Явные признаки подготовки вооруженных формирований Украины к эскалации конфликта для одних экспертов служат свидетельством скорого полномасштабного наступления, для других выглядят попыткой Киева максимально напугать Донецк и Луганск повышением ставок в политической игре в надежде выбить уступки на переговорах о мирном урегулировании.
Вполне достоверными и одинаково вероятными представляются четыре сценария развития событий, в числе которых как усиление огня по населенным пунктам и позициям защитников Донбасса без попыток передвинуть линию разграничения, так и наступление по всему фронту – либо со штурмом укрепленных городов, либо в обход с целью поскорее выйти на границу республик с Россией.
Прогноз, будто масштабные боевые действия начнутся 15 марта, постигла участь множества подобных предсказаний. Сейчас называются новые даты, чаще всего решающая битва «переносится» на май сего года. Но если Киев и в мае не бросит войска в наступление, можно ли будет утверждать, что война останется вялотекущей на годы, а то и десятилетия?
Киев готовится к наступлению. «Шо, опять?»
Усиление обстрелов по всей линии боевого соприкосновения и стягивание в зону ООС военной техники, включая танки и реактивные системы залпового огня, – вовсе не единственные признаки подготовки Украины к широкомасштабному наступлению. Во-первых, Киев существенно увеличил закупки белорусского топлива, на которые, будь переброска бронетехники и РСЗО чисто средством запугивания, тратиться необязательно. Во-вторых, из больниц подконтрольных Украине городов (Константиновки, Краматорска, Мариуполя и др.) стали срочно выписывать гражданских больных, чтобы подготовить коечный фонд к приему раненых оосников. В-третьих, неспроста в Сети резко активизировались украинские спецы по информационно-психологическим операциям, делая массовые вбросы о якобы готовящихся «российских провокациях» и фейковом прибытии в Л/ДНР сотрудников «российских ЧВК».
Наконец, в-четвертых, в зону ООС явно неспроста зачастили делегации вооруженных сил стран Запада. В частности, 11 марта прибыл с визитом командующий Сухопутными войсками НАТО генерал-лейтенант Роджер Клотье, месяцем ранее – делегация из Польши во главе с генералом Мареком Соколовским. Инсайдеры сообщали и о гостях из Великобритании. А с Турцией, успешно курировавшей ту самую войсковую операцию Азербайджана в Карабахе, которая до сих пор не дает покоя киевским «ястребам», обозреватели связывают приземление в Киеве 14-15 марта пяти военно-транспортных самолетов C-17A Globemaster III, принадлежащих ВВС Катара, однако вылетевших из Стамбула. На борту могли находиться как вооружения, так и вооруженные наемники.
Есть мнение, будто если бы ВФУ готовились наступать, то не проводили бы в настоящее время ротацию, в частности, 35-й бригады морской пехоты на 10-ю отдельную горно-штурмовую бригаду. Но именно ложная ротация является удачным способом увеличить количество живой силы на передовой, новых боевиков перебросив, а прежних там оставив.
В повседневной жизни, получая по телефону либо электронной почте сообщение о минировании зданий, силовики в любой стране каждый раз выезжают по указанным адресам, эвакуируют людей и проверяют помещения. Ибо хотя большинство подобных сигналов ложные, все же известны случаи, когда взрывотехники в самом деле находили взрывные устройства. То же самое и с готовящимися наступлениями украинских боевиков в Донбассе – подготовка может закончиться как очередным «отбоем тревоги», так и полномасштабной битвой.
Атака дронов: почему сейчас
Примечательно, что известный военный обозреватель Юрий Котенок поделился прогнозом, по которому Украина решится на масштабную провокацию только на одном из участков фронта, использовав боевые беспилотники. Журналист предположил, что обострение могут приурочить к 17-18 марта, когда в Крыму будут проходить мероприятия в честь 7-летия воссоединения с Россией.
Если эта дата все же вызывает сильные сомнения, то активизация применения укрокарателями беспилотных летательных аппаратов уже стала фактом. 13 марта защитники обеих республик сбили по беспилотнику, использовавшемуся при корректировке огня. На следующий день террористы ООС сбросили с БПЛА самодельное взрывное устройство в районе села Ленинское на юге ДНР.
15 марта официальный представитель Народной милиции ЛНР Яков Осадчий сообщил о массовой установке на разведывательные дроны разведроты из состава 81-й аэромобильной бригады, прибывшей в район пгт Троицкое, устройств для сброса боеприпасов и самодельных взрывных устройств. В тот же день в НМ ДНР сообщили о попытке пролета в направлении Ленинского еще одного беспилотника с СВУ, но умелые действия расчета станции радиоэлектронной борьбы заставили «диверсанта» сбросить взрывчатку вдалеке от цели. Повторная же попытка запуска ударного БПЛА закончилась детонацией смертоносного заряда, нанесшего двум боевикам 36-й бригады множественные осколочные ранения.
Впрочем, мы предполагаем, что участившееся применение оосниками боевых беспилотников не связано с подготовкой провокации на одном из участков фронта. Просто применение минометов и гранатометов в последнее время стало все чаще заканчиваться метким ответным огнем защитников Донбасса. Запускать ударные дроны, используя опыт ИГИЛ (запрещенной в России), куда безопаснее, даже несмотря на риск детонации СВУ.
Четыре сценария
Военкор Дмитрий Астрахань написал в своем телеграм-канале о четырех реальных сценариях военных действий со стороны Украины: 1) полномасштабное наступление с попыткой выхода к границе республик с РФ в обход городских агломераций; 2) бои за большие города – Донецк, Луганск, Горловку; 3) захват отдельного района одного из городов способом, отработанным на пресловутых «жабьих прыжках»; 4) усиление обстрелов населенных пунктов, «так и не решившись на военные авантюры».
Последний вариант, по мнению Д. Астраханя, самый вероятный, но возможен и сценарий № 3. «Один быстрый "жабий прыжок", а дальше ОБСЕ, политика и информационный шум. При этом сама по себе военная часть действий закончится в первые пару дней. Риск вмешательства армии РФ в таком случае падает значительно, как и риски понести тяжелые потери в случае военной неудачи», – предполагает военкор.
«ВСУ по объективным причинам не способны на широкомасштабное наступление по всей линии соприкосновения. Но они могут попытаться откусить кусок территории, взяв под контроль, например, часть Горловки, чтобы Украина могла, так сказать, зайти на переговоры с козырей, с лучших позиций. Есть идея о том, что "Минск-2" надо переписать на более приемлемых условиях. Это может быть одной из целей обострения», – говорит о том же политолог Андрей Золотарев.
Собственно, многие эксперты сходятся во мнении, что вся шумиха с подготовкой к большому наступлению является хорошо срежиссированной постановкой для поднятия ставок на переговорах. Разыгрывать на минской переговорной площадке одни и те же спектакли, присвоив себе роль стороны, которая «выполняла, выполняет и будет выполнять Минские соглашения», Киеву стало слишком трудно. Ибо восклицать «Не верю!» следом за республиками и Россией уже начали и представители Европы. Значит, срочно нужен мастерский блеф, чтобы заставить противника спасовать.
Время собирать камни... и время вскрывать карты
Но в покере блеф заканчивается вскрытием карт, и если игроку с парой троек не удалось ввести в заблуждение противника с каре десяток, то проигрывает, разумеется, блефующий. Для Киева таким проигрышем станет именно переход боевых действий в горячую фазу, после которого бои пойдут вовсе не по его (Киева) сценарию.
В Союзе добровольцев Донбасса давным-давно заявляли, что единственно возможной развязкой вооруженного конфликта в регионе остались военные действия, которые закончатся победой одной из сторон. Время неминуемо покажет, что участники боев 2014-2015 гг. были правы. Нетрудно понять желание Москвы урегулировать конфликт миром, не используя войска для защиты проживающих в регионе граждан РФ. Но с нынешней украинской властью договориться просто невозможно, как ни пытайся. Требовать капитуляции Л/ДНР – вот и все, на что готовы ее киевские «сидельцы».
Что имеем? Украина очень хочет «перемогы», но наступать боится. Может, киевское командование и решилось бы на отчаянный шаг, однако предостережение Москвы услышали не только в украинской столице, но и в Вашингтоне, а без «отмашки» из-за океана ни главковерх Зеленский, ни кто-либо из командующих-генералов приказа о полномасштабном наступлении не отдаст.
Между тем и с вашингтонской «отмашкой» стопроцентной ясности нет. С одной стороны, абсолютно правы эксперты, утверждающие, что США устроит любой исход бойни: поражение карателей станет поводом для ужесточения антироссийских санкций, даже если защитники Л/ДНР победят без прямого вмешательства России. С другой стороны, во-первых, санкции – палка о двух концах, да и не факт, что удастся сорвать достройку «Северного потока – 2» – слишком сильно в ней заинтересована Германия. Во-вторых, правы, скорее всего, и предполагающие, что затевать «маленькую победоносную войну» именно в Донбассе Вашингтону невыгодно – лучше в той точке планеты, где шансы на успех выше.
Но есть мнение, что бойня на территории непризнанных республик может начаться без приказа из Киева и, соответственно, без «отмашки» дяди Сэма. Отморозки из бывших «добровольческих батальонов» вполне могут атаковать Донецк или Горловку по своему хотению, не желая ждать «милостей» от командования. Тем более ни главковерха, ни генералов, ранее уже, по сути, проигравших войну, они не уважают. А ведь свежую инициативу Офиса президента Украины пересмотреть уголовные дела осужденных боевиков «АТО», включая участников известного своими зверствами батальона «Торнадо», связывают именно с намерением вернуть их на фронт...
По-видимому, укрокарателей в Донбассе ждет самый настоящий Судный день. В том смысле, что он, согласно учению авраамических религий, обязательно наступит, но вот когда – о дне том и часе никто не знает. Хотя 15 марта поступило свежее сообщение, что вооруженные формирования Украины в зоне ООС прямо сейчас приведены в состояние полной боевой готовности.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram