Украины Владимир Зеленский же обратил внимание на то, что европейские партнеры оказывают республике поддержку по целому ряду вопросов.
Надо понимать, что визит Мишеля ожидали во всех трех странах не просто так. Во всех них наблюдается острый политический кризис и визита представителя ЕС, тем более столь высокого, ждали с нетерпением как визита некоего внешнего арбитра, который поможет решить внутренние проблемы.
В Грузии в октябре прошлого года прошли парламентские выборы, на которых правящая партия «Грузинская мечта» в очередной раз одержала победу, получив почти половину голосов, однако оппозиция этого не признала. Избранные депутаты совершили демарш, отказавшись от мандатов и перенеся активность за стены парламента. Сегодня правящая партия сидит в парламенте в гордом одиночестве в то время, как оппозиция «бузит» на улицах. Ситуация еще больше обострились на фоне судебного преследования лидера оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД) Ники Мелии, в качестве ответа на которое оппозиция объявила бессрочную акцию протеста и требует досрочных выборов.
В ноябре прошлого года состоялись выборы и в Молдавии – президентские, и они также стали началом нового витка кризиса (перманентный кризис продолжается в этой стране уже более 10 лет). Победившей на них Майе Санду нужен подконтрольный парламент, в нынешнем его составе большинство по-прежнему у ныне оппозиционной Партии социалистов и распустить парламент законными методами пока не удается.
На Украине политический кризис также перманентен. Тут дело и в непрекращающейся гражданской войне, и в конфликте президента Зеленского с Конституционным судом, и в последних его шагах, связанных с преследованием оппозиции и закрытием оппозиционных каналов. Рассказывать о политическом кризисе на Украине можно вообще часами.
Ш. Мишель последовательно подбодрил власти и Грузии, и Украины, и Молдавии. Санду он заявил, что ЕС поддерживает ее в борьбе с «коррумпированным парламентом», в Грузии фактически выступил посредником между властью и оппозицией, пообещав предоставить площадку для переговоров в Брюсселе, а Зеленского также заверил в поддержке всех его инициатив и пообещал сохранение антироссийских санкций до тех пор, пока не будут выполнены Минские соглашения.
Ну и, конечно, он всем пообещал помочь с вакцинами и другую помощь в борьбе с эпидемией. Это, впрочем, можно считать очередным дружеским похлопыванием по плечу. Европа не только не стремится ни с кем делиться вакциной, которой ей самой не хватает, но и денег просто так давать. А вот в политической поддержке можно не сомневаться. Тем более что все три страны объединяет не только их общее советское прошлое и принадлежность сегодня к «Восточному партнерству», но и натянутые отношения с Россией, и многолетнее их использование Западом в качестве раздражителя для Москвы.
Характерно то, что единственная страна, где Мишель встречался как с властью, так и с оппозицией, – это Грузия. И то, очевидно потому, что оппозиция там еще более русофобская, чем власть, в то время как в Молдавии и на Украине она скорее пророссийская. При том, что грузинская оппозиция не имеет большинства в парламенте, а молдавская имеет. И на Украине считающаяся пророссийской «Оппозиционная платформа» имеет вторую по численности фракцию. Нет, с ними Мишель встречаться не стал. Не стал он встречаться и с журналистами закрытых оппозиционных каналов «112 Украина», NewsOne и ZIK, которые недавно создали новый канал, тут же закрытый. Журналистов даже не пустили к почтовому ящику представительства, когда они хотели оставить письмо для Мишеля. Такие вот стандарты демократии. Ничего удивительного.
Еще один примечательный момент: в Грузии Мишель посетил село Хурвалети недалеко от границы с Южной Осетией, а на Украине побывал на КПВВ «Счастье» в Луганской области. Жест можно рассматривать в лучшем случае как чисто символический, т. е. демонстрацию солидарности с реваншистскими намерениями Киева и Тбилиси, а в худшем – как осмотр мест перспективного удара для доклада руководству о готовности к его нанесению.
В общем, что бы там ни заявляли сам Мишель и представители Грузии, Молдавии и Украины о целях его визита, последний носил подчеркнуто антироссийский характер.
Для начала стоит напомнить, что же такое вообще это пресловутое «Восточное партнерство». Впервые о нем заговорили еще в 2004-м после присоединения к ЕС трех бывших советских республик: Латвии, Литвы и Эстонии. Уже тогда в Брюсселе замахивались на расширение влияния на постсоветском пространстве, хотя о дальнейшем расширении ЕС в этом направлении речи, разумеется, не шло. Под стремлением ЕС к налаживанию связей с другими республиками – Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной – скрывалось две задачи: экономическая и политическая. Экономическая состояла в том, чтобы получить новые рынки сбыта. Как это работает – в одностороннем порядке – мы увидели на примере интеграции Украины. Глобальная цель была пойти еще дальше, выйдя через эти страны на российский рынок, однако Россия предусмотрительно закрылась от европейской экономической экспансии после победы» «майдана» на Украине.
Политическая же задача состояла в окончательном уводе этих стран из сферы влияния Москвы и создании вокруг России «санитарного кордона».
Изначально все складывалось успешно в Грузии, на Украине и в Молдавии, где путем «цветных революций» к власти пришли прозападные силы, однако Азербайджан, Армения и Белоруссия эти сценарии не повторили. Белоруссия была и остается главным союзником России на постсоветском пространстве и изменить это Западу никак не удается вот уже более 20 лет. Азербайджан упорно хранит нейтралитет (и это ему позволяет экономическая независимость, основанная на углеводородах), а Армения после определенных колебаний все же выбрала ЕАЭС, хотя и сохраняет верность соглашению о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС.
Таким образом, по факту в «Восточном партнерстве» остались только Грузия, Молдавия и Украина. И визит столь высокопоставленного европейского чиновника может свидетельствовать об интенсификации работы ЕС в этом направлении. По сути, он призван продемонстрировать властям этих стран поддержку ЕС и провести, что называется, ревизию геополитической обстановки, в которой эти государства выступают вассалами Запада и инструментами противостояния с Россией.
Еще одним важным фактором является то, что этот визит проходит на фоне самого серьезного с 2014 года охлаждения между Москвой и Брюсселем, связанного с ситуацией вокруг Навального и акций протеста оппозиции, а также последовавших за ними санкций.
Напомню, в феврале в Россию приезжал верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, и этот визит также стал знаковым. Знаковым в том плане, что обозначил низшую точку во взаимоотношениях ЕС и России и окончательно поставил крест на устремлениях тех, кто все еще верил в возможность создания единого пространства от Владивостока до Гибралтара. Сама поездка была формальностью, по факту она была призвана лишь зафиксировать очевидное – очередной виток охлаждения отношений. Боррель изначально ехал с невыполнимыми требованиями, фактически с ультиматумами, и едва ли кто всерьез верил, что Москва их примет. Тут нужно было, чтобы именно за Россией осталось последнее слово и оно звучало бы как «нет!». «Москва демонстративно оттолкнула протянутую руку Брюсселя» – примерно так описывали итоги визита евродипломата европейские СМИ. «Катастрофой и унижением» назвала поездку европейская версия международного издания Politico.
Некоторые европейские политики даже призвали Борреля уйти в отставку, сочтя его виновным в слишком мягком давлении на Россию. Многие изначально отговаривали его ехать. Не думаю все же, что это была его частная инициатива и искреннее желание диалога с Москвой. Уверен, что это было исключительно символический и ритуальный жест Брюсселя, которому нужен был повод, чтобы сказать: ну мы хотели, как лучше, а Москва…
Попытку восстановить нормальные отношения между ЕС и Российской Федерацией можно считать провалом, у которого будут долгосрочные последствия, писал в прошлом месяце руководитель отдела Восточной Европы и главный редактор русской редакции DW Кристиан Триппе. По его мнению, ЕС столкнулся, пожалуй, с самым крупным поражением в своей еще молодой истории дипломатии, и это не может и не остаться без последствий, когда ЕС через какое-то время будет коренным образом пересматривать свою стратегию в отношении России. Дальнейшие санкции, по его словам, неизбежны, а значит, предел еще не достигнут.
И вот санкции введены, правда, скорее, символические, но в конце марта еще предстоит саммит ЕС, один из главных вопросов которого будет – что делать с Россией. И, судя по всему, предел действительно не достигнут.
В Брюсселе, кстати, не могут не понимать, что Москва будет отвечать. И не только санкциями на санкции. Но и высылкой послов, как это было с теми европейскими дипломатами, которые оказались участниками протестных акций. Дошло и вовсе до того, что Сергей Лавров заявил, что Россия готова к разрыву отношений с Евросоюзом. Едва ли это было угрозой, формулировку министра в Москве попытались максимально смягчить, но сигнал, думаю, был услышан. И интерпретирован как неизбежность новой фазы противостояния.
Да, именно, новой фазы, потому что предыдущее противостояние носило скорее символический характер, и меры ЕС против России сводились к поддержке американских санкций и осуждающих нашу политику заявлениям. Последний раз, когда Европа реально совершала активные шаги против нас, – это та самая евроинтеграция Украины и маневр европейских послов, ставший точкой отчета к свержению В. Януковича.
Теперь все может измениться, и Европа может вновь предпринять реальные недружественные шаги, к этому ее будут подстегивать как извне, так и снаружи – приход к власти администрации Дж. Байдена в этом смысле символичен. Байден обещает возвращение Америки и евроатлантического единства. И сегодня уже очевидно, какой будет плата за него – помощь Вашингтону в противостоянии России и Китаю. Очевидно, что «ястребы» в Европе этот сигнал восприняли и уже начали кампанию по созданию почвы для конфронтации с нашей страной. Несмотря на то, что эта конфронтация Европе не только не нужна, но и вредна, Евросоюз будут неизбежно настраивать на нее. Опять же сохранение «Северного потока – 2» может стать взяткой европейскому бизнесу, больше всего страдающему от этой конфронтации. За это Европе придется расплачиваться, ввязываясь в холодную войну на других направлениях.
И основные направления удара обозначены: постсоветское пространство – та его часть, где у ЕС уже есть сильное влияние. Так что визит Мишеля можно рассматривать как проверку «боеготовности» Грузии, Молдавии и Украины накануне нового политического «наступления» на Москву.
И как знать, только ли политического? Не просто так Украина все чаще говорит о необходимости выхода из Минских соглашений и фактически начала усиливать эскалацию в Донбассе, а в регион зачастили европейские военные?
Кроме того, вновь пошли разговоры о возможности разморозки приднестровского конфликта. По некоторым данным, Санду в ходе встречи с Зеленским договорилась о наложении санкций на руководителей ПМР, в Киеве уже решили перестать пускать машины с приднестровскими номерами…
Ну и понятно, что никто не собирается оставлять в покое Белоруссию, которая много лет является костью в горле у врагов России. В ней после президентских выборов также разразился политический кризис, от попыток сыграть на котором Запад явно не откажется. И здесь главную роль тоже будет играть Европа, а не США, у которых с Белоруссией давно не осталось никаких связей.
Жаль, но, похоже, ждать конструктива от Брюсселя в обозримом будущем точно не придется.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram