Исторические романы, которые изобилуют описанием самых запутанных интриг, меркнут перед хитросплетениями молдавской политики и неожиданными поворотами сюжета. Чем можно объяснить такую особенность политической жизни Молдовы? Скорее всего, в ее основе лежит крайне редко встречающаяся логика подавляющего большинства представителей политического класса этой страны, которая заключается в том, что во главу интересов и большинства поступков ставится исключительно личный или узкопартийный интерес, а не общепринятые в цивилизованном мире стандарты для политиков.
Что самое интересное и характерное в этом отношении – чаще всего поступки и действия, недопустимые в цивилизованном мире, совершают именно те, кто призывают следовать в качестве образца «европейским ценностям» и «нормам демократии». Один из таких политиков – Майя Санду – является в настоящее время президентом Республики Молдова.
Победив на президентских выборах за счет активного голосования диаспоры на избирательных участках в Европе, где не было возможности полностью проконтролировать избирательный процесс и поэтому результаты вызвали серьезные сомнения, Санду приступила к переформатированию парламента, где партия PAS, которую она возглавляла до президентских выборов, имела всего 15 депутатских мандатов из 101. Для роспуска парламента был выбран путь отставки правительства, при котором в случае двух неудачных попыток утвердить новое, парламент может быть распущен.
При первой попытке, когда Санду выдвинула на пост премьера вице-председателя PAS Наталью Гаврилицу, предложенное правительство не получило ни одного голоса в парламенте. Тогда в процесс формирования правительства включилось парламентское большинство, созданное ПСРМ и платформой «За Молдову», и предложило кандидатуру Марианны Дурлештяну на пост премьера. Однако Санду в нарушение Конституции, что зафиксировал Конституционный суд, отказалась подписывать указ о назначении Дурлештяну кандидатом.
Это происходит в то время, когда фактически все парламентские партии, кроме PAS, высказались в пользу необходимости назначения постоянного правительства и переноса выборов на более поздний срок в связи с катастрофической экономической и эпидемиологической ситуацией в стране. Положение, действительно, очень тяжелое. В стране наблюдается ежедневный рост числа заболевших коронавирусом, в Кишиневе больничные места для тяжелобольных закончились и людей уже размещают в больницах ближайших к столице райцентров. При этом Молдова стала последней страной в Европе, где началась вакцинация. На сегодняшний день поступает только вакцина AstraZeneca индийского производства, которую в Европе не используют.
В этих условиях Санду настаивает на роспуске парламента и проведении досрочных выборов с правительством, которое не является полномочным и не обладает всеми правами, необходимыми для управления страной даже в обычной ситуации, не говоря уже об экстраординарной. При этом проведение досрочных выборов в существующей эпидемиологической ситуации грозит новым всплеском коронавируса.
После того как Конституционный суд подтвердил, что президент обязан, согласно Конституции, выдвинуть в премьеры предложенную парламентским большинством кандидатуру, Санду объявила о проведении консультаций с парламентскими фракциями. При этом фракция социалистов согласовала с президентом, что в консультациях фракции ПСРМ примет участие Игорь Додон, который после завершения президентской каденции вернулся на пост председателя партии. Фракция социалистов была последней в расписании консультаций, и в то время, когда Додон с однопартийцами находился у президента, выдвинутый ими кандидат в премьеры Марианна Дурлештяну опубликовала в Facebook заявление об отказе выдвигаться в премьер-министры.
А сразу после окончания консультаций Санду на брифинге для прессы объявила о выдвижении в премьеры и. о. председателя PAS Игоря Гросу.
Было бы неправильным представлять действия Санду как выражение ее собственной четкой позиции и принципиальной линии поведения. Вся деятельность партии PAS с момента ее создания и до инаугурации Санду в качестве президента страны проходила под опекой Фонда Сороса, финансировавшего различные НПО в Молдове, руководители которых, в том числе и И. Гросу, составили ядро руководства PAS, а общее руководство осуществлялось из посольства США в Кишиневе. Так, например, вице-спикер парламента от PAS, вице-председатель этой партии Михай Попшой свою политическую карьеру начал в качестве сотрудника американского посольства, о чем он сам любит сообщать.
Ну а для иллюстрации влияния американского посла Дерека Хогана на Санду можно упомянуть о том, что, по информации депутатов, участвовавших в последних консультациях президента с парламентскими фракциями, Д. Хоган в это время находился в здании администрации президента. Очевидно, что и самоотвод М. Дурлештяну, которая пока работает в Лондоне в международной кредитной организации, также произошел не без его влияния.
На следующий день депутаты Партии социалистов обжаловали в Конституционном суде выдвижение Гросу на пост премьера, поскольку он был выдвинут в тот момент, когда никакого документального отказа Дурлештяну еще не поступило – сообщение в Facebook не может считаться таковым. В то же время парламентское большинство, со своей стороны, собрало 53 подписи в поддержку кандидатуры Владимира Головатюка, который недавно был назначен послом Молдовы в Российской Федерации.
В пятницу Конституционный суд рассматривал жалобу депутатов-социалистов на выдвижение Гросу и отказался приостановить действие указа Санду. При этом рассмотрение указа на предмет его соответствия Конституции перенесено на вторник 22 марта.
Кроме этого, еще одним резонансным событием стало посещение парламента генеральным прокурором Александром Стояногло, в ходе которого он подал заявление о лишении депутатской неприкосновенности двух депутатов платформы «За Молдову», которые поддержали выдвижение в премьеры Владимира Головатюка. Просьба о лишении иммунитета связана с расследованием дела о краже миллиарда долларов из банковской системы Молдавии. Этот вопрос должен быть рассмотрен в выходные дни юридической комиссией парламента и во вторник вынесен на голосование на пленарном заседании парламента.
Таким образом, из парламентского большинства пытаются «выдернуть» два голоса, которые могут понадобиться при голосовании за утверждение правительства Головатюка. Именно так охарактеризовал заявление прокурора депутат Денис Уланов – один из тех, в отношении кого было подано заявление генерального прокурора. Однако тут пока неясно, чем закончится попытка подключения Генеральной прокуратуры к политическим процессам. Ранее Петр Жардан, второй депутат, который фигурирует в заявлении генерального прокурора, уже подвергался лишению неприкосновенности. Это было в период, когда пост премьер-министра занимала Санду. Однако тогда Генеральная прокуратура не смогла обосновать применение каких-либо мер к нему.
Вполне возможно, что решение парламента по этим двум депутатам оставит им возможность участвовать в работе законодательного органа без ограничений.
Строить прогнозы на то, каким будет окончательное решение КС, крайне сложно. По аналогии с устройством, которой называют «генератором случайных чисел», Конституционный суд Молдовы можно назвать «принтером случайных вердиктов», связь которых с Конституцией очень часто уловить довольно сложно. Если жалоба депутатов ПСРМ будет удовлетворена, то назначению В. Головатюка на пост премьера вряд ли сможет кто-то помешать. Если же кандидатом в премьеры, утвержденным Конституционным судом, станет И. Гросу, то досрочные выборы, которые являются катастрофическим сценарием для страны, станут как никогда близки к реальности.
Утверждение премьера в парламенте без Партии социалистов проблематично, а голосовать депутаты ПСРМ за Гросу не будут ни при каких условиях. Об этом в пятницу заявил И. Додон. «Я уверен, что мы не будем голосовать за правительство Гросу. Я уверен, что наши избиратели не хотят, чтобы мы голосовали за утверждение этого правительства», – заявил он. При этом политик допустил, что этот состав правительства может быть утвержден голосами других парламентских фракций.
«Если это правительство будет утверждено, то это произойдет без голосов социалистов, но я уверен, что если это правительство уйдет, то это произойдет при помощи голосов ПСРМ», – подвел итог лидер ПСРМ.
Таким образом, в очередной раз решающее слово остается за Конституционным судом, который во вторник определит, по какому сценарию будут развиваться события в Молдове.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram