Подписание Протокола о сотрудничестве и создании совместной образовательной инфраструктуры на территории Киргизии – таковым стал итог официального визита министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова в КР. Встреча на высшем уровне, проходившая 15-16 марта, была продиктована необходимостью конкретизации затронутых в ходе переговоров президентов Киргизии и России 25 февраля вопросов, сфокусированных на проблеме сохранения статуса русского языка в Стране небесных гор. Во время беседы со своим коллегой Владимир Путин тогда подчеркнул: «Со своей стороны будем делать все для того, чтобы реализовать возможности для киргизстанцев изучать русский язык у себя на Родине. Определенные планы у нас здесь есть, и мы тоже будем над этим работать».
Как показывает история функционирования русского языка в Киргизии, придание языку одного только статуса для того, чтобы он полноценно реализовывался, способствуя духовному и экономическому развитию страны, – капля в море. Об этом твердит статистика, согласно которой в 1989 году русским языком владело 98% населения страны, а спустя 30 лет, 20 из которых русский функционирует в статусе официального, – 38%.
Регрессивный процесс, осуществлявшийся вопреки государственным узаконениям, громким политическим заявлениям и исторической инерции, шел по мере того, как ветшала доставшаяся Киргизии в наследство от советского прошлого русскоязычная образовательная инфраструктура, полноценное функционирование которой в сегодняшних реалиях – залог успешной реализации страны в современных интеграционных процессах.
Помочь в ее восстановлении своему другу и стратегическому партнеру намерена Россия, предложившая киргизской стороне широкомасштабную программу сотрудничества в образовательной сфере, фундаментом которой в ближайшей перспективе станет строительство восьми общеобразовательных школ в населенных пунктах Киргизии, испытывающих наиболее острый дефицит школ с русским языком обучения. Большинство из них расположено на юге республики, где количество учащихся в русских классах иной раз достигает 50 человек. Южане не скрывают – огромный спрос на русскоязычное образование обусловлен в первую очередь социально-экономическими причинами: только по официальным данным в трудовую миграцию в Россию из Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей за последние два года до начала пандемии выехали около 700 тысяч человек.
Не лучшим образом ситуация складывается в столичных школах, проектная мощность которых испытывается количеством учеников, в два раза превышающим допустимые нормы. Так, в 26 самых переполненных школах Бишкека число учащихся в первых классах варьирует от 37 до 51 человека.
В ходе обсуждения плана строительства на территории Киргизии объектов образования министр просвещения России заверил, что при его реализации приоритетом для российской стороны станет не только создание полноценных условий и высокое качество образования, обеспечивать которое будут лучшие российские учителя и методисты, но и реализация национального компонента содержания обучения. «Мы совместно будем работать над тем, чтобы ребята в этих школах получали качественное образование, знали историю своей страны, национальный язык», – подчеркнул он, выразив в продолжение темы готовность перевести на киргизский язык материалы портала «Российская электронная школа», к которым в 2020 году обратились более 184 тысяч школьников и учителей Киргизии.
На этап практической реализации аналогичный проект строительства пяти школ уже вышел в Таджикистане. Напомним, что первые успешные шаги в этом направлении на территории Средней Азии Россия сделала еще полтора столетия назад, создав в регионе сеть русско-туземных школ, в которых были соединены лучшие просветительские традиции восточной и европейской цивилизаций.
Договорившись к августу текущего года подготовить всю необходимую проектную документацию школьных зданий, обе стороны высказались также за расширение стартовавшего в республике в 2019/2020 учебном году образовательно-гуманитарного проекта «Российский учитель за рубежом», являющегося частью комплексной работы Министерства просвещения России по повышению качества преподавания русского языка и обучения на русском языке за рубежом.
Согласно официальным данным, Киргизия стала второй страной-участницей проекта, география которого включает Таджикистан, Узбекистан, Монголию, Сербию и Вьетнам (в дистанционном формате). В настоящее время в республике трудится уже второй по счету десант из 29 российских педагогов русского языка и литературы, математики, физики, а также начальных классов, прибывших из 14 регионов Российской Федерации. «Они довольны условиями работы, – рассказал С. Кравцов. – Насколько мы знаем, довольны и директора школ, их коллеги, школьники. Планируется расширять этот опыт. Совместно с Минобрнауки Киргизии мы будем готовить новых учителей, которых также планируем направить в республику для преподавания русского языка».
Образовательной площадкой профессиональной подготовки педагогов для работы за рубежом, по замыслу руководства ведомства, станет одно из ведущих высших учебных заведений России – Российский государственный педагогический университет (РГПУ) им. Герцена, реализующий в настоящее время в Узбекистане широкомасштабный проект «Класс!» («Зур!»). К 2030 году в его рамках планируется провести переподготовку 30 тысяч узбекских учителей, существенно изменив в ближайшей перспективе уровень владения русским языком в республике.
Обсуждались и иные форматы сотрудничества в сфере повышения квалификации школьных учителей: организация курсов повышения квалификации для педагогов общеобразовательных школ по предметам естественно-научного и физико-математического направлений, а также по русскому языку как второму в российских вузах в дистанционном и реальном режимах; налаживание постоянных связей Российской академии образования с Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников КР, Кыргызской академией образования и педагогическими вузами с целью обмена опытом в разработке проблемно-тематических и программных модулей (адресных программ) повышения квалификации учителей. Также было озвучено предложение о рассмотрении возможности реализации пилотного проекта по прохождению педагогической практики лучшими выпускниками педагогических вузов Киргизии в школах России.
Не менее важный вопрос, затронутый в ходе обсуждений, касался планов Киргизии принять в 2024 году участие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Неудачный опыт, имевший место в 2006 и 2009 годах (оба раза республика занимала последнее место среди 70 стран мира), заставил руководство Министерства образования и науки КР приостановить в 2012 году участие в исследовании и пересмотреть в рамках образовательной реформы формы и методы образовательной деятельности. Поэтому предстоящее испытание позволит оценить не только уровень функциональной грамотности школьников, но и эффективность работы ведомства.
К участию в программе готовится и Россия, намеревающаяся в 2024 году в соответствии с майским указом Владимира Путина войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и, соответственно, перейти из двадцатки в десятку по программе PISA. «Более 10 лет участия в исследовании позволили России накопить серьезный опыт, – подчеркнул С. Кравцов, – и мы готовы им с Киргизстаном делиться».
По словам директора Федерального института оценки качества образования России Сергея Станченко, Российская Федерация участвует сразу в ряде международных исследований, поэтому основа для взаимодействия не должна исчерпываться только PISA. «Мы проводим еще PISA для школы, – рассказал он. – В последнее время в этом мероприятии участвуют целые субъекты России. У нас уже около 2 тысяч школ прошли эту процедуру, мы имеем огромную статистику, аналитику. Мы собираем данные с участвующих школ, видим практики, систему работы, можем сравнить школы, понять, что эффективно. Даже начали делать банк видеороликов с рассказами директоров, как они добились успеха».
Бесценным для Киргизии может стать также опыт участия России в Международном исследовании читательской грамотности PIRLS, по результатам которого страна занимает первое место, а также в Международном мониторинговом исследовании качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS. Согласно его данным, российские школьники входят в десятку лучших в мире.
Благодаря мудрым политическим решениям, шансов стать лучшими у киргизстанских школьников стало больше.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram