Проблема криминалитета в маленькой центральноазиатской стране внезапно вышла на международный уровень. Американские дипломаты вдруг озаботились контрабандой, наркотрафиком и местной оргпреступностью в Кыргызстане. Вашингтон требует разобраться с сомнительной репутацией персонажами не потому ли, что хочет получить рычаг давления на кыргызские власти?
С декабря 2020 года, после очередной силовой смены власти в Кыргызстане, США заметно активизировали свою политику в этой центральноазиатской стране. 7 декабря американский посол Дональд Лу во время награждения кыргызстанских журналистов высоко оценил их работу в сфере антикоррупционных расследований. Похвалив СМИ (сидящих, к слову, на западном финансировании), дипломат раскритиковал местные власти за плохую борьбу с коррупцией, сделав ряд громких заявлений.
«20 октября ГКНБ арестовал Райыма-миллиона. 22 октября арестовали Камчыбека Кольбаева. Хоть это и правда, что суд выпустил Райыма-миллиона под домашний арест в обмен на обещание выплатить правительству два миллиарда сомов, эти шаги – только начало. Их недостаточно, но они только начало», – заявил Лу.
Экс-глава Таможенной службы Райымбек Матраимов раньше никак не пересекался с американскими интересами, по крайней мере, об этом ничего не было известно. Криминальный авторитет Камчыбек Кольбаев является «вором в законе» по прозвищу Коля-киргиз, он тоже раньше никак не конфликтовал с американцами. Оба персонажа являются гражданами Кыргызстана и не делали антиамериканских заявлений. Поэтому у многих вызвало удивление, а какое вообще дело американцам до кыргызского экс-таможенника и местного криминального авторитета?
По словам Дональду Лу, арест Кольбаева и Матраимова «похож на голливудский фильм про мафию», который пока еще не кончился. А данные персонажи, мол, отравляют наших детей наркотиками. При этом американский дипломат умолчал о том, что за двадцать лет пребывания американских войск в Афганистане производство наркотиков там выросло в несколько раз. Но зато дипломат раскритиковал прошедшие месяц назад парламентские выборы в КР, заявив, что они прошли с многочисленными нарушениями, чем и был вызван успех матраимовской партии «Мекеним Кыргызстан».
Спустя два дня, 9 декабря, Госдепартамент США внес Р. Матраимова в так называемый «Список Магнитского». То есть американцы наложили на него персональные санкции и обвинили в участии в коррупционных схемах и отмывании денег. Тем самым любая связь с Матраимовым может навлечь санкции на его окружение, в которое входят и приближенные к власти люди. Его брат является действующим депутатом, другие братья в разное время занимали высокопоставленные посты.
Не успокоившись на бывшем таможеннике, США принялись бороться с Колей-киргизом, объявив награду в 1 млн долларов за информацию о его группировке. По мнению американцев, кольбаевская ОПГ входит в так называемый «Братский круг» – известную международную преступную группировку. Доказательств этого, впрочем, не предоставили.
2 марта Бишкекский городской суд отпустил Кольбаева под подписку о невыезде. Не дождавшись информации о его преступлениях, 5 марта Госдеп США увеличил размер вознаграждения за информацию о кольбаевской ОПГ до 5 млн долларов.
Президент Садыр Жапаров в одном из своих интервью раскритиковал американцев за такую «борьбу» с преступностью в Кыргызстане. «Через МИД я попросил посольство США в Кыргызстане предоставить нам уголовное дело на Камчи Кольбаева, факты и доказательства против него, а мы в свою очередь провели бы открытый судебный процесс, и пусть представители посольства присутствуют на нем. <…> США говорят, что «он занимался наркоторговлей, есть факты». Мы просим их предоставить, но нам не дают», — сказал С. Жапаров.
Президент также указал на двойные стандарты США, в соответствии с которыми с одними коррупционерами они якобы борются, а других укрывают у себя в стране. Он привел в пример дело экс-вице-премьер-министра Аскарбека Шадиева, которого кыргызстанские власти подозревают в экономических преступлениях. По имеющимся данным, Шадиев спокойно живет в США, американцы и не думают его выдавать.
В свою очередь пресс-секретарь американского посольства в Бишкеке Нолэн Джонсон, отвечая на вопросы журналиста, так прокомментировал ответную претензию президента. По словам Джонсона, США привержены сотрудничеству с кыргызстанскими правоохранительными органами, но Шадиева не выдают потому, что между США и КР нет договора об экстрадиции. Другие комментарии явно излишни.
Боремся с преступностью – попадаем в президента
Почему США так заинтересовались криминалом в далеком маленьком Кыргызстане? Ведь бывший таможенник вместе с «вором в законе» никак не могут угрожает американским интересам в нашем регионе. Может, замысел янки состоит вовсе не в борьбе с коррупцией?
Эксперт из Бишкека Марс Сариев в интервью «Ритму Евразии» рассказал об истинных целях развернутой американцами кампании по борьбе с преступностью в далеком Кыргызстане.
«Заявления по поводу Камчи Кольбаева, увеличение награды с 1 до 5 млн долларов – это очень хорошая информационная атака, которая на международном уровне фокусирует внимание к данной теме, – считает М. Сариев. – Когда Госдеп США сообщил о такой награде, все стали на себя примерять данную сумму, интересоваться этой темой.
Таким образом, выделяя такую громадную сумму за информацию об одном преступнике где-то там в Центральной Азии, США создаются себе имидж борца с транснациональной преступностью. А Кыргызстан, если не выполнит эти требования, то автоматически получит имидж бандитского государства, где на самом высшем уровне «крышуют» преступность. Так что это очень тонкий ход со стороны американской дипломатии.
Само объявление о такой награде просмотрят многие, и это отпечатается в их сознании, потому что про пять миллионов забыть сложно. Фактически только одним этим заявлением была проведена мощная информационная кампания. Идет информационная война, причем на профессиональном уровне, которой нужно противостоять.
Как известно, Садыр Жапаров ответил на эти обвинения, он сказал, что Кыргызстан ждет предоставления фактов, а американская сторона этого не сделала. Во-вторых, он попросил помощь в экстрадиции Аскара Шадиева, который вольготно живет в США, украв гигантскую сумму. Но американцы и этого не сделали, сославшись на отсутствие договора об экстрадиции.
Поэтому подобная борьба с коррупцией является выборочной. Теперь ответный ход за американцами: если они обвиняют Кольбаева в наркобизнесе, то об этом они обязаны предоставить факты.
Что касается их внимания к Матраимову, то глава ГКНБ Камчыбек Ташиев тоже высказался в похожем ключе. Если США поднимают вопрос по Матраимову, то почему не дают арестовать экс-вице-премьера Шадиева? Он же в розыске находится.
В Кыргызстане есть коррупционеры гораздо крупнее Матраимова, но до них американцам нет никакого дела. На его персоне сфокусировались потому, что таким образом можно мобилизовать население на протестные акции. У клана Матраимовых крепкие позиции в Ошской области, где после его ареста прошли протесты с требования выпустить его на свободу. В Оше на митинг собрались около пяти тысяч его сторонников, митинговали и в Бишкеке.
Во-первых, под такими благовидными лозунгами можно мобилизовать и сторонников экс-президента Алмазбека Атамбаева (с чьей подачи и прославился Матраимов на всю страну). Как вы заметили, сейчас Атамбаев может занять антижапаровскую позицию. Таким образом, произойдет мобилизация широких масс населения, настроенных против коррупции, а козлом отпущения целенаправленно назначают именно Матраимова.
Кроме того, расчет идет и на дестабилизацию по линии север-юг, поскольку у Матраимовых, как известно, сильные позиции на юге республики, а у Атамбаева, соответственно, на севере.
Поэтому идет такая многослойная игра, а Матраимов – это такая триггерная точка, использование которой должно расшатать и мобилизовать людей на протесты по всей стране. В то же время и имя Кольбаева идет рядом, оно усиливает информационное наполнение, привязывая к этому вопросу и президента. Таким образом, создается криминальный имидж нашего государства, где якобы «крышуют» коррупционеров, бандитов и т. д. Это информационная война.
Для противостояния такой информационной атаке властям Кыргызстана нужно четко разъяснять свою позицию. Жапаров частично это уже сделал во время своего общения с журналистами. Необходимо давать четкие, ясные ответы на всевозможные выпады, нельзя молчать, мы должны отвечать. Сейчас мяч на стороне Соединенных Штатов, ждем их ответ на заявленные претензии», – отметил М. Сариев.
Курс США – давить и вмешиваться
Другой политолог из Кыргызстана Денис Бердаков в интервью «Ритму Евразии» сообщил, что США просто стали применять к Кыргызстану ту политику, которую давно применяют по всему миру. Вызвано это вернувшимся интересом к Центральной Азии.
«Громкие заявления от американцев были и раньше, но никогда еще не было такой резонансности и такой настойчивости, – говорит Д. Бердаков. – По ряду признаков можно сказать, что Центральная Азия плюс Афганистан и Пакистан, будучи большим полноценным регионом, снова возвращается в центр мировой геополитики. Соответственно, повышаются ставки всех стран, которые имеют здесь свои интересы, в первую очередь речь идет о США, Китае, России, Евросоюзе, Иране и Турции.
Чтобы отстоять свои интересы под этим натиском, элитам стран Центральной Азии нужно максимально объединяться, например в реализации совместных проектов (как это недавно было объявлено во время визита Садыра Жапарова в Узбекистан). Потому что, используя любые наши просчеты, геополитические игроки начинают более активно давить на наши элиты всеми доступными способами.
Санкции для США являются ключевым элементом в проведении собственной геополитики, они их давно накладывают на целые страны, на банки, на корпорации или отдельных людей по всему миру. Поэтому наложение санкций на граждан Кыргызстана я связываю с тем, что Центрально-Азиатский регион снова стал интересен. В связи с этим американцы стали задействовать те инструменты, которые давно применяют к странам Латинской Америки, России, Ирану и многим другим. Поскольку мы стали объектом повышенных американских интересов, то значимые чиновники, «лидеры мнений» и другие влиятельные люди теперь будут под прицелом американских санкций. Это один из инструментов Вашингтона для расширения своего влияния в регионе. Такая вот новая реальность.
Конечно, такие действия со стороны США можно рассматривать как вмешательство во внутренние дела Кыргызстана, поскольку они оказывают влияния на нашу государственную систему и в целом на социально-политическую обстановку в стране. Но с американской точки зрения они правы, потому что обвиняемые использовали их валюту – доллары США.
Ни с одной крупной геополитической державой, понятно, Бишкек тягаться не может. Давление на нас будет оказываться со стороны многих стран, к этому просто нужно быть готовым».
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram