Падение денежных переводов в страны СНГ отнюдь не выглядит катастрофическим - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.04.2025 |

Падение денежных переводов в страны СНГ отнюдь не выглядит катастрофическим

В 2020 г. денежные переводы из России в Таджикистан упали на треть, сообщает со ссылкой на статистику Центробанка РФ информагентство «Азия плюс». Причем их сокращение началось еще в первом квартале прошлого года, когда ограничения, связанные с началом эпидемии Covid-19, еще не успели подействовать.

Закрытие Россией с началом эпидемии границ со странами СНГ, которые по большей части до сих пор остаются «на замке», и двукратное сокращение трудовой иммиграции не могло не сказаться на объемах денежных переводов. Острее всего их сокращение ощутили на себе наиболее «мигрантозависимые» страны Средней Азии – Таджикистан и Киргизия, где объем доходов от трудовой миграции в разные годы обеспечивал от трети до половины ВВП. Однако далеко не все страны этого региона продемонстрировали высокие темпы падения получаемых из России денежных переводов физлиц, что говорит о преждевременности алармистских прогнозов по поводу ожидающего их в скором времени экономического и политического краха.

Падение объема денежных переводов – обычное явление, сопровождающее экономические кризисы в принимающих мигрантов странах-реципиентах. Сокращение доходов трудовых мигрантов, следующее за падением деловой активности, неизбежно затрагивает отправляющие мигрантов за рубеж страны-доноры. Экономическая взаимозависимость таких государств является следствием формирующейся между ними миграционной системы, подразумевающей обмен трудовыми ресурсами и финансами, расходуемыми на их оплату. Причем прошлогоднее падение денежных переводов в Таджикистан (-32,4%) отнюдь не является чем-то из ряда вон выходящим. Почти такие же темпы падения доходов от трудовой миграции в республике наблюдались в кризисном 2015 г. (-28,3%) и 2016 г. (-27,6%). И никаких внутриполитических катаклизмов в Таджикистане, которые можно было бы ожидать, тогда не последовало.

Не выглядит катастрофическим и падение переводов, последовавшее за введением в России карантина в связи с началом эпидемии Covid-19. Если в 2019 г., по данным Центрального банка, физическими лицами из РФ в общей сложности было перечислено в страны СНГ 12 млрд 890 млн долл., то в 2020 г. – 11 млрд 35 млн. Сокращение переводов в страны Содружества, таким образом, составило всего 14,4%, что явно далеко от катастрофических показателей.

Средняя сумма денежного перевода за время кризиса почти не изменилась: в 2019 г. она составляла 238 долл., а в 2020 г. – 234 долл. Следовательно, никакого падения зарплат мигрантов из-за пандемии не произошло. Более того, в условиях дефицита предложения на рынке труда мигранты из южных стран СНГ, как отмечают наблюдатели, стали требовать более высокую оплату, которая уже стала превышать зарплатные ожидания местного населения.

       

То есть сокращение объема денежных переводов было вызвано именно сокращением количества въехавших в РФ трудовых мигрантов, значительная часть которых из-за закрытых границ не сумела попасть в Россию, а не падением доходов тех из них, кто в период кризиса не уехал домой. При этом сокращение объема денежных переводов из России в разные страны СНГ было неодинаковым, как неодинаковыми являются и объемы получаемых ими от трудовой миграции доходов.

По данным за прошлый год, 3/4 всех денежных переводов физлиц из России (как резидентов, так и нерезидентов) поступало в страны Средней (Центральной) Азии, около 1/6 – Закавказья (Армения и Азербайджан) и менее 1/10 – в западные государства СНГ (Украина, Белоруссия, Молдавия). Поэтому зависимость этих регионов от денежных переводов также является различной. Если Средняя Азия за прошлый год получила от трудовой миграции в Россию 8 млрд 324 млн долл., то Армения и Азербайджан – 1 млрд 730 млн, а западные страны СНГ – всего 982 млн.

Наиболее значительно за прошлый год упали денежные переводы в страны Закавказья (-18%), за которыми следуют среднеазиатские республики (-14,6%) и западные государства Содружества, потерявшие в совокупности всего 4,6%. Если сравнивать темпы падения денежных переводов, то больше всего от карантинных ограничений пострадала не Средняя Азия, а Закавказье. Но поскольку зависимость среднеазиатских республик от трудовой миграции гораздо выше, чем Армении и Азербайджана, а объемы получаемых ими от мигрантов средств в пять раз больше, большинство из них ощутили последствия от падения денежных переводов гораздо острее. Не случайно Душанбе и Ташкент уже не раз ставили перед Москвой вопрос о возобновлении авиационного сообщения, организованном найме мигрантов и других мероприятиях, направленных на восстановление прежних объемов трудовой миграции.

Неодинаковыми оказались темпы падения переводов и внутри этих макрорегионов. Единственным исключением стало Закавказье, где, несмотря на членство Армении в ЕАЭС, темпы сокращения получаемых ею из России денежных средств были почти такими же (-17%), как и у Азербайджана (-19%). Зато в Средней Азии ситуация оказалась принципиально иной. Наиболее высокими являлись темпы сокращения денежных переводов из РФ в Таджикистан, упавшие в два с лишним раза сильнее, чем в среднем по региону. Во всех остальных странах Средней Азии их падение оказалось не столь значительным. Так, переводы физлиц в Киргизию уменьшились на 12,4%, в Казахстан – на 11,5%, а в Узбекистан – всего на 6,2%. Для сравнения: Таджикистан в 2019 г. получил в качестве денежных переводов из России 2 млрд 576 млн, а в 2020 г. – всего 1 млрд 741 млн, тогда как в Узбекистан в позапрошлом году поступило 4 млрд 712 млн, а в прошлом – 4 млрд 420 млн долл.

Причины, по которым Узбекистан пострадал от сокращения переводов гораздо меньше, чем остальные страны Средней Азии, остаются до конца неясными. Возможно, это связано с какими-то особенностями статистического учета Центробанка. И Таджикистан, и Узбекистан не являются участниками ЕАЭС, в связи с чем их граждане пользоваться преимуществами общесоюзного рынка труда (отсутствие необходимости приобретать патент, право находиться в РФ на протяжении всего срока действия трудового договора и др.) не могут. Причем падение переводов в Казахстан и Киргизию, которые являются участниками ЕАЭС, оказалось вдвое выше, чем в Узбекистан. Почти одинаковыми оказались и темпы сокращения миграции: количество фактов постановки на миграционный учет органами МВД граждан Таджикистана в прошлом году сократилось на 30%, а Узбекистана – на 28%. При этом средняя сумма перевода в Узбекистан за 2020 г.  оказалась самой высокой в СНГ (365 долл.), в два с лишним раза превысив аналогичный показатель по Таджикистану (151 долл.).

Схожая «аномалия» с денежными переводами наблюдается в западном макрорегионе СНГ. За прошлый год объем денежных переводов из России в Молдавию упал на 14,4%, в Белоруссию – на 12,9%, а на Украину – вырос на 10,5%. Как следствие, темпы падения переводов в этот макрорегион оказались самыми низкими в Содружестве, а Украина стала единственной страной, продемонстрировавшей увеличение их объема. О причинах, по которым переводы в эту страну увеличились, также можно лишь гадать. Их рост может быть связан с кризисной ситуацией в самой Украине и активным получением ее населением российского гражданства, что позволяет помогать оставшимся дома родственникам, находясь в России. Другой причиной может быть учет в составе этих переводов поступлений в Луганскую и Донецкую народные республики, которые юридически остаются пока частью Украины.

В целом же сокращение объемов денежных переводов в ближнее зарубежье, включая республики Средней Азии, пока не выглядит катастрофическим. Отчасти исключением является Таджикистан, где доходы от трудовой миграции за прошлый год упали больше всех стран СНГ, сократившись на треть. Узбекистан же, на долю которого приходится 40% совокупного объема денежных переводов физлиц из России в государства Содружества, пострадал от их падения меньше всех в регионе.

В большинстве стран Средней Азии сокращение объема денежных переводов вряд ли может вызвать социально-экономический кризис, способный дестабилизировать внутриполитическую ситуацию и угрожать существующим политическим режимам. Все эти нюансы необходимо учитывать при выработке политики, более эффективно регулирующей потоки трудовой миграции между Россией и южными странами СНГ.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1999
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика