Когнитивный диссонанс в парламенте Молдовы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Когнитивный диссонанс в парламенте Молдовы

В течение всей прошедшей недели в политической жизни Молдовы существовал только один вопрос: станет ли Игорь Гросу, выдвинутый президентом Майей Санду на пост премьера, главой правительства или нет?

Ответ на этот вопрос был дан уже в четверг, но при этом события, которые сопутствовали подготовке к пленарному заседанию парламента, где должен был рассматриваться вопрос об утверждении правительства, производят впечатление какой-то фантасмагории, в которую вряд ли поверят граждане действительно демократичных государств.   

После того как Конституционный суд признал указ Санду о выдвижении И. Гросу кандидатом в премьеры соответствующим Конституции, парламент должен был решить, поддерживать ли программу и состав правительства под руководством Гросу? При положительном ответе должно было утвердить их в качестве полноправного Кабинета министров. Но такой ответ не был предрешен.

«Если не поддержит, то идем дальше в Конституционный суд и будем говорить о досрочных выборах», – заявила Санду в эфире одного из телеканалов в понедельник.

На вопрос о том, с какой программой предложенный президентом кандидат пойдет в парламент, глава государства отметила, что тут надо обращаться к самому Гросу. «Думаю, в ближайшие дни мы увидим и его месседж, и его команду», – отметила она. По ее словам, если депутаты проголосуют за правительство Гросу, то кабмин возьмет на себя ответственность за решение проблем, сможет «очистить» часть госструктур, которые находятся в подчинении правительства, от коррупционных элементов.

Тут надо отметить, что и Санду, и кандидат в премьеры Гросу попали в вилку двух привлекательных вариантов развития событий. С одной стороны, курс на досрочные парламентские выборы, которые были одним из главных предвыборных обещаний Санду в президентской кампании, обязывает как можно быстрее распустить действующий парламент. С другой стороны, уж больно привлекательна возможность заполучить перед роспуском парламента практически неограниченный админресурс, который позволил бы президентской партии PAS обеспечить себе солидный гандикап перед всеми остальными политформированиями.

Например, контроль над министерством иностранных дел позволил бы министру от PAS определить не только количество избирательных участков для диаспоры, но и проконтролировать, чтобы подавляющее большинство из них были открыты в Западной Европе, а не в России. В то же время контроль над силовыми структурами позволил бы добиться давления на Партию социалистов и местные органы  власти в предвыборных целях. А в ситуации пандемии коронавируса даже министерство здравоохранения, в подчинении которого находится Чрезвычайная комиссия по общественному здравоохранению, может стать инструментом для достижения успеха на выборах.

Однако, судя по всему, Санду не захотела воспользоваться вторым вариантом. То ли потому, что посчитала свое преимущество на предстоящих выборах очевидным, то ли потому, что перенос роспуска парламента грозит сильно ударить по ее рейтингу. Нельзя не признать, что все эти «политические танцы» вокруг давно анонсируемых досрочных выборов уже начали раздражать даже некоторых представителей проевропейской партии «Платформа DA» – бывших союзников Санду по избирательному блоку ACUM на парламентских выборах 2019 года.

Именно поэтому кандидат в премьеры И. Гросу и начал подготовку программы правительства и подбор его состава. Можно смело утверждать, что с подбором состава он не сильно утруждался – состав правительства Гросу практически не отличается от варианта, представленного Натальей Гаврилицэ во время предыдущей попытки утверждения правительства. Единственные отличия – сама Гаврилицэ заняла пост министра финансов, а министром сельского хозяйства предложен депутат PAS Владимир Боля.

Что касается программы предлагаемого правительства, то наиболее запомнившимися пунктами стали объявление полного локдауна на территории Молдовы и организация концертов народной музыки в различных регионах страны.

Надо признать, что Гросу готовился к представлению правительства все-таки более ответственно, чем Гаврилицэ, которая даже не представила в парламент все необходимые документы. В среду Гросу провел консультации с парламентскими фракциями проевропейских партий. Однако, как сообщили прессе депутаты, они так и не поняли, хочет Гросу утверждения своего правительства или нет.

Готовились к четвергу не только потенциальный премьер и его министры. Накануне, в среду три депутата-социалиста подали в Конституционный суд заявление с просьбой не признавать предыдущую попытку утверждения правительства Гаврилицэ, сославшись именно на то, что тогда не были выполнены все формальности.

А вот в четверг Гросу ждал сюрприз: Партия социалистов и платформа «За Молдову» в самом начале пленарного заседания покинули зал. После этого в зале заседаний не осталось достаточного для кворума количества депутатов, и заседание пришлось прекратить. Учитывая прецедент 2015 года, когда при объявленном голосовании за правительство Иона Стурзы также не было кворума и попытка утверждения правительства была признана неудачной, аналогичная судьба постигла и «правительство Гросу».

Уже после закрытия заседания вице-спикер от «Платформы DA» Слусарь рассказал на брифинге: Гросу перед началом заседания признался, что даже его фракция PAS не собиралась голосовать за утверждение правительства. «Пресса меня спрашивает. Наверное, не все поняли, что я сказал на пресс-конференции. Повторяю: за 5 минут до пленарного заседания Игорь Гросу подошел ко мне и сообщил, что фракция PAS не голосует за собственное правительство. То есть депутат Игорь Гросу не поднимает руку за кандидата на должность премьера Игоря Гросу. Говорю это со всей ответственностью. Это политическая игра, издевательство», — заявил депутат, столкнувшийся с когнитивным диссонансом со стороны партии PAS.

В четверг после обеда М. Санду объявила о проведении консультаций с парламентскими фракциями по вопросу роспуска парламента. Стало очевидно, что президент, так же как и ее партия, с отчаянием проигравшего игрока ставят на одну и ту же карту под названием «досрочные выборы» в надежде «сорвать банк» и отыграться. На консультации были приглашены все парламентские фракции, однако социалисты и депутаты платформы «За Молдову» заявили, что в пятницу не придут к президенту из-за насыщенной повестки пленарного заседания парламента. Депутаты проевропейских партий заявили президенту, что не видят предпосылок для проведения досрочных выборов и настаивают на формировании кризисного правительства до преодоления последствий пандемии, когда можно будет провести досрочные выборы.

Судя по всему, эти консультации проводились для выполнения формальности. Депутат Слусарь по их окончании заявил, что «Санду провела эти консультации только для Конституционного суда».

Однако не будем забывать, что в решении Конституционного суда о признании Гросу кандидатом в премьеры была заложена также и возможность выдвинуть кандидатуру парламентского большинства. И судя по всему, заявление депутатов Партии социалистов в Конституционный суд направлено именно на то, чтобы все-таки получить возможность выдвинуть кандидатуру на пост премьера и добиться ее признания президентом.  

В любом случае лидер социалистов И. Додон заявил, что его партия не допустит досрочных выборов до нормализации эпидемиологической обстановки в стране. «Досрочных выборов так, как хочет Майя Санду, не будет! Мы не допустим выборов, пока не будет обеспечена массовая вакцинация в РМ! Более того, нельзя проводить выборы, если нет финансового обеспечения. А в бюджете на 2021 год деньги на выборы не предусмотрены. Заверяю, ПСРМ не станет голосовать за перечисление денег. Мы не заберем ни копейки из денег на вакцины и не отдадим на выборы. Майя Санду может устраивать выборы у себя в кабинете, но точно не в Республике Молдова», – заявил председатель ПСРМ.

Что касается возможных решений Конституционного суда, то И. Додон отдельно обратился к судьям этого высшего органа юстиции: «Майя Санду хочет использовать Конституционный суд как инструмент борьбы с парламентским большинством – точно так же, как в июне 2019 года это делал Владимир Плахотнюк. Хочу напомнить уважаемым членам КС, чем это закончилось, и призываю не повторять горький опыт их предшественников».

Итак, вероятность конституционного тупика, наподобие того, который возник из-за блокировки избрания президента в парламенте в 2011 году и длился два года, достаточно велика. Но сегодня ситуация отягощена пандемией коронавируса, и последствия могут быть гораздо тяжелее.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4172
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика