Информационное пространство раз за разом сотрясают скандалы, вбросы, громкие заявления киевских политиков и «ломов» (лидеров общественного мнения), направленные против Белоруссии в лице ее руководителя Александра Лукашенко. Причем атаки на «последнего диктатора Европы» с подключением украинских «диванных войск» не обязательно мотивированы стараниями угодить Западу, а часто оказываются внутриполитическим инструментом. Так или иначе, Минск явно избегает дипломатической эскалации, отреагировав только на заяву об отказе признавать переизбрание Лукашенко президентом, да и то сам «диктатор» впоследствии заявил, что готов возобновить отношения с Украиной.
Свежий повод для напряженности в белорусско-украинских отношениях неделю назад подбросила Служба безопасности Украины, объявив о задержании на территории Волынской области «шпиона» из соседней страны, якобы выполнявшего задания КГБ Белоруссии. Практически мгновенно пришла «ответка» – телеканал «Беларусь 1» показал сюжет о подполковнике МВД РБ, «шпионившем» с использованием служебного положения, а затем сбежавшем на Украину.
Ряд экспертов считает, что отношения между соседними экс-советскими республиками неизбежно ухудшатся, ибо именно в этом заинтересован Запад, которому подконтролен киевский режим. Но некоторые факты и факторы склоняют к обратной мысли: белорусско-украинская дружба настолько крепка, что ей не страшны никакие испытания. И дело не только в том, что от Белоруссии сильно зависит ВПК Украины, хотя развязанная Киевом война с собственными гражданами свою роль по-прежнему играет.
Нужен шпион – вот и он
О задержании сотрудниками СБУ гражданина Белоруссии, который «осуществлял разведывательную деятельность», пресс-служба ведомства сообщила 24 марта. По ее информации, «шпион» был завербован КГБ Белоруссии и направлен на Украину для сбора актуальной информации о ситуации в приграничье, налаживания каналов переправки через государственную границу оружия и товаров двойного назначения, а также «организации провокаций и создания информационных поводов для обвинений Украины в якобы поставках оружия для дестабилизации внутриполитической ситуации в Белоруссии».
Киевский политолог Александр Семченко поставил данный факт в один ряд с задержаниями граждан, якобы завербованных российскими спецслужбами, в чем давно преуспело «сбустапо». «Возможно, СБУ решила как-то разнообразить свою деятельность: обычно они задерживают "агентов ФСБ", которые что-то не то запостили в социальных сетях. Теперь появился "агент КГБ". Я, честно говоря, не отношусь к этим заявлениям СБУ серьезно – как-то они "криво" всё предъявляют», – сказал Семченко в эфире радио Sputnik.
Его минский коллега Александр Шпаковский связал разоблачение контрразведкой СБУ «шпиона КГБ» с пикетами против вмешательства во внутренние дела Белоруссии, прошедшими днем ранее у зданий посольств США и Украины в Минске и консульства Украины в Бресте. «Ситуация в белорусско-украинских отношениях продолжает ухудшаться. Вчера в Минске прошел пикет патриотической общественности у здания украинского посольства, сегодня СБУ отчиталось о "задержании белорусского агента". Думаю, что с белорусской стороны с повышением ставок тоже не заржавеет. Это необратимая логика конфликта», – написал политолог в своем телеграм-канале.
По случайному совпадению или в порядке моментального повышения ставок, но того же 24 марта на государственном телеканале «Беларусь 1» вышел сюжет о подполковнике МВД РБ Станиславе Лупоносове, который, по версии белорусских спецслужб, передавал секретную информацию оппозиционной к Лукашенко инициативе BYPOL, а потом сбежал на Украину. Позднее, двадцать девятого, пресс-служба того же МВД сообщила о задержании бывшего военного-контрактника, который, по версии силовиков, получил от BYPOL задание проверить достоверность данных, переданных Лупоносовым.
Оружие и взрывчатка с Украины: «сами себе поставляли»
Но самая правдоподобная причина задержания «белорусского шпиона» на территории Волынской области, граничащей с РБ, кроется в месседже пресс-службы СБУ о «создании информационных поводов для обвинений Украины...». Напрашивается вывод, что украинская сторона пытается откреститься от поставок в Белоруссию крупных партий оружия и взрывчатки, которые, по словам А. Лукашенко и главы КГБ Ивана Тертеля, предназначались для террористических актов как в отношении государственных ведомств, так и отдельных должностных лиц, в том числе с угрозой гибели большого количества населения.
Кстати, белорусский оппозиционный политолог Игорь Тышкевич, подобно С. Лупоносову бежавший на Украину, сообщил в телеграм, что его задержанный согражданин мог заниматься поставками запчастей для военной техники в интересах незаконного военного формирования, в создании которого та же СБУ недавно заподозрила пресловутого «героя АТО» Семена Семенченко. Но одновременно Тышкевич, якобы между прочим, «не исключил», что белорусские спецслужбы могли через своего агента организовать поставку оружия с Украины, чтобы накрыть ее и подтвердить слова И. Тертеля.
Если на Украине действительно станут отрицать свою причастность к поставкам в Белоруссию оружия и взрывчатки, перекладывая вину на спецслужбы соседней страны (мол, сами их организовывали), это будет не первый подобный случай. В начале января с. г. в Сети появилась аудиозапись якобы 2012 года, призванная доказать вину А. Лукашенко и его силовиков в резонансном убийстве журналиста Павла Шеремета, совершенном в Киеве 20 июля 2016-го. Есть мнение, что украинская сторона не столько пыталась обвинить белорусского лидера, сколько снять вину с настоящего заказчика убийства, до сих пор не разоблаченного, а также с фигурантов дела – «ветерана АТО» Андрея Антоненко, военной медсестры Яны Дугарь и «волонтера» Юлии Кузьменко.
«Очень возможно, что убийство Шеремета было организовано белорусскими спецслужбами Лукашенко, а сидит за это украинский волонтер, музыкант, человек, который сражался за Украину, награжден боевыми орденами – Рифмастер (позывной Антоненко. – А.Н.). Кузьменко и Дугарь отпустили из тюрьмы, но они по-прежнему под подозрением. Получается, что этот клоун позволяет вытирать об себя ноги и при этом преследует украинских патриотов, покрывая, возможно, действия белорусских спецслужб на нашей территории. Очень больно и обидно на это смотреть», – ораторствовал, называя президента собственной страны В. Зеленского клоуном, одиозный депутат Верховной рады Алексей Гончаренко.
«Диктатор, выручай!», или Презлым за предобрейшее
На вопли об убийстве Шеремета Минск предсказуемо не обратил внимания, Лукашенко заявил о готовности возобновить отношения с Украиной вскоре после появления упомянутой аудиозаписи. Одна из основных причин такой лояльности – конечно, нежелание терять украинские рынки сбыта, причем не только продукции нефтеперерабатывающих заводов, но и многой другой. Говоря, что Белоруссия «не рухнет на колени», несмотря на неопределенность в мировой экономике и ряд неблагоприятных факторов, глава государства наверняка рассчитывает на продолжение экспорта на Украину.
«Мы крайне зависим от Белоруссии по ряду товарных групп и реализации совместных инфраструктурных проектов. Порядка 40% нефтепродуктов в 2020-м году мы получали из Белоруссии, и на 2021 год имеем долгосрочные контракты. Порядка 60% бетонных смесей для нашей программы "Большого строительства" – это белорусские товары, белорусские поставки. Почти треть удобрений являются импортными на рынке Украины – это белорусские удобрения. Тут стоит говорить и о машиностроении, 70% троллейбусов – это троллейбусы, которые имеют белорусские корни», – рассказала на круглом столе в Киеве экономист Татьяна Зосименко.
Сознательно или нет эксперт не упомянула об энергетике, но и здесь зависимость Украины от соседней страны и ее лидера-«диктатора» налицо. Как сообщал «Ритм Евразии», в феврале с. г. Киев направил в компанию «Белэнерго» запрос на экстренные поставки 500 мегаватт электричества из-за аварий на двух украинских электростанциях. Как только понадобилась срочная помощь, приверженцы «демократии» и «европейского выбора» сразу забыли о, скажем так, разногласиях с руководством страны-члена ЕАЭС и Союзного государства.
Однако вскоре Киев отплатил соседям «презлым за предобрейшее». 24 марта глава комитета Верховной рады по вопросам евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе заявила, что интеграция Украины в ЕС просто несовместима с покупками электричества в России и Белоруссии, призвав правительство и парламент незалежной «адекватно отреагировать» на клич президента Литвы отказаться от покупки электроэнергии с БелАЭС. «Если этого не будет сделано… это будет означать, что Украина, несмотря на свои лозунги, разворачивает свой корабль в сторону Российской Федерации, а не в сторону Европы и не в сторону наших стратегических партнеров, таких как Литва», – сказала она.
А немногим ранее, 18 марта, депутат Рады Михаил Бондарь опубликовал в Facebook копию ответа В. Зеленского на свой запрос о введении ограничений на импорт электроэнергии из России и Белоруссии, где говорится, что президент поддерживает это предложение и просит премьер-министра Дениса Шмыгаля «всесторонне рассмотреть вопрос и внедрить комплекс действенных мер».
Скованные одной цепью. Связанные одной целью?
Впрочем, вполне вероятно, что заявления и запросы украинских депутатов при всей поддержке из офиса президента Украины останутся «мухами», отдельно от которых Киев продолжит потреблять «котлеты» с белорусских электростанций, НПЗ и многого другого. Политики могут сколько угодно хейтерствовать в адрес «последнего диктатора», а внешнеэкономические связи стран-соседей диктуют свое. А именно – продолжение.
Думается, дело не только в том, какими прочными нитями или, скорее, цепями объединены две экономики, включая предприятия ВПК. Дело в том, что Лукашенко нуждается в Украине как экономически, так и политически. Это объясняется пресловутой «многовекторностью», от которой президент Белоруссии передумал отказываться, как только чуть не свергнувший его беломайдан пошел на убыль. Или даже не думал отказываться.
К слову, в Луганской и Донецкой народных республиках, провозглашение и становление которых доктрина «Русский Донбасс» определяет как продолжение традиций русской государственности, помнят многочисленные заявления Лукашенко в поддержку ликвидации Л/ДНР Украиной, скорейшего возвращения их границ с Россией под контроль Киева и восстановления «территориальной целостности» незалежной. Хотя в Минске не могут не знать, что Украина пребывает под контролем, мягко говоря, недружественных к Белоруссии США, а сам Бацька называет укромайдан госпереворотом. Но это не мешает Лукашенко быть врагом несокрушимого региона, который именно против данного госпереворота выступил.
Выходит, враг худшего врага постмайданной Украины – ее лучший друг. И подобная дружба, судя по всему, «сильнее страсти, больше, чем любовь».
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram