Жить или выживать? На рост цен население Казахстана отвечает снижением потребления - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.04.2025 |

Жить или выживать? На рост цен население Казахстана отвечает снижением потребления

Официальная статистика Казахстана утверждает, что доходы населения растут и количество бедных в республике постоянно сокращается. Действительно, формально картина по уровню заработной платы наемных работников вырисовывается очень оптимистичная: 15-кратный рост за 10 лет. Так, в 2000 году среднемесячная номинальная зарплата составляла 14,3 тыс. тенге, в январе 2021 года достигла 222,3 тыс., а в феврале – 223,2 тыс.

Если этому верить, то вскоре уровень жизни в республике достигнет самых развитых государств и она вот-вот ворвется в заветную тридцатку (а то и двадцатку!) мировых лидеров. И чиновникам неважно, что данные приводятся в национальной валюте, которая только за последние 7 лет обесценилась более чем на четверть. Как неважно и то, что в рейтинге средней зарплаты среди стран мира Казахстан занимает 65-е место из 87, расположившись между Маврикием и Албанией, а минимальная зарплата в текущем году остается в размере 42,5 тыс. тенге. Доходы примерно трети домохозяйств находятся на границе или ниже прожиточного минимума.

Безусловно, среднемесячная номинальная зарплата – это весьма далекий от жизни показатель. Размер реальной зарплаты можно определить, используя данные Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), вкладчиками которого является практически все трудоспособное население страны. Согласно данным его сайта, в январе текущего года на 10,9 млн обязательных пенсионных счетов вкладчики перечислили взносов (это 10% зарплаты) на сумму 88,7 млрд тенге. Несложные расчеты дают среднюю реальную январскую зарплату в размере 80,9 тыс. тенге.

Отметим, что почти такую же ее величину получаем по отчету ЕНПФ в январе 2020 года (при официальном размере в 198,2 тыс. тенге). Однако и в январе 2019 года средняя зарплата вкладчиков ЕНПФ значительно расходилась с официальной: 71,8 тыс. тенге в месяц против 166 тыс. Таким образом, реальные зарплаты казахстанцев за два года выросли на 12,5% (инфляция за этот же период составила 12,9%), тогда как в официальных статотчетах доходы выросли на треть! Увы… камлания властей далеки от реальности.

Куда ближе к реальности экономическое состояние населения отражают его расходы. В Казахстане растет число граждан, у которых львиная доля расходов тратится на продовольственные товары, и состояние большинства домохозяйств иначе, чем плачевным, не назовешь. Согласно составленному Министерством сельского хозяйства США (USDA) рейтингу, Казахстан, обойдя Европу и даже все государства СНГ, вошел в последнюю десятку (96-е место из 104) списка, оказавшись в числе стран-аутсайдеров, чьи жители больше всего тратят на продукты питания.

В государствах с высоким уровнем дохода затраты на еду не превышают 15%. К примеру, в США, Сингапуре, Великобритании, Канаде, Австрии, Австралии расходы на продуктовую корзину менее 11%. В России и Беларуси составляют 28% и 32% соответственно. Опережает Казахстан в этом рейтинге Камбоджа и даже пресловутый Гондурас. А ведь официально они в разы беднее. Так, если Казахстан стоит на 77-м месте с официальными 8810 долларами подушевого ВВП, то Гондурас — на 141-м месте (2390 долларов), а Камбоджа – на 158-м месте (1480 долларов).

Власти в Казахстане привычно убаюкивают себя цифрами ВВП, приходящимися на душу населения. Проблема в том, что эти души не ощущают прелести обладания своей постоянно растущей долей национального ВВП. И это понятно. Если в середине нулевых в среднестатистической семье Казахстана доля расходов на продукты питания составляла около 40%, то сейчас этот показатель не только превысил 50%, но и за год увеличился с 53,8% до 58,5%, достигнув исторического максимума.

Но это в среднем. Как следует из исследования Ranking.kz, около 50% домохозяйств тратит на продукты питания от 40% до 60% своего бюджета, 19% домохозяйств – до 70%, а 12% – свыше 70%. В общей сложности на оплату еды, коммунальных услуг и налогов среднестатистический казахстанец тратит около 70% доходов. Это один из худших показателей в мире. Безусловно, столь высокая доля расходов не позволяет населению ни делать сбережения, ни вкладывать в бизнес. Не меньше четверти населения заявляет, что «денег не хватает даже на питание» и «денег хватает на продукты, но не хватает на одежду и обувь».

Доля расходов домохозяйств на продукты питания в региональном разрезе

В Казахстане за год цены на продовольствие подскочили на 11,4%. Дорожают крупы, мука, яйцо, подсолнечное масло, сахар. В частности, подсолнечное масло подорожало на 37%, масло сливочное на 50%, рыба на 42%, сахар на 35%. Однако не все так однозначно. К примеру, официально цена на куриные яйца выросла на 27%, но на рынках и особенно в магазинах их продают в 2-3 раза дороже, чем год назад. И если в январе 2011 года средняя цена говядины в РК фиксировалась на уровне 800 тенге за килограмм, то к началу 2016-го она взлетела до 1200 тенге, в январе 2020 года мякоть говядины стоила 1800-2000 тенге, сегодня в магазинах – около 2500. Люди признаются, что вместо мякоти всё чаще покупают кости.

Сегодня многие мясокомбинаты фактически стоят, потому что в стране нет скота на переработку, поскольку живой скот массово вывозится за пределы Казахстана.

Анализ роста цен на продукты питания показывает, что внутренний рынок продовольственных товаров характеризуется высокой долей импорта, который в долларовом эквиваленте превышает экспорт в 4,5 раза. В частности, доля импорта составляет на сухофрукты практически 100%, сахар – 78%, рыбу (свежую) – 73%, сыры и творог – 50%, мясо кур – 47%, масло подсолнечное – 25%, масло сливочное – 23%, макароны (рожки) – 28%, колбасу 38%. Участники рынка утверждают, что в 2021 году тренд на подорожание сохранится. Причин этому множество: недиверсифицированная экономика, коррупция, инфляция, рост курса валюты, наценки торговых сетей, низкие реальные доходы населения.

Рост расходов на еду говорит о дальнейшем ухудшении качества жизни тех, кто вынужден тратить на первичные потребности почти все свои деньги. Многие потеряли работу или не могут зарабатывать столько же, сколько в докарантинный период. Снижение потребления и ухудшение его структуры остается главной адаптационной стратегией населения в условиях растущих цен и зависимости экономики от импорта.

Не исключено, что, как и в 90-х годах, страна столкнется с кризисом неплатежей за коммунальные услуги в семьях с низким уровнем доходов. Данные опросов и официальной статистики указывают на все более доминирующий тренд экономии на непродовольственных товарах и услугах. Накопление доходов для подавляющего большинства становится непозволительной роскошью.

Казахстан обладает огромной территорией с запасами природных ископаемых, внушительным сырьевым экспортом и 92 млрд долларов золотовалютных резервов и активов Национального фонда. А уровень жизни хуже, чем в таких бедных странах, как Албания и Северная Македония. Казахстан как был страной с бедным населением, так ей и остается, и никакого изменения ситуации в лучшую сторону не предвидится.

Бедность, отсутствие перспектив из нее вырваться – главная социально-экономическая проблема Казахстана, но правительство этого упорно не замечает и продолжает ориентироваться на доходы от экспорта сырья. Реальные доходы населения и производительность труда – вот показатели, на которые необходимо опираться в экономической политике страны. Иначе нарастающие социальные проблемы станут не только тормозом экономического развития (вследствие низкого внутреннего спроса на технологически сложные товары и недоинвестирования в человеческий капитал), но и приведут к политической дестабилизации.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5316
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика