Казахстанский бизнес заинтересован в разрешении проблем Евразийского союза - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.04.2025 |

Казахстанский бизнес заинтересован в разрешении проблем Евразийского союза

Буквально в каждом союзе, от межгосударственного до семейного, непременно возникают противоречия, которые либо решаются компромиссами, либо ведут к его распаду. Всё зависит от стремления сторон решить эти противоречия: если союз им ценен (выгоден), то выход из сложившейся ситуации будет найден с его сохранением. Если одна или обе стороны настроены на разрыв, то, сколько усилий ни прилагай, итогом он, разрыв, и станет.

Бизнес хочет господдержки

В первых числах марта председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович совместно с председателем правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» Аблаем Мырзахметовым провели в Нур-Султане встречу с казахстанским бизнес-сообществом. На ней были подняты острые для казахстанского бизнеса вопросы, связанные с членством РК в Евразийском экономическом союзе.

Несмотря на то, что создание Таможенного союза, а затем и объединение ряда постсоветских государств в ЕАЭС привели к активизации торговли между этими странами и росту их экономик, «притирка характеров» не обошлась без трудностей. Причём, как зачастую случается, под влиянием внешних факторов. Например, на указанной встрече был упомянут больной для Казахстана «транзитный конфликт», связанный с торговлей товарами, включёнными Россией в «санкционный» список в ответ на санкции, наложенные на РФ. Тема не новая, с подобными противоречиями уже сталкивались интересы Москвы и Минска, но теперь они «вылезли» и в российско-казахстанских отношениях.

Участники встречи в Нур-Султане подняли и другие вопросы. В частности, проблемы цементной отрасли, применение мер защиты внутреннего рынка, вопрос торговли ломом черных металлов, а также экспорта казахстанского угля. Был отмечен значительно более низкий уровень поддержки реального сектора экономики в ЕАЭС, чем в странах Запада или Японии. Так по официальным данным в Армении эта поддержка составляет 3,5% от ВВП, в Беларуси – 1,9%, Казахстане – 9%, Кыргызстане – 7,4%, России – 6,5%, в то время как этот показатель в США – 19,2%, ЕС – 10,6%, в том числе в Германии – 38,9%, Франции – 23,5%, Италии – 42,3%.

Разумеется, «голые» цифры не учитывают специфики экономик указанных стран, поскольку в США и Евросоюзе действуют мощнейшие программы поддержки отечественных производителей, недоступные государствам ЕАЭС из-за ограничений, наложенных на них в связи с вступлением в ВТО. Таким способом «золотой миллиард» обеспечил себя неконкурентными преимуществами в борьбе за рынки сбыта.

В частности, Единая сельскохозяйственная политика Евросоюза, призванная ограничить импорт продуктов питания для защиты собственных производителей, предусматривает расходование 46,7% бюджета ЕС на субсидирование сельскохозяйственных программ. Схожие по назначению программы действуют в США в области сельскохозяйственного машиностроения, перекрывая импорт: с ними столкнулись не только белорусские тракторостроители, но и казахстанские потребители техники марки «Джон Дир», конкурирующей на рынке РК с аналогичными тракторами и комбайнами других производителей.

«Верные кормильцы» с Запада – за сырьевой импорт из РК.

А Казахстан это устраивает?

Если бизнесменов волнуют конкретные проблемы, решения которых они ждут, не отказываясь от сотрудничества в рамках Евразийского союза, то провластные СМИ после прошедших в январе парламентских выборов уже заговорили о том, что для Казахстана «ЕАЭС – чемодан без ручки». При этом близкие к правительству республики аналитики в своих обзорах ненавязчиво объясняют, что с Евросоюзом и США Казахстану сотрудничать куда выгоднее, чем со странами ЕАЭС. Вплоть до холопского величания Европы «верным кормильцем», а также воспевания инвестиций из США и ЕС не в высокотехнологичное производство, а в сектора казахстанской экономики, специализирующиеся на сырьевом экспорте с самым низким уровнем передела. Любое упоминание о сотрудничестве с Россией и Евразийским союзом подаётся исключительно в негативном ключе, в отличие от пропаганды взаимоотношений с государствами, которые Турция пытается вовлечь в проект создания Великого Турана. То есть казахстанским обывателям и предпринимателям подаётся чёткий сигнал о возможности разворота РК «спиной» к России и ЕАЭС.

Мотивируется это всё значительно большим объёмом торговли Казахстана с европейскими странами, чем со странами экс-СССР (32,6% – у Европы, 27,6% – у стран СНГ и 22,2% – у государств ЕАЭС). США «нравятся» казахстанским проправительственным аналитикам не столь торговыми показателями (доля торговли с США составляет всего 2% от объёмов внешнеторгового оборота РК), сколько «солидным дипломатическим багажом Джо Байдена».

Второй антиЕАЭСовский тезис – отрицательное торговое сальдо данного направления. По казахстанским данным, положительное сальдо фиксируется лишь в торговле с Киргизией. При этом как с Россией, так и с Евразийским экономическим союзом в целом торговое сальдо – отрицательное (в 2020 г. торговля РК с РФ «ушла в минус» на 8,9 млрд долларов), в то время как с Турцией и Европой оно положительное. И оказывается, настолько, что все потери в торговле с Россией компенсируются поставками сырья в ЕС.

Другой разговор, что Казахстан вывозит в Европу преимущественно сырьё (поставки только нефти доходят до 80% экспорта в ЕС), а покупает готовую продукцию, в то время как 8,43% экспорта в Россию составляют машины, оборудование и транспортные средства, 14,61% – продукция химпрома, 25,25% – металл и металлоизделия, 6,53% – продукты питания.

Наметившийся «разворот» от покупателя продукции с более высокой степенью переработки к покупателям сырья сигнализирует ещё и о том, что казахстанская экономика просто «не потянула» проводившийся предыдущей властью курс на модернизацию производства. А во властных кругах Казахстана, видимо, возобладали сторонники ставки не на прогресс высокотехнологичных отраслей, а на сырьевую, а стало быть – деградационную, колониальную модель экономики страны. И кому от этого выигрыш?

Проблемы есть, проблемы надо решать

Среди жалоб казахстанского бизнеса в адрес «северного соседа» – непропорционально малый, по его мнению, объём российских инвестиций в экономику Казахстана. Упрёк совершенно справедливый, учитывая то, что РФ является экспортёром № 1 для РК. Однако и этому есть объяснения, лежащие не только в экономической, но и в гуманитарной сфере.

Во-первых, после 1991 г. из-за разрыва преемственности поколений идёт непрерывное падение квалификации казахстанских специалистов, а снижение уровня преподавания уже привело к тому, что даже казахстанские бизнесмены отказываются принимать на работу сотрудников с казахстанскими же дипломами. Во-вторых, при великолепном в сравнении с Россией уровне цифровизации, достигнутом в области статистических данных о предприятиях, потенциальных инвесторов из РФ отпугивают отказ от привычного им русского языка, а также грядущий переход на латиницу, который одномоментно превратит даже высококлассных, опытнейших специалистов в полуграмотных «пользователей языка». Не говоря уже о кумовстве и коррупции, которыми славятся казахстанские чиновники низшего и среднего звена, а также государственной поддержке радикального национализма (не новый ли президент РК пригласил в Национальный совет общественного доверия ярчайших русофобов и противников членства Казахстана в ЕАЭС?).

       

Помимо последствий коронавируса, неприятным сюрпризом для казахстанского бизнеса стала недооценка конкурентных возможностей России. В частности, ряд государственных программ правительства Казахстана в области сельского хозяйства (например, программа развития свиноводства) разрабатывался в расчёте на значительный объём экспорта в Российскую Федерацию. В реальности к моменту перехода этих программ к заключительному этапу реализации Россия не просто вышла на самообеспечение продуктами питания, но и превратилась в их экспортёра. Не исключено, что в ближайшее время развернётся конкурентная борьба между российскими и казахстанскими производителями семян пшеницы, поскольку РФ приступила к реализации соответствующей программы, призванной заместить импортные семена отечественными.

Подтвердил возможности усиления конкуренции и председатель Коллегии ЕЭК. «Союз может в ближайшем будущем столкнуться с ещё более серьёзной конкуренцией на товарных рынках, чем до кризиса. Вопрос стоит не в том, чтобы спасти экономику сегодня, а подготовить её технологическую трансформацию к завтрашнему дню», – сказал Михаил Мясникович.

Как жить дальше?

Желание казахстанского бизнеса видеть перспективы ЕАЭС и ощущать обратную связь с руководством Союза абсолютно понятно. И, следует отметить, вопреки противникам членства РК в Евразийском союзе, обратная связь действует. На основе предложений участников встречи с казахскими бизнесменами была сформирована карта индустриализации ЕАЭС, в которую вошли 185 крупных инвестиционных и значимых проектов, охватывающая 21 подотрасль более 550 технологических направлений.

По Казахстану в эту карту включены 12 проектов на сумму 44,4 млрд долларов. Воплощать в жизнь данные проекты предполагается путём создания совместных евразийских компаний. Правда, ни организационно-правовые формы, ни источники финансирования проектов ещё не определены (предложения должны будут внести госорганы и бизнес Казахстана). Главное – чтобы стремление казахстанского руководства лечь на «новый» курс, традиционно для постсоветского пространства именуемый «прочь от Москвы», не помешало их реализации в процессе погони за благосклонностью «верных кормильцев».

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3563
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика