Россия инвестирует в будущее Киргизии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Россия инвестирует в будущее Киргизии

Подписание Протокола о сотрудничестве и создании совместной образовательной инфраструктуры на территории Киргизии – таковым стал итог официального визита министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова в КР. Встреча на высшем уровне, проходившая 15-16 марта, была продиктована необходимостью конкретизации затронутых в ходе переговоров президентов Киргизии и России 25 февраля вопросов, сфокусированных на проблеме сохранения статуса русского языка в Стране небесных гор. Во время беседы со своим коллегой Владимир Путин тогда подчеркнул: «Со своей стороны будем делать все для того, чтобы реализовать возможности для киргизстанцев изучать русский язык у себя на Родине. Определенные планы у нас здесь есть, и мы тоже будем над этим работать».

Как показывает история функционирования русского языка в Киргизии, придание языку одного только статуса для того, чтобы он полноценно реализовывался, способствуя духовному и экономическому развитию страны, – капля в море. Об этом твердит статистика, согласно которой в 1989 году русским языком владело 98% населения страны, а спустя 30 лет, 20 из которых русский функционирует в статусе официального, – 38%.

Регрессивный процесс, осуществлявшийся вопреки государственным узаконениям, громким политическим заявлениям и исторической инерции, шел по мере того, как ветшала доставшаяся Киргизии в наследство от советского прошлого русскоязычная образовательная инфраструктура, полноценное функционирование которой в сегодняшних реалиях – залог успешной реализации страны в современных интеграционных процессах.  

Помочь в ее восстановлении своему другу и стратегическому партнеру намерена Россия, предложившая киргизской стороне широкомасштабную программу сотрудничества в образовательной сфере, фундаментом которой в ближайшей перспективе станет строительство восьми общеобразовательных школ в населенных пунктах Киргизии, испытывающих наиболее острый дефицит школ с русским языком обучения. Большинство из них расположено на юге республики, где количество учащихся в русских классах иной раз достигает 50 человек. Южане не скрывают – огромный спрос на русскоязычное образование обусловлен в первую очередь социально-экономическими причинами: только по официальным данным в трудовую миграцию в Россию из Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей за последние два года до начала пандемии выехали около 700 тысяч человек.

Не лучшим образом ситуация складывается в столичных школах, проектная мощность которых испытывается количеством учеников, в два раза превышающим допустимые нормы. Так, в 26 самых переполненных школах Бишкека число учащихся в первых классах варьирует от 37 до 51 человека.

В ходе обсуждения плана строительства на территории Киргизии объектов образования министр просвещения России заверил, что при его реализации приоритетом для российской стороны станет не только создание полноценных условий и высокое качество образования, обеспечивать которое будут лучшие российские учителя и методисты, но и реализация национального компонента содержания обучения. «Мы совместно будем работать над тем, чтобы ребята в этих школах получали качественное образование, знали историю своей страны, национальный язык», – подчеркнул он, выразив в продолжение темы готовность перевести на киргизский язык материалы портала «Российская электронная школа», к которым в 2020 году обратились более 184 тысяч школьников и учителей Киргизии.

На этап практической реализации аналогичный проект строительства пяти школ уже вышел в Таджикистане. Напомним, что первые успешные шаги в этом направлении на территории Средней Азии Россия сделала еще полтора столетия назад, создав в регионе сеть русско-туземных школ, в которых были соединены лучшие просветительские традиции восточной и европейской цивилизаций.

       

Договорившись к августу текущего года подготовить всю необходимую проектную документацию школьных зданий, обе стороны высказались также за расширение стартовавшего в республике в 2019/2020 учебном году образовательно-гуманитарного проекта «Российский учитель за рубежом», являющегося частью комплексной работы Министерства просвещения России по повышению качества преподавания русского языка и обучения на русском языке за рубежом.

Согласно официальным данным, Киргизия стала второй страной-участницей проекта, география которого включает Таджикистан, Узбекистан, Монголию, Сербию и Вьетнам (в дистанционном формате). В настоящее время в республике трудится уже второй по счету десант из 29 российских педагогов русского языка и литературы, математики, физики, а также начальных классов, прибывших из 14 регионов Российской Федерации.  «Они довольны условиями работы, – рассказал С. Кравцов. – Насколько мы знаем, довольны и директора школ, их коллеги, школьники. Планируется расширять этот опыт. Совместно с Минобрнауки Киргизии мы будем готовить новых учителей, которых также планируем направить в республику для преподавания русского языка».

Образовательной площадкой профессиональной подготовки педагогов для работы за рубежом, по замыслу руководства ведомства, станет одно из ведущих высших учебных заведений России – Российский государственный педагогический университет (РГПУ) им. Герцена, реализующий в настоящее время в Узбекистане широкомасштабный проект «Класс!» («Зур!»). К 2030 году в его рамках планируется провести переподготовку 30 тысяч узбекских учителей, существенно изменив в ближайшей перспективе уровень владения русским языком в республике.

Обсуждались и иные форматы сотрудничества в сфере повышения квалификации школьных учителей: организация курсов повышения квалификации для педагогов общеобразовательных школ по предметам естественно-научного и физико-математического направлений, а также по русскому языку как второму в российских вузах в дистанционном и реальном режимах; налаживание постоянных связей Российской академии образования с Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников КР, Кыргызской академией образования и педагогическими вузами с целью обмена опытом в разработке проблемно-тематических и программных модулей (адресных программ) повышения квалификации учителей. Также было озвучено предложение о рассмотрении возможности реализации пилотного проекта по прохождению педагогической практики лучшими выпускниками педагогических вузов Киргизии в школах России.

Не менее важный вопрос, затронутый в ходе обсуждений, касался планов Киргизии принять в 2024 году участие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Неудачный опыт, имевший место в 2006 и 2009 годах (оба раза республика занимала последнее место среди 70 стран мира), заставил руководство Министерства образования и науки КР приостановить в 2012 году участие в исследовании и пересмотреть в рамках образовательной реформы формы и методы образовательной деятельности. Поэтому предстоящее испытание позволит оценить не только уровень функциональной грамотности школьников, но и эффективность работы ведомства.

К участию в программе готовится и Россия, намеревающаяся в 2024 году в соответствии с майским указом Владимира Путина войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и, соответственно, перейти из двадцатки в десятку по программе PISA. «Более 10 лет участия в исследовании позволили России накопить серьезный опыт, – подчеркнул С. Кравцов, – и мы готовы им с Киргизстаном делиться».

По словам директора Федерального института оценки качества образования России Сергея Станченко, Российская Федерация участвует сразу в ряде международных исследований, поэтому основа для взаимодействия не должна исчерпываться только PISA.  «Мы проводим еще PISA для школы, – рассказал он. – В последнее время в этом мероприятии участвуют целые субъекты России. У нас уже около 2 тысяч школ прошли эту процедуру, мы имеем огромную статистику, аналитику. Мы собираем данные с участвующих школ, видим практики, систему работы, можем сравнить школы, понять, что эффективно. Даже начали делать банк видеороликов с рассказами директоров, как они добились успеха».

Бесценным для Киргизии может стать также опыт участия России в Международном исследовании читательской грамотности PIRLS, по результатам которого страна занимает первое место, а также в Международном мониторинговом исследовании качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS.  Согласно его данным, российские школьники входят в десятку лучших в мире.

Благодаря мудрым политическим решениям, шансов стать лучшими у киргизстанских школьников стало больше. 

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2377
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика